Очередную нашу встречу с вами, уважаемые читатели, я решила посвятить ретроспективе живописи, рассказав о секретах старых мастеров, или очаровании АБСОЛЮТНЫХ КОПИЙ шедевров живописи.
Вероятно, многим сразу же невольно вспомнились таинственные загадочные истории, связанные с похищением и подделкой таковых. Ведь все это окутано тайной и недосказанностью различных нюансов.
Да, мы уже успели привыкнуть к тому, что произведения искусства зачастую продаются за миллионы долларов. А по оценкам ведущих экспертов, международный рынок искусства ежегодно «тянет» на 33 миллиарда долларов! Цены на живопись старых мастеров растут, как и число желающих иметь шедевры в своих частных коллекциях. Тем более что многие понимают, что одна из проблем ХХI века – это стремительно распространяющийся прагматизм и материализм, который стремится отбросить произведение искусства как ненужного посредника и демонстрировать на выставках самого художника. Но хочу подчеркнуть, что только настоящее искусство всегда дает ощущение новизны. И поэтому шедевры всегда являются стержнем и опорой духовности человека. В свое время знаменитый испанский художник Сальвадор Дали, преклоняясь перед живописью старых мастеров, писал: «Если ты из тех, кто считает, что современное искусство превзошло искусство Вермера и Рафаэля, то пребывай в блаженном идиотизме».
На сегодняшний день в жизни высокой живописи существуют мастера, которые способны создать ретроспективы или абсолютные копии художников итальянской, голландской, французской, немецких школ ХIV-ХVII веков.
Первая и единственная школа реставрации и копирования была создана при Императорской академии художеств по указу великой императрицы Екатерины II в 1764 году. Представители школы выполняли персональные заказы для императорской семьи и любителей живописи из знатных семей России и Европы. Многие копии, не уступавшие в художественном отношении оригиналам, в дальнейшем приобретали музейный статус. Прекрасные коллекции картин были собраны князьями Гагариным и Орловым, княжной Голицыной и графиней Салтыковой. Интересен и тот факт, что императрица Екатерина II не раз заказывала копии с известных живописных произведений как для украшения загородных дворцов, так и для дарения европейским монархам.
Рождение профессиональной художественно значимой копии – сложный и долгий процесс, требующий, как правило, нескольких месяцев упорного творческого труда. Художник-копиист должен досконально знать историю того периода, в котором работал тот или иной мастер. А в особенности – господствующий художественный стиль того времени, изучить и проникнуться творческим характером, индивидуальностью, манерой письма копируемого художника. Знать все составляющие: композицию, рисунок, колорит, чудодейственные свойства самих красок, того самого живописного теста, из которого в буквальном смысле слова лепили свои картины великие мастера. Только глубокое знание анатомии самой живописи, понимание взаимоотношений корпусных и прозрачных красочных масс, их взаимодействие между собой позволит передать глубину неба или теплоту человеческого тела и превратить красочную массу, наполняющую плоскость холста, в живую, глубокую, дышащую жизнью картину.
Знаменитый коллекционер и большой друг Советского Союза господин Арманд Хаммер очень много заказывал и приобретал копий и ретроспектив старых мастеров. В один из приездов в СССР он выставил свою коллекцию, которая практически вся была представлена такими работами. Успех был грандиозен, т.к. уровень художественного мастерства был безукоризнен, а красота не требует доказательств. Ведь подлинный художник тот, кто мыслит образно – «в капле воды увидит море».
Коллекционеры, ценители прекрасного знают, что профессиональное копирование произведений живописи, графики, скульптуры, безусловно, является самостоятельным и равноценным в ряду других видов изобразительного искусства. И приобретая профессионально сделанную копию картины известного, почитавшегося многими веками мастера, они получат полноценное художественное произведение.