Недавно в культурной жизни столицы Латвии произошло яркое событие – в зале Большой гильдии с единственным концертом выступил известный во всем мире пианист Николай Петров. Лауреат многих премий, профессор Московской консерватории и президент Академии российского искусства и на этот раз блеснул своим неувядаемым мастерством. Спустя какое-то время маэстро дал концерт в Таллине, а поскольку в Москву он возвращался через Ригу, то мы побеседовали с ним прямо в аэропорту, где г-н Петров ожидал свой самолет.
«Нам не хватает пристава»
– Правда, что вы объехали весь мир?
– Ну, почти. Да и сам к этому стремился. Я же уже пенсионер, за плечами 62 года. Но и за это время, к сожалению, не довелось пока побывать в Австралии – очень далеко, и никогда не был в Африке.
– Думаете, там найдутся ценители классики?
– Там есть где играть. Но объездил Азию, выступал в Гонконге, Японии, Филиппинах, Сингапуре...
– Есть ли разница в восприятии слушателей?
– Да. Например, на Тайване публика музыку воспринимает по принципу выработанного рефлекса. То есть, если громко и быстро она звучит, то будет успех, а если тихо и медленно, то – увы. Конечно, существует эталонная публика, такая, как английская, голландская, немецкая...
– После развала Советского Союза всплыла всякая пена, нас накрыла волна попсы. А серьезная, классическая музыка, как и ее исполнители, отошли на второй план. Борьбы не было?
– Дело в том, что серьезные деятели культуры крайне не консолидированы, каждый сам за себя. Поэтому так легко вытворять с нами разные мерзости и гадости. Я имею в виду тех людей, которые один за другим шлепают законы, губящие нашу культуру, наше искусство. А вот эта попсово-педерастическая мразь консолидирована, причем без границ, как стальной кулак. Приезжает в Россию какой-то хор педерастов и поет в зале Чайковского. И ему дают эту возможность!
– Вероятно, лишнее свидетельство подтверждению сказанного вами – пресловутая опера «Дети Розенталя»?
– Это очередной шаг, сотворенный нашими «думаками». Станет ли он очередным уроком, поймут ли, что не всюду надо совать свои руки и не очень умные головы? Сомневаюсь. На их месте я бы давно заинтересовался засильем этой попсы. Как и тем, что делается на телевидении в поле юмора. Ведь там кучка ушлых бездарных людей купило все ТВ. При этом сказать, что не нравится – не смотрите, не получается. У вас идет по второй программе Петросян, вы в ужасе переключаете на первую, а там Степаненко! Перескакиваете на третью – там Дубовицкая. Причем захватили бездарные, неостроумные, тупые и хамоватые люди.
– Вы еще не видели названный «шедевр»?
– Нет. Может, еще посмотрю. Но, по отзывам знакомых, могу предположить, что данный спектакль, на мой взгляд, более подошел бы театру «Геликон». И вообще считаю, что давно пора перейти на тот стиль, который был при царе-батюшке.
– А именно?
– Когда в какой-нибудь уездной газете рисовали, допустим, голую тетю, то не собиралась Госдума, не обсуждал это государь со своими фрейлинами. А приходил пристав, отдавал честь и сообщал, что на хозяина или редактора налагается штраф, после чего предупреждал, что еще раз будет допущено нечто подобное, закроем вас к чертовой бабушке. И уходил. Когда перейдем на такое, у нас не будет всякой бредятины. А тут цепляются за фразы, обсуждают на ТВ, в думе...
Норма стала исключением
– Так может, установить цензуру?
– Зачем? Это мы уже проходили. Надо вернуться к системе «этого не должно быть, потому что этого не будет никогда». Вот нужна ли табличка в зале ресторане «На полу не гадить»? Или это сама собой разумеющаяся вещь?
– Вопрос риторический.
– Почему же для этих убогих мы должны составлять справочники, что можно, что нельзя? Человеку, считающему себя более-менее культурным, цензура не нужна. Он знает, что такое делать нельзя. И все. Мы же продолжаем жить по Оурэлу – все равны, но некоторые равнее.
– Этот кризис будет преодолен?
– Вряд ли. Есть старая притча. Идет путник по пустыни. И вдруг видит крест с распятым человеком. Тот страдает. Тело облепили мухи, оводы. Путник, пытаясь облегчить его страдания, сгоняет их. Умирающий открывает глаза и с трудом говорит: «Ты что наделал?» Первый отвечает: «Хотел облегчить твои последние страдания». «Глупец. Эти были уже сытыми, а сейчас ты уйдешь, и прилетят голодные-голодные и более злобные». Вот так и здесь. Причем при системе, когда из каждого вложенного миллиона долларов должно быть украдено 600 тысяч.
– ?!
– Это уже выработанный норматив, и об этом все знают. Оттеснят этих или они уйдут сами, так придут другие, более голодные и жадные.
– Тем не менее ваши концерты собирают полные залы.
– А разве я у кого-то что-то ворую? Или демонстрирую свои филейные части на теле? Я к тому, что истинное Искусство все-таки борется с пошлостью. К превеликому сожалению, в России трудно собирать полные залы. Но вот возьмите маленький Израиль, где я часто выступаю. Там даю шесть концертов в одном зале с одной и той же программой. А Давид Григорьевич Ойстрах играл 11 раз – «Первый концерт» Чайковского. И таких залов не один и не два. Население страны несколько миллионов. Так один миллион побывает на этих концертах. А в 12-миллионной Москве в зале соберется тысяча человек. Но больше одного концерта классической музыки Москва не потянет. Я играю там один – он аншлаговый. На втором уже будут промоины. Третий никто даже делать не будет.
