Это случилось! 3 апреля "Коневец-Квартет" подарил Абакану фееричный концерт, подобных которому в нашей республике действительно не было. Артисты из Питера исполнили самую длинную в своей истории программу, проведя на сцене едва ли не три часа. Но залу, казалось, и этого было мало. "Браво, браво!" – кричали неугомонные зрители, "вынуждая" гостей петь еще и еще. Когда уже были сказаны слова благодарности протоиерея Сергея Тимонова и прозвучали последние аккорды "Многая лета", публика ринулась в холл расхватывать диски и автографы.
В этот день в Хакасской филармонии творилось действительно нечто невообразимое. На сцене звучали завораживающие церковные песнопения, уносящие на далекие острова Валаам и Коневец, где ровно 19 лет назад в Рождество-Богородичном храме появился одноименный мужской ансамбль.
Духовные сочинения композиторов XIX и XX веков, грузинские и греческие распевы дополняли произведения светского толка – известные народные песни "Вдоль по Питерской" и "В темном лесе", музыкальные шедевры времен русско-японской войны 1905 года: "Гибель Варяга" и "На сопках Маньчжурии", лиричные авторские композиции, две из которых были исполнены при участии Юлии Хотай – в прошлом участницы абаканской хоровой студии "Каданс" (возглавляемой Мариной Штарк), а ныне – солистки Санкт-Петербургского камерного хора "Lege Artist". Ее супруг и руководитель ансамбля "Коневец-Квартет" Игорь Дмитриев и трое других вокалистов – Сергей Свойский, Максим Мостовой и Олег Палкин – дали эксклюзивное интервью нашему корреспонденту.
Несем слово Божие в разные страны
– Как так получилось, что за 19 лет вы побывали во многих городах Европы и США, но ни разу не выезжали в Сибирь? Неужели никогда не хотелось?
Сергей: – Конечно, хотелось. Когда я еще учился в консерватории, побывал в Хабаровске. Но это было сто лет назад – в 1988 году. У нас жизнь все время на колесах, мы к этому привыкли, и в какой-то момент сидеть на одном месте становится тяжело. Наша страна действительно удивительная. Летишь куда-нибудь 9-10 часов, а там говорят на том же языке. Фантастика!
Кроме того, у нас очень разнообразная природа. По дороге из Саяногорска в Черемушки (где ансамбль 2 апреля давал благотворительный ансамбль – прим. авт.) – изумительные виды, а СШ ГЭС – это вообще что-то феерическое, не мог себе представить, что это настолько великая вещь. Можно только представить, сколько туда вложено пота и крови.
– Расскажите, как вы, студенты и выпускники консерватории, оказались в Коневском монастыре?
Максим: – В 1992 году, когда монастырь открылся во второй раз, у него не было своего хора, потому на первое время пригласили нас поучаствовать в службах и концертах для паломников и туристов. Первое лето мы там пели, а потом в монастыре был организован хор из монахов.
Олег: – С тех пор, по благословению отца Александра, наш ансамбль под именем "Коневец-Квартет" (в честь Коневской иконы Божьей Матери) несет слово Божие в разные страны. Мы уже побывали в Финляндии, Канаде, Америке, Англии и Шотландии.
– А как подбирали участников для коллектива?
Игорь: – По человеческому принципу. Жизнь показала, если просто собрать хорошо поющих людей, можно сделать концерт, записать диск, но не всегда с ними можно выезжать на гастроли – кто-то думает о своем, кто-то едет просто зарабатывать деньги. Мы все болеем за общее дело и, если нужно, можем и выступить бесплатно, и помочь кому-то. Мы все друзья. Болеем друг за друга, помогаем друг другу.
Олег: – Нас устраивают и человеческие качества участников коллектива, и профессиональные. Мы все верующие православные люди и, кроме Коневецкого подворья, поем в различных православных храмах и соборах.
– Полным составом?
Олег: – Не всегда. Я, например, пою в Казанском кафедральном соборе, Максим – в Павловске, Сергей – в Пушкине, Игоря приглашают на Коневецкое и Валаамское подворья.
Голоса
звучат как орган
– Можно ли сказать, что акапелльная форма исполнения связана с церковной традицией?
Максим: – Мы с семи лет воспитывались в хоровом училище и в Санкт-Петербургской капелле и пели церковную музыку. Можно сказать, что пропитались ею насквозь. И чем больше мы ее поем, тем больше проникаем в ее глубины.
Олег: – Правда, в советское время мы пели церковную музыку со светскими текстами. Насчет акапеллы... Она действительно уходит корнями в церковную традицию. В православных храмах звучит только акапелла, а в католических и протестантских храмах, к примеру, можно услышать орган. Европейцев всегда удивляет, что наши голоса могут звучать как орган. Многоголосное исполнение в России появилось в XVII веке, при Екатерине II. Тогда и стали появляться большие гармоничные композиции и авторские сочинения.
– Церковная музыка, звучащая на сцене, – это тоже молитва?
Олег: – Естественно. Ведь это обращение к Богу. Потому она так воздействует на публику. Человек понимает смысл слов и погружается в такое же состояние.
– То есть вы несете еще и миссионерскую миссию?
Олег: – Конечно. Сейчас очень много всего, из чего можно выбирать. Я имею в виду в том числе и конфессии. Человек может пойти и в синагогу, и в католическую церковь, и в православную. Мы православные люди и несем православное зерно. Если оно кому-то близко, дорого и если кто-то захочет пойти по нашим стопам, мы, конечно, будем этому очень рады. Мы много гастролируем по свету, и нередко после наших концертов зрители начинают задумываться о каких-то вещах. Бывало, что и вероисповедание меняли.
Бодибилдинг
помогает лучше петь
– Как правило, православные верующие носят бороды, а у вас только один артист с бородой...
Олег: – У нас не растет (смеется). Мне кажется, дело не во внешних показателях. Главное, что у человека внутри. Если бы мы пели на клиросе в сане дьякона или священника, то, конечно, носили бы бороды и длинные волосы. Православный мирянин, как мне кажется, должен просто хорошо и опрятно выглядеть. Тогда к нему будут тянуться и другие люди.
– Но при этом ваши сценические костюмы напоминают монашеские...
Олег: – Это подрясники. Их по благословению священника может носить фактически любой мирянин, который имеет отношение к храму. Такая одежда обязывает быть более сдержанным в своих проявлениях и при этом немножко организует публику, она фокусируется, как фотоаппарат, и воспринимает духовную музыку соответствующим образом. Во втором отделении концерта мы появляемся уже в ярких национальных костюмах и поем народные песни и романсы. Это легкий принцип шоу, без которого сейчас, к сожалению, никуда. А также попытка разграничить две части концерта, которые должны кардинально отличаться, но при этом не противоречить друг другу.
– У каждого из вас удивительно красивый, сильный голос. Что помогает держать его в тонусе?
Олег: – Главное для голоса – хорошо отдыхать (я не имею в виду расслабляться), высыпаться, хорошо есть и как можно меньше нервничать. Голос – настолько тонкий музыкальный инструмент. Его можно настроить, но через минуту он не будет так звучать. Скрипка держит одну форму, но колки, которые держат струны, тоже могут поплыть. Человеческие колки – еще более тонкие и невидимые, их трудно удержать в таком состоянии.
– И как вы отдыхаете?
Олег: – Я люблю бодибилдинг и выплескиваю в спортивном зале все отрицательные эмоции, на железках, разумеется.
Максим: – Еще мы все очень тепло относимся к рыбалке. И если удается, выезжаем ловить рыбу вместе.