Попытка экклезиологического обоснования экуменизма
Попытка экклезиологического обоснования экуменизма
Признавая Православие носителем неповрежденной Истинны, некоторые православные экуменисты считают, что в других конфессиях она повреждена лишь частично, несущественно, так что вера и мистическое единство Церкви сохраняется. Протоиерей Сергий Булгаков считал, что Церковь разделена только внешне, организационно, при сохраняющихся внутренних основах, которые выражаются в общей вере и Таинствах. «Надо громко сказать, - говорил он, - и еретики находятся в Церкви. Совершившееся разделение не доходит до дна, оно ограничено и не разделяет тела Христова, Церкви Его».
Протоиерей Георгий Флоровский в своей книге «О границах Церкви» отмечал, что «…и в самих расколах (и даже у еретиков) Церковь продолжает творить свое спасающее и освящающее действие».
В «Экклезиологических тезисах» протоиерей Александр Мень писал: «Факт взаимопризнания апостольского происхождения иерархии и реальности совершаемых таинств у католиков и православных есть признание на деле подлинного единства Церкви... Молитвенное общение уже установлено (например, общеизвестны факты участия представителей Ватикана в отпевании Московского патриарха и православного поминовения умершего папы). Следует отметить, что Московский Патриархат распространил среди духовенства специальный чин отпевания католиков и других инославных. Канонического общения не существует (это и есть "разделение Церквей"), но взаимопризнание иерархии и таинств создает для него все предпосылки в будущем. Евхаристическое общение не стало общей практикой, ввиду того, что оно предполагает полноту канонического общения. Пока же католический епископат разрешает причащаться в православных храмах, а Синод Русской Православной Церкви допускает в случае необходимости принимать к участию в таинстве католиков».
Необходимо отметить, что никакого совместного молитвенного общения, о котором говорит Александр Мень, между Православной Церквью и Католической не существует и быть не может. Присутствие представителей Католической церкви при отпевании Патриарха не свидетельствует о имеющемся между Церквами молитвенного общения, также как не считается, что по совместной молитве в Великую Субботу сходит Благодатный Огонь на Гробе Господнем. Напротив, все знают, что это происходит по первосвятительской молитве православного Патриарха. И о каких Таинствах в данном контексте говорит о. Александр? В каких Таинствах Православной Церкви могут участвовать римо-католики? Хотя, конечно, они могут прибегнуть к Православному Таинству Исповеди, но лишь в том случае, когда, осознав свое пагубное заблуждение, покаются в нем и обратятся от католицизма к Истине Православной Веры.
Святитель Марк Ефесский (†1457) писал: «Мы отторгли от себя латинян не по какой иной причине, кроме той, что они еретики. Поэтому совершенно неправильно объединяться с ними… Латиняне не только раскольники, но и еретики. Церковь молчала об этом потому, что их племя гораздо больше и сильнее нашего».