– А каковы впечатления от рижан?
– С огромным удовольствием приехал в Ригу, где не был 8 лет, в Таллине – 12. Далек от мысли превозносить себя, но ваша публика особенная – она отдалась тому, что происходило на сцене. И это внушает надежду. Ведь сколько не издеваются над классической музыкой, она живет и будет жить. А ведь сейчас продолжаются попытки закрыть радио «Орфей», которое единственное в Москве дает такие концерты. Маленькое, со слабыми передатчиками, оно является отдушиной, откуда не льется попсовая грязь. Правда, сейчас появилась еще одно небольшое радио «Классика». Но это капля в море. И это не делается постановлениями президента.
– Вероятно, кто-то должен заниматься данной сферой искусства?
– Правильно. Вот президент Татарстана Ментемир Шарипович Шаймиев. У него в семье, насколько мне известно, никто профессионально не играет на музыкальных инструментах, не поет. Но именно он лет 10 назад на месте стеклянно-фанерно-бетонно-цементного актового зала консерватории выстроил чудо света, настоящий храм искусства. А в начале марта я побывал в Набережных Челнах, где был открыт роскошный концертно-органный зал, построенный на месте бывшего кинотеатра. Это произошло в 6 часов вечера, а в
8 часов в этом же городе был открыт оперный театр.
Если когда-нибудь найдется хоть один Абрамович или Дерипаска, который захочет возродить классическую музыку, то он это сделает.
– Вы думаете, олигархи вложат деньги в высокое искусство?
– Мне хочется надеяться. Вероятно, я мечтатель-утопист.
– Наверное, не стоит спрашивать о меценатах, ведь классика – это же не эстрадная попса.
– Закон о меценатстве настолько испохабили, что от него ничего не осталось. Главная задача наших законодателей в том, чтобы люди, дающие деньги, открыли свои доходы. Но этого мало! Сейчас думцы собираются запретить тем же людям делать целевые перечисления. То есть конкретный человек не сможет дать мне деньги для проведения концерта. Будет некое казначейство, куда должны поступать такие деньги, а потом оно будет их распределять по своему усмотрению. Можно предположить, сколько дойдет по назначению.
– Весьма мрачные перспективы.
– Увы, сейчас люди приходят в животный ужас только от одной информации, что закон должен появиться.
– Глядя передачи Андрея Караулова «Момент истины» и Алексея Пушкова «Постскриптум», становится больно за Россию.
– Я знаком с обоими. Но у них нет альтернативы. Либо я жду уголовных процессов против тех министров, генералов, адмиралов, директоров, воров, проходимцев, которых они показывают, либо судебных процессов о защите чести и достоинства. Но ни того, ни другого не происходит! К сожалению, в нашей стране норма стала исключением.
– Смотрю, вы занимаетесь не только музыкой?
– Наоборот, я очень замкнут. В этом году хочу поставить большой забор у своего дома, чтобы еще более огородиться.
– Но в политике вы прекрасно разбираетесь.
– А может ли человек быть вне той клизмы, которую ему ставят? У меня со многими испортились отношения из-за того, что они считают того же Ходорковского политической жертвой. Простите, но в нормальном цивилизованном обществе, где соблюдаются хоть какие-то законы, не может человек за год увеличить свое состояние с пяти до 13 миллиардов. Этого не может быть! Но почему взяли только одного? Ведь вон их сколько.
– Вы являетесь членом консультационного совета по культуре при президенте России В. Путине.
– С Путиным можно работать. Когда собирается наш совет и кто-то выступает, Владимир Владимирович делает резюме обязательно. Причем никто ему на ухо ничего не нашептывает. Могу сравнивать, потому что в этот совет я входил еще при Ельцине. Но, простите, тогда мы сидели с набальзамированным трупом, ни на что не реагирующим. Да и вообще, считаю, что выдавать индульгенции бывшим правителям крайне неверно. Человек должен знать, что за свои преступления он будет отвечать.
– По натуре вы оптимист?
– Вообще эта глупость во мне есть.
– Вы человек светский, в смысле тусовок?
– Прихожу от них в ужас. Как-то пригласили меня на открытие какого-то суперресторана в Жуковке. Столы ломились от немыслимых деликатесов. И когда я увидел, кто там собрался, этих новых хозяев жизни, страшно размалеванных баб, услышал их разговоры, я почувствовал себя куском масла в воде. Поэтому для меня эти тусовки хуже чесночной клизмы.
– А как вы отдыхаете?
– У себя дома. Живу в замечательном месте, и люди платят десятки тысяч долларов, чтобы там провести лето. А куда-то ехать, где будет заведомо хуже, это не по мне. Море я уже видел, на параплане летать не буду – тяжеловат. К тому же я уже смотрел на Ригу с высоты птичьего полета, когда катался на вертолете компании AKOTI. Ллежать на лежаке? Точно так могу это делать на собственной даче. А если нужна экзотика, то можно купить кактус.
– Кто приходит на ваши концерты?
– Самые разные люди. В том числе и молодежь, что не может не радовать.