Его пациенты не могут по собственному желанию поменять лечащего врача или пожаловаться руководству больницы на плохое обслуживание. Их права не защищены законом и клятвой Гиппократа. Соблюдение норм этики и любовь к животным – вот основные качества этого доктора. А еще он должен знать не только латынь, но и разуметь, пожалуй, самый непонятный в мире язык – язык животных. Врач братьев наших меньших, или попросту ветеринар, профессия или, скорее, призвание, которое не приобретается с годами, а дается свыше.
И мерилом всему этому – отношение четвероногих, хвостатых, усатых и иногда кусачих. 14 августа, вот уже 250 лет, мировое сообщество празднует День ветеринарного работника. В связи с этим прошедший 2011 год был оглашен годом ветеринарии, годом ветеринарной профессии и годом ветеринарного врача! В Украине же ежегодно люди, лечащие животных, эту дату отмечают каждое второе воскресенье августа. О буднях, достижениях и проблемах в сфере ветеринарии нашей газете решил рассказать начальник Управления ветеринарной медицины в Бердянске Дмитрий Дойнов.
– Дмитрий Афанасьевич, почему-то для простого обывателя ветеринарный врач это тот, кто лечит домашних животных. На самом же деле эта профессия вобрала в себя гораздо больше функций.
– Это так, мы привыкли к тому, что ветеринарный врач – это тот человек, который работает в ветеринарной клинике, ведет прием четвероногих посетителей, в основном из кошачьего или собачьего племени, однако врачи ветеринарной службы также контролируют доброкачественность сельхозпродуктов животного и растительного происхождения. Они регулярно проводят ветеринарно-санитарную экспертизу. Мы ведем профилактическую работу, боремся с бешенством. Обязанностей на самом деле много. Например, ко всему прочему, выдаем ветеринарные свидетельства, или, как их еще называют, разрешительные документы по месту нахождения животных. Эти свидетельства позволяют вывозить домашнего любимца за пределы города, области, страны.
– А вот по поводу бешенства. Правда, что в последние годы есть определенные трудности с вакциной против бешенства?
– На самом деле это немного не так. Вакцина есть, и в достаточном количестве. Единственное, что в последние два года прекращено финансирование пероральной вакцинации диких плотоядных животных и бродячих собак. Раньше нам выделяли эту вакцину, в количестве 2 тысяч доз, мы раскладывали по 20-40 доз вокруг города, в районах свалок. Ставили метки и наблюдали на 3,8, 11 день интенсивность поедания препарата. Это давало свои результаты: бешенства у нас не было. Сами понимаете, вакцину поедали не только бродячие пушки и шарики, съедали ее и лисы, и енотовидные собаки. А вот когда эти мероприятия в связи с недостатком финансирования прекратились, у нас в городе и районе появились случаи бешенства. В этом году, например, в Бердянске их было три. Это две енотовидные собаки и одна лиса. На сегодняшний день карантин снят, однако от очередных случаев никто не застрахован. А вы сами понимаете, что бешенство опасно и для животного, и для человека, и если человек и животное не вакцинированы, вероятность летального исхода при заражении 100%.
– Т. е от бешенства можно привить и человека?
– Можно, только в широких кругах это не практикуется. Это, так сказать, вынужденная вакцинация. Прививаются в основном только те, кто постоянно контактирует с животными и находится в группе риска. Это, как правило, ветеринарные врачи и охотники. Просто по желанию такие прививки не делают. Вакцинируют только тех людей, которых покусали бродячие животные.
– И что, действительно, привитое животное после контакта с больным может выжить?
– Не может, а выживает и в дальнейшем здравствует. Вот у меня, например, недавно был такой случай. В селе Шовковом бешенная лиса забежала на подворье и подралась с домашней собакой. Пес лису разодрал, а когда мы материал отправили в Запорожье, выяснилось, что зверь был больной бешенством. Собака же оказалась привитой. Животное живет и радует своих хозяев и поныне. Поэтому еще раз повторюсь: прививать от бешенства домашних животных просто необходимо. В этом году мы привили более 3 тысяч собак и 800 котов.
– А что, и кошек тоже надо вакцинировать?
– Обязательно, и не только от бешенства. У наших людей почему-то бытует мнение, что вакцинировать надо только собак. На самом деле коты заражаются и болеют гораздо чаще. Судите сами. Собака на привязи или находится в огороженном пространстве, а кот гуляет, где хочет. У кого больше риска заразиться? Ясное дело, у кота.
– Дмитрий Афанасьевич, как нынче живется нашей бердянской ветеринарной службе?
– На самом деле живется, как можется. Учреждение мы не частное, а государственное, стало быть, и финансирование получаем из Киева. А вы сами знаете, как все это сложно. Слава богу, на зарплату хватает, правда, это далеко не баснословные суммы, поэтому, учитывая сложившуюся ситуацию, зарабатывать самостоятельно нам дают. Вот мы и лечим домашних наших любимцев. Правда, раньше возможности заработать у нас было немного больше, сегодня же пояски пришлось подзатянуть.
– А это как, в чем причина?
