20 лет назад, когда рушился Союз, особо рьяные разрушители с пеной у рта кричали о том, что Украину обирают чуть ли не все 15 республик. Мол, кормит она всех в ущерб себе. Поэтому для достижения счастья и богатства надо отделиться от всех и жить самим. Вот тогда у нас продуктов будет просто завались, и вообще – с такими черноземами, как в нашей стране, не быть богатыми просто невозможно.
Актив села Долинское Бердянского района
Однако за последующие два десятилетия мы доказали всему миру, что возможно все. Оказалось, что производство продуктов питания может быть убыточным, а украинское село без войны можно отбросить чуть ли не на сто лет назад. Выяснилось также, что главное богатство – это все-таки не столько черноземы, сколько сельскохозяйственные технологии (промышленность – отдельная тема). Однако для их внедрения сделано ничтожно мало. Именно потому в селе царит сегодня безработица, народ спивается, инфраструктура села разрушается, а самое страшное – люди пытаются разглядеть впереди хоть какие-то перспективы, но пока не видят их.
Проблема не только в закупочных ценах
Пару недель назад на страницах нашей газеты мы уже поднимали достаточно сложную тему проблем украинского села. Но их столько, что одной публикацией просто не отразить всего того огромного комплекса трудностей, которые душат сегодня село. Тогда в большей степени мы затронули беды животноводства. Часть этих проблем народный депутат Валерий Баранов уже поднял на пленарном заседании Верховной Рады. По словам нардепа, в Министерстве агропромышленной политики уже обсуждается вопрос возвращения к практике установления минимальной закупочной цены на молоко, отсутствие которой является одной из главных причин убыточности животноводческих ферм. Но хватает и других бед.
– Моя задача – собрать волнующие сельчан проблемы, ознакомиться с вашим видением путей их решения и поднять эти вопросы в Киеве, – об этом заявил Валерий Баранов на встречах, которые он продолжил проводить на этой неделе во время своего очередного приезда в Бердянск. – Мы не должны молчать и ждать, когда возрождать уже будет нечего. Мы должны искать пути решения существующих проблем, и свою задачу я вижу в том, чтобы добиваться этого с помощью своих депутатских полномочий. Я уже написал ряд депутатских запросов по проблемам села. После серии новых встреч в сельских советах Черниговского, Бердянского и Куйбышевского районов уже начал готовить еще ряд запросов.
А задуматься, в самом деле, есть над чем, потому что дело не только в закупочных ценах, но и в новых технологиях, без которых селу не преодолеть современных проблем.
– Я сказал, что в министерстве уже начали обсуждать вопрос определения минимальной закупочной цены на молоко. Но проблема в том, что в Польше молоко сегодня стоит на украинские деньги 2 грн за литр, тогда как наши сельчане ведут речь хотя бы о трех гривнах, – сделал акцент Валерий Баранов. – Я поинтересовался, как может быть такое, и мне пояснили, что польские коровы дают 8-10 тысяч литров молока в год, а украинские – 3-5 тысяч литров. Вот вам и весь ответ. Если установить минимальную цену закупки 3 грн, то отечественные предприятия по переработке молока должны будут либо повысить стоимость своей продукции, либо закупать молоко в Польше. И то, и другое будет проблематичным, потому что все равно скажется на цене, и получится так, что сыр, сметану, кефир будут везти в Украину польского производства. То есть мы и селу не поможем, и отечественные перерабатывающие предприятия похороним. А это значит, что проблема животноводства в Украине требует комплексного подхода. Тут нужно, наверное, подумать и о ввозных пошлинах, конечно же, и о разумном уровне минимальной цены молока, и о государственной дотации, ну и, конечно же, о том, что необходимо сделать для того, чтобы и украинские коровы давали надои не меньше польских. А это и качество кормов, и необходимость возрождать племенные стада. То есть, как ни крути, мы говорим о необходимости серьезной государственной политики по поддержке и развитию села.
Чтобы уйти от банкротства агрофирмы вынуждены будут сокращать работников
Не многим лучше, чем в животноводстве, обстоят дела и в растениеводстве. 27 марта в селе Долинское Бердянского района руководитель одной из агрофирм дал четкую раскладку экономики хозяйства. Расписав все постатейно, он показал, что себестоимость возделывания одного гектара пашни составляет порядка пяти тысяч грн. Сюда входит заработная плата работников, аренда пайщикам, горюче-смазочные материалы, удобрения, сборы в пенсионный фонд и другие платежи. В том числе руководитель внес сюда и 1% от стоимости земли. Этого платежа сегодня нет, но его предлагают ввести в виде налога, который должен идти на пополнение бюджетов сельских советов. Кстати, в пяти тысячах себестоимости обработки одного гектара заложено менее 550 грн заработной платы работников. Зато горюче-смазочных материалов почти 900 грн.
