Государственная строительная компания "Автодор" планирует построить на федеральной трассе М-4 "Дон", которая проходит через Ростовскую область, европейский автобан. Новая трасса будет строиться с учетом западных стандартов и технологий, и должна полностью соответствовать нормативам немецких дорог.
Участок федеральной трассы намереваются построить к 2014 году. Эта дорога станет началом новой эры в сфере российского дорожного строительства, согласно государственной программе "Российской дороги по европейским стандартам".
Российские дороги по европейским стандартам
Госкомпания "Автодор" объявила о своих планах по строительству первого в России европейского автобана. Так, к 2014 году на участке федеральной трассы М-4 "Дон" в Ростовской области появится дорога, которая будет полностью соответствовать немецким нормативам в области дорожного строительства. Новый участок трассы протянется на 91 километр и пройдет от города Каменска до развязки на Новочеркасск. Руководство "Автодора" заявило также, что после сдачи в эксплуатацию этот участок дороги будет платным. Однако о цене проезда пока ничего не известно.
Вслед за Ростовской областью немецкие автобаны должны появиться и в других регионах согласно государственному проекту "Российской дороги по европейским стандартам", начало которому положил действующий президент РФ. В этом году заканчивается проектирование участка федеральной трассы М-4 "Дон" в Ростовской области, которое ведется уже полтора года по немецким технологиям и нормам. Сразу после получения решения Главгосэкспертизы по участку, примерно в ноябре текущего года, начнется его строительство. Строительство европейского автобана также будет проходить в соответствии со всеми нормами, стандартами и технологиями немецкого дорожного строительства.
По словам руководителя "Автодора", камнем преткновения на пути строительство первого европейского автобана в стране стало приведение в соответствие российских и европейских норм в сфере дорожного строительства. Глава строительной компании пояснил, что они должны строить строго согласно действующим российским СниПам (строительные нормы и правила), даже если они морально устарели. Поэтому сложнее всего, по словам руководителя компании, было сломать старые стереотипы и перейти на новые передовые подходы и инновационные технологии в строительстве дорог.
Во сколько же обойдется "Автодору" строительство немецкого автобана на федеральной трассе, пока не сообщается, как и не говорится о стоимости строительства аналогичных дорог в Европе. Так как вся федеральная трасса М-4 "Дон" находится в доверительном ведомстве "Автодора", то компания также намерена привести к европейским стандартам и другие участки магистрали, включая те, что находятся в Краснодарском крае. В строительство участков трассы М-4 "Дон" в Краснодарском крае "Автодор" собирается вложить порядка 25 миллиардов рублей. Наружную рекламу в Краснодарском крае можно заказать на сайте http://reklama-gravity.ru/.
В итоге, построенные по европейским стандартам участки федеральной трассы будут иметь по 4 полосы движения с разделенными встречными потоками, а также пересечениями на разных уровнях. Основные работы по реконструкции федеральной трассы М-4 "Дон" строительная компания планирует завершить к концу 2014 года. Только один участок, по которому проходит тоннель длиной порядка 7 км, будет реконструирован только к 2018 году.
В столице в ближайшие 5 лет планируется построить порядка 330 километров дорог по новым европейским стандартам. Однако генплан еще не составлен, поэтому до сентября должна быть предоставлена концепция развития этих дорог, на которой будет базироваться техническое задание. Новые дороги по европейским стандартам должны будут иметь выделенные полосы под общественный транспорт, которые могут быть расположены, как по краям, так и в середине дорожного полотна.
Региональные дороги подведут под европейские стандарты
Вслед за Ростовской областью и Краснодарским краем строительство новых дорог по европейским стандартам начнется и в остальных регионах страны благодаря денежным средствам, выделяемым из региональных Дорожных фондов. Так, на ремонт и строительство дорог в Новочебоксарске из регионального дорожного фонда выделено порядка 62 миллионов рублей.
Похожая ситуация наблюдается и в Саратовской области. Там уже начался капитальный ремонт дорог. Власти Волгограда намерены к весне 2013 года улучшить качество дорог так, чтобы они соответствовали всем европейским требованиям и стандартам. В Минтрансе принято решение оборудовать улицы для малоподвижных групп населения Казани и нанести соответствующую разметку на дороги. В Тамбовской области налажен выпуск литого асфальта. Его укладка позволит привести региональные дороги в соответствие с европейскими стандартами.
В Архангельской области совсем недавно был открыт спрямленный отрезок серпантинной федеральной дороги в Вельском районе. Его продолжительность составила 17 километров. Этого долгожданного открытия ждали целый год, так как данный участок автомагистрали М8 являлся наиболее опасным из-за своих крутых поворотов на Вельском серпантине. Инвестиции в данный проект составили 6,5 миллиардов рублей. Теперь новый спрямленный участок федеральной трассы М8 является абсолютно безопасным и комфортным благодаря современным инновационным технологиям укладки асфальта. Новая дорога удовлетворяет всем европейским стандартам.
Будут ли российские дороги соответствовать европейским стандартам?
С прошлого, 2011 года, российские автодорожники начали перерабатывать нормативную базу дорожного строительства, чтобы адаптировать ее под европейские стандарты качества. В прошлом году на утверждение было внесено 24 новых стандарта, а в текущем году это количество достигнет 35. В течение двух ближайших лет в России должны будут принять европейские стандарты строительства дорог федерального значения.
С введением европейских стандартов строительства дорог поменяется регламент, по которому действуют дорожные организации. Также новые требования коснутся параметров, которым должны соответствовать исходные строительные материалы такие, как асфальтобетонные и цементобетонные смеси и битум. Все это должно увеличить срок службы дорожного покрытия и сократить расходы на его ремонт.
"Автодор" готовит приказ Министерства транспорта для введения единого государственного стандарта качества битума, который используется при строительстве дорог. Это позволит повысить качество региональных и федеральных дорог. На сегодняшний день компании, занимающиеся производством битума, не стремятся выпускать качественную продукцию. Поэтому глава "Автодора" считает, что введение единого государственного стандарта обяжет федеральные и региональные власти использовать при строительстве дорог только качественный битум.
Для того чтобы российские дороги соответствовали европейским стандартам, необходим строгий контроль государства и регулировка взаимоотношений между дорожниками и собственниками соответствующих инфраструктур, так как и те, и другие участвуют в подготовительных работах при строительстве дорог. Также руководство "Автодора" считает, что законодательство в сфере выкупа земли под магистрали должно быть жестче. В пример он привел европейские страны и США, где законодательство в сфере дорожного строительства позволяет выкупать под дороги землю у собственников независимо от их воли. Бывшие собственники земель могут судиться с дорожниками только по вопросу объема выплаты компенсации.
Эксперты считают, что для того, чтобы строительство российских дорог соответствовало европейским стандартам необходимо, прежде всего, разделить дорожно-строительные затраты на предварительные и основные. Такой подход позволил бы сделать расход денег прозрачным. Кроме того, необходимо внести существенные поправки в нормативные акты, регламентирующие нормы дорожного строительства, так как в настоящий момент дороги строятся согласно стандартам 1970-м годам, которые уже давно морально устарели. Также необходим строгий контроль со стороны государства за распределением средств и их использованием.