– А вот так. Раньше деньги за ветеринарные свидетельства шли на нужды нашей службы, а сегодня эту услугу назвали административной и все вырученные деньги попросту ушли в бюджет, т. е в Киев, и мы с этого не имеем ничего, а это порядка 300 тысяч гривен. Сами понимаете, подспорье было хорошее. Где-то что-то подновить, подлатать, отремонтировать. Да и к зарплате была небольшая прибавка. Ведь на самом деле зарплаты ветеринарных врачей в нашем городе далеко не заоблачные. Люди получают мизер, при этом выкладываются по полной программе. У нас, например, в ветлечебнице работает два врача. Шесть дней в неделю. В последнее время стали вести прием и по субботам. В выходной день наплыв бывает больше, чем в будний, люди дома, есть свободное время, чтобы приехать в клинику.
– Дмитрий Афанасьевич, скажите, правда, что в последнее время среди животных возросли раковые заболевания?
– Вы знаете, мы, наверное, живем в более благоприятном с точки зрения экологии регионе. Если в Запорожье и других загрязненных областях уровень больных раком возрос в разы, у нас пока что все держится на прежнем уровне. Да, не спорю, в сравнении с прошлыми годами процентность увеличилась, но несущественно. Животные больше страдают от халатности своих хозяев, которые не спешат при первом звоночке обращаться к врачу. Вот и получается, что время упущено и зверушка уже смертельно больна, а ведь можно было взять анализы и чем-то ей помочь.
– Кстати, по поводу анализов. В вашей клинике можно провести любую диагностику?
– К сожалению, нет. На сегодняшний день можно сделать серологический, химический и бактерологический анализ крови, и пока все. Такие вещи, как рентген, УЗИ-диагностика для нас предел мечтаний. И не потому, что я такой плохой и жадный, просто для этого нет средств, да и помещение оставляет желать лучшего. Для рентген-аппарата необходимо специально оборудованное место, со многими ступенями защиты, а там, где мы можем поставить рентген, находятся жилые квартиры, на этом все желания и оканчиваюся. С УЗИ же все гораздо прозаичнее: очень дорогое удовольствие, и не факт, что желающих окажется слишком много, т. к сама процедура не из дешевых. У нас люди себе не могут финансово позволить ультрозвуковое обследование, а тут животные. Охотников можно пересчитать по пальцам. Конечно же, хотелось бы, чтобы все было по первому разряду, но пока что мы не можем себе позволить даже увеличение штата. Хотя это в ближайших планах есть. В следующем году мы планируем изменить структуру предприятия и увеличить штатное расписание до 9 единиц. Сегодня мы имеем два врача в ветлечебнице, пять официальных врачей, которые работают на перерабатывающих предприятиях города и содержатся за счет спецфондов. Сами понимаете – это маловато. Лично мы, без помощи Киева, в этом году на зарплату государственных ветеринарных врачей заработали более 120 тысяч гривен. Заработали и раздали. Да и вообще, я не могу жить спокойно, мне постоянно надо чем-то заниматься, реорганизовывать, изменять. Вот смотрите, когда я занял эту должность, а было это в 2000 году, у меня в подчинении находилось 17 человек, сегодня их уже 30. Тогда мы зарабатывали в год порядка 80 тысяч гривен, в 2011 году эта цифра возросла в 10 раз. Все это на самом деле очень сложно. Ведь цены на свои услуги мы не повышаем. Мало того, к нам частенько приходят бабушки со своими котиками и собачками, у них на ветеринара просто нет денег. Приходится идти им навстречу и лечить их домашних животных бесплатно.
– Сегодня мы боремся с африканской чумой. Кстати, это не сибирская язва и здоровью людей угрозы вроде бы нет. Так почему же мясо исчезло с рыночных прилавков?
– Все правильно, людям это заболевание не угрожает, однако свинки при любом контакте гибнут. Вот смотрите: вы живете в селе, купили зараженное мясо, помыли, а водичку вылили своей свинке – пусть хрюшка с комбикормом поест. На следующий день вашего Пятачка не стало. Так же и отходы в городе, которые могут попасть к свинкам в пасть. Одним словом, чтобы худоба не мерла, этот карантин и введен. Причем в радиусе 10 км от очага заражения свиней полностью выбивают на мясокомбинатах, а дальше, следуя инструкции по борьбе с африканской чумой, утвержденной Минагропромом, идет запрет торговли мясом на рынке в радиусе 150 км. Это не моя прихоть, это закон. Мясо есть, им торгуют, но только в супермаркетах и магазинах. В эту зону попала не вся Запорожская область. В Каменке-Днепровской, Запорожье и на правой стороне Запорожского района на рыночных прилавках свинина продается.
– Говорят, что мясо, которое продается в супермаркетах, оставляет желать лучшего.
– И с этим я с вами не соглашусь. Все разговоры о том, что свинина из Польши или Бразилии, да еще чем то обработана, – сплетни. Мы получаем свинину из Донецка, Васильевки, Мелитополя, с нашего мясокомбината. А по поводу кормов, так это лет 10 тому назад у нас свинок кормили зерном и хлебом. Сегодня, как и во всем мире, наши фермеры кормят животных комбикормами с добавками. Вот и растут хрюшки как на дрожжах. 10 месяцев – и животное весит уже 120 кг, т. е. готово к забою. О чем идет речь. Через месяц карантин будет снят и все вернется на круги своя.
– И последний вопрос. Дмитрий Афанасьевич, о чем мечтается и чего бы хотелось Вам, как начальнику Управления ветеринарной медицины Бердянска?
– Конечно же свою хатку, т. е. помещение, транспорт, потому что без него никуда, и новое оборудование, ведь мы живем в 21 веке. А на все остальное мы постараемся себе заработать сами, только бы не мешали. Автор: Алиса Гусева По материалам сайта http://vesvladivostok.ru