А теперь элементарная математика. Урожайность 2011 года составила 32 центнера с гектара. Это 3,2 тонны. Умножаем эту цифру на полторы тысячи – а именно столько стоит тонна зерна. Выходит 4800 грн. То есть если новый вид платежа – этот 1 процент от стоимости земли для бюджетов сельских советов – будет введен, агрофирма автоматически становится убыточной. С гектара теряется порядка 200-300 грн. Так урожайность 32 центнера для нашего региона – это еще хорошая. Ее может и не быть. Стало быть, убытки возрастут еще больше.
Если правительство не предпримет никаких мер либо по увеличению стоимости зерна, либо по дотации селу, единственный выход руководитель видит в 50-процентном сокращении работающих. Так экономически он спасет предприятие, но усугубит и без того сложную социальную ситуацию в селе.
С другой стороны, если не вводить этот один процент отчислений в бюджет сельсоветов, то в один прекрасный момент социальная сфера села просто завалится. Собственно, она уже давно валится. К примеру, в Черниговском районе дороги уже такие, что не проехать. Детские садики работают только летом, когда их не нужно отапливать, библиотеки в селах не пополнялись с советских времен, а дети лишены возможности посещать кружки и секции. На танцы в еще едва не рухнувших клубах некоторых населенных пунктов молодежь одевается едва ли не теплее, чем на улицу. В холодных залах подростки тайком согреваются пивом и самогоном. И нет ничего удивительного в том, что Украина занимает одно из первых мест в Европе по пристрастию к спиртному именно среди молодежи. Для целых сел брага – единственное развлечение и единственный способ уйти от безысходности.
Поэтому источники для пополнения бюджетов сельсоветов просто необходимы, и где же их, собственно, искать, как не в самом селе. Вот почему и в данном случае опять же не просто уместно, а крайне необходимо говорить о необходимости повышения культуры обработки земли и увеличения урожайности. Но мы снова возвращаемся к тому, что в селе нет средств на новые технологии – это раз, а два – необходимо учитывать особенности регионов. Агрономы в один голос твердят о том, что Бердянщина и так всегда относилась к зоне рискованного земледелия: сушь, суховеи и в прежние времена наносили вред. Теперь же из-за климатических изменений наш регион приближается к характеристикам полупустынь. Это к тому, что и урожайности зерновых у нас объективно будут ниже, чем в хозяйствах соседней Днепропетровской области, не говоря уже о Киевщине и Полтавщине, и крупный рогатый скот из-за кормов также объективно не может быть такой продуктивности, как в более климатически влажной и умеренной Польше или центральной части нашей страны. То есть у нас есть резон говорить о смене акцентов в специализациях. Козы, овцы – вот, возможно, на чем необходимо делать акценты в южных регионах.
Таким образом, мы опять же возвращаемся к необходимости разработки и реализации серьезной и научно обоснованной государственной программы развития и специализации регионов страны.
Что же касается вопросов повышения урожайности зерновых, то весьма своевременно вспомнить и то, для чего в свое время строился водовод Каховка–Бердянск. Водоснабжение города было отнюдь не самой главной задачей. Его прокладывали для обеспечения водой южных регионов и водоснабжения не столько потребительского, сколько сельскохозяйственного значения. И в селах Бердянского района об этом напомнили народному депутату.
Есть и позитив, но он опять же доказывает, что селом надо заниматься
Одним словом, проблем масса. И пугает не так их количество, как то, что над их решением мало кто задумывается. Речь в данном случае идет о тех, от кого зависят преобразования. В результате время идет, проблемы усугубляются, и сельчане уже не видят света в конце туннеля. Но есть и оптимистичные моменты.
Так, народный депутат сообщил о том, что в Министерстве агропромышленной политики ему предоставили такие данные: в 2011 году Украина полностью обеспечила себя курами. Вполовину сократился ввоз свинины и импорт фруктов. В стране за последние несколько лет построено без малого 300 новых современных холодильников объемом от тысячи тонн для хранения овощей. Это свидетельство того, что при желании можно добиваться положительных сдвигов, уходить от зависимости от импорта продуктов питания и развивать собственного производителя. Названные цифры – результат государственных программ. Но меры эти явно недостаточные. Сельчане об этом уже не просто говорят, а кричат. Село, как и вся страна, нуждается в масштабных преобразованиях. Слишком долго ничего не делалось. В конце концов, речь идет об одной из стратегических отраслей государственной экономики. Дальнейшее бездействие здесь смерти подобно. Автор: Павел ИЩУК По материалам сайта http://vesvladivostok.ru