Заместитель министра транспорта РФ Олег Белозеров заявил, что в этом году встала остро проблема строительства и содержания сельских дорог. На эти цели в текущем году будет выделено порядка 20 миллиардов рублей из региональных дорожных фондов, что составляет 5 процентов от их общего объема. При этом он отметил, что сельские дороги и трассы финансируются на средства федерального, регионального и муниципального дорожных фондов. Из федерального дорожного фонда будет выделено около 6 миллиардов рублей.
К населенным пунктам проложат дороги
Итак, чиновники готовы построить и отремонтировать не только федеральные трассы и автомагистрали, но и сельские дороги. Ежегодно на эти цели будут выделяться средства из трех дорожных фондов: федерального, регионального и муниципального. Региональные дорожные фонды обязуются направлять 5 процентов своих средств в муниципальные, чтобы увеличивать дорожную сеть страны.
Не останется в стороне и федеральный дорожный фонд. Таким образом, если в прошлом году из этого фонда было выделено 5 миллиардов рублей, то в этом году эта цифра увеличилась до 6 миллиардов. В будущем году из федерального дорожного фонда планируется выделить на реконструкцию сельских дорог порядка 7,8 миллиардов рублей. Чиновники обещают, что ежегодно эта цифра будет расти пропорционально сбору акцизов.
Кроме того, ежегодно региональные дорожные фонды обязуются выделять 5 процентов своих средств на подъезды к сельским населенным пунктам. Это делается с целью соединения между собой отдаленных населенных пунктов, которые находятся в российских глубинках. Чиновники насчитали более 40 тысяч подобных населенных пунктов, которые отрезаны от внешнего мира.
Размер выделяемых сумм позволяет надеяться на то, что к мелким населенным пунктам и селам, наконец, проложат дороги. В прошлом году на выделенные 5 миллиардов рублей из федерального бюджета было построено 550 километров сельских дорог, которые соединили между собой 270 населенных пунктов. Если аккумулировать все денежные средства, выделяемые в этом году государством на строительство и содержание сельских дорог, то есть надежда, что в стране будет проложено около 80 процентов дорожного полотна.
Свою готовность к данному мероприятию выразил Росавтодор, который в текущем году планирует построить автомобильные дороги сельского значения. Росавтодор настаивает на том, чтобы 5 процентов от выделенных сумм шли на развитие улично-дорожной сети городов, а еще 5 процентов - на обустройство внутриквартальных проездов и дворовых территорий.
По подсчетам чиновников, всего в текущем году на строительство и ремонт российских дорог будет выделено порядка 130 миллиардов рублей. Это большая сумма, надеются они, позволит воплотить в реальность планы, связанные с реконструкцией дорожной сети по всей стране. Уже в этом году, по словам главы Росавтодора, будет введено в эксплуатацию около 220 километров новых трасс. А к 2017 году в надлежащее состояние планируется привести 85 процентов федеральных дорог.
Расставляя приоритеты
Премьер-министр страны выделил основные приоритеты расходования средств региональных дорожных фондов. Первоочередной задачей он видит строительство сельских дорог и благоустройство небольших населенных пунктов. Затем, по его мнению, следует заняться ремонтом внутригородских и внутрипоселковых дорог. Около 46 тысяч сельских населенных пунктов обделены круглогодичными подъездами с твердым покрытием. Получается, что в осенне-зимний и весенний периоды к таким селам не может подъехать никакой транспорт, люди не могут добраться до ближайшего населенного пункта.
Премьер-министр потребовал также от депутатов принять соответствующие поправки в Бюджетный кодекс и другие нормативные акты и законы. По его подсчетам, в ближайшие 10 лет в федеральном и региональных дорожных фондах для реконструкции российских дорог должно быть собрано около 8 триллионов рублей.
Кроме того, премьер-министр заявил, что до 2020 года в дорожное строительство необходимо привлечь порядка 500 миллиардов рублей частных инвестиций. По его словам, только на строительство новых дорог планируется привлечь около полутриллиона частных инвестиций. Он считает, что сделать это вполне по силам, поэтому необходимо добиваться такого рода финансирования.
Министр транспорта РФ, Игорь Левитин, считает, что такой объем финансирования региональных дорожных фондов может привести к резкому скачку цен на строительные материалы и услуги. Он полагает, что внутренний рынок не готов к использованию такого наплыва средств, в результате, стоимость строительных материалов может быть существенно завышена, а сроки их поставок могут быть сорваны. Чтобы избежать таких негативных последствий, Левитин предлагает вести мониторинг роста цен на строительные материалы и работы.
Также Игорь Левитин сообщил, что в результате создания региональных дорожных фондов станет возможным увеличение в два раз объема финансирования дорожного строительства во всех регионах страны к 2014 году. Таким образом, уже в текущем году объем денежных средств в региональных дорожных фондах составит 390 миллиардов рублей, а к 2014 году - 530 миллиардов рублей.
Это позволит, с его точки зрения, отремонтировать и построить не только автотрассы и дороги федерального назначения, но и проложить сотни километров сельского дорожного покрытия. При этом, приоритетные места строительства дорог будет определять Минсельхоз исходя из следующих характеристик: численность населения в поселках и их удаленность от действующих трасс. Так, численность населения в селах должна быть не менее 125 человек, а удаленность мелких населенных пунктов от близлежащих трасс должна быть не более пяти километров.
Дороги Архангельской области
Как известно, более 42 процентов дорог Архангельской области пришло в полную негодность и не соответствуют нормативам. Поэтому дорожный фонд региона намерен выделить в текущем году на реконструкцию и содержание дорог области около 2,8 миллиардов рублей. Дорожный фонд региона будет пополняться за счет трех источников: акцизов на топливо, транспортного налога и платежей от эксплуатации имущества автодорог.
Кроме того, в фонд будут стекаться целевые средства из федерального, областного и муниципальных бюджетов. Планируется привлечь источники частного финансирования за счет спонсорской помощи предприятий и организаций в области дорожного строительства. Средства дорожного фонда Архангельской области, выделенные на строительство и ремонт региональных дорог, по заявлению местных властей, защищены от переноса на другие цели.
На эти средства в регионе планируется завершить начатые работы по асфальтированию дорог к крупным и мелким населенным пунктам, а также начать восстановление дорожного полотна к селам и деревням. Общий объем финансирования этого проекта, рассчитанного на 2012-2015 годы, составляет 12,5 миллиардов рублей.
Кроме того, власти региона заявляют, что ежегодно из фонда будут выделяться средства на поддержание дорог в муниципалитетах, реконструкцию мостов и наиболее опасные участки дорожного покрытия в области. Таким образом, можно надеяться, что с созданием и функционированием региональных дорожных фондов, выделяемые ими средства пойдут на строительство и ремонт дорог в регионе.
Немалые средства и готовность чиновников поддержать проект восстановления дорожной сети страны дают надежду на то, что скоро на автомобильной карте дорог появятся линии, соединяющие самые отдаленные и малочисленные села и деревни российской глубинки.