Инженер Наталья Васильевна Быковская из знаменитого рода тверских купцов Кункиных живет в Москве, но с большим энтузиазмом собирает сведения о славных кимряках. На днях она прислала прекрасно иллюстрированный материал о своем двоюродном деде — крупном судостроителе Василии Тимофеевиче Струнникове (1884 — 1946 годы)
125 лет назад в Белгородской волости Калязинского уезда в купеческой семье родился будущий корабел Василий Струнников. Он с отличием окончил 5-ю классическую гимназию в Москве, а в 1909 году — кораблестроительное отделение политехнического института и был оставлен при нем на какое-то время «...для подготовки к научной работе».
Его дальнейшая научная и инженерная деятельность тесно связана с Балтийским заводом, основанном в 1856 году. В справочнике «Весь Петербург. 1911 год» можно прочесть «Струнников Василий Тимофеевич — Потомственный Почетный Гражданин. Морской инженер. Каменоостровский, д. 20., Балтийский судостроительный завод».
С 1912 года он заведовал отделом подводного плавания; при его участии созданы подводные лодки «Вепрь», «Волк», «Змея», «Единорог». В 1918 — 1919 годах он был заместителем председателя Комиссии по судостроению Главного комитета государственных сооружений, затем — начальником Северо-Западной области водного транспорта. С 1922-го по 1930 год служил сотрудником Транспортной секции Госплана СССР.
Наряду с инженерной работой он вел активную преподавательскую деятельность — до 24-го года в звании доцента, позднее в звании профессора. Струнников читал лекции по теории корабля в Санкт-Петербургском политехническом институте, Высшей школе водного транспорта в Ленинграде и Московском институте инженеров транспорта им. Дзержинского; вел курс по судовым двигателям в Ломоносовском институте. И вместе с тем был активистом научно-общественной деятельности: с 22-го года по 24-й год он член Научно-технического комитета НКПС; с 24-го по 30-й — член Технического совета Регистра СССР. С 29-го по 30-й год был редактором отдела «Судостроение» Технической Энциклопедии.
22 июля 1930 года Василия Тимофеевича арестовали по делу Промышленной партии (союза инженерных организаций) — «контрреволюционной вредительской организации верхушки буржуазной инженерно-технической интеллигенции и капиталистов». Руководители Промпартии были связаны с белогвардейской эмиграцией, в частности с «Торгово-промышленным комитетом» («Торгпромом»), объединением бывших русских промышленников в Париже во главе с Рябушинским.
Коллегия ОГПУ СССР на основании пунктов 6,7, 11 печально известной 58-й статьи УК РСФСР приговорила В.Т. Струнникова к расстрелу (постановление от 18 марта 1931 года), но «вышку» ему заменили десятилетним сроком в исправительно-трудовом лагере. По постановлению Коллегии ОГПУ от 9 июля 1933 года его досрочно условно освободили с разрешением свободно проживать на территории СССР. Через много лет Генпрокуратура СССР реабилитировала его (заключение от 28 марта 1989 года).
А после освобождения он работал руководителем секции по судостроению в Техническом отделе ЭКУ ОГПУ, затем — в Управлении по изысканию и проектированию Волго-Донского Соединения. Руководил проработкой типов судов для проектов Беломоро-Балтийского водного пути им. Сталина, Маныческого водного пути и Большой Волги. Одновременно занимался исследованием движения судов в шлюзах и был редактором отдела теории корабля «Энциклопедии судостроения».
С 1934 года В.Т. Струнников состоял членом Технического совета при Народном Комиссаре Водного транспорта и членом Комитета по стандартизации при Наркомводе. Вел общественную работу, являясь председателем бюро группы Судостроения инженерно-технической секции.
С 1940-го по 1946 год заведовал кафедрой механики корабля в Московском институте рыбной промышленности и хозяйства. Этот крупнейший специалист в теории корабля умер 1 января 1946 года. Погребен на Ваганьковском кладбище в Москве.