«Дешевле за тепло платят те, кто уменьшает потери»
Во время встречи в микрорайоне Стекловолокно, которую народный депутат Украины Валерий Баранов провел по просьбе комитета микрорайона, рядовые жители и председатели обществ совладельцев многоквартирных домов задавали много вопросов по поводу взаимоотношений с «Теплосетью». С учетом актуальности данной темы нардеп обратился к руководителю этого предприятия Николаю Омельченко с просьбой дать компетентные разъяснения по интересующим людей моментам. А так как не за горами уже и отопительный сезон, то редакция нашей газеты добавила к заданным жителями вопросам свои и попросила Николая Тимофеевича ответить на них, а также рассказать о том, какие перспективы ждут бердянцев в новом отопительном сезоне.
Подготовка к зиме – составная часть стоимости тепла
– Николай Тимофеевич, тема не новая, и по ней уже неоднократно давались разъяснения, но тем не менее люди продолжают задавать вопросы в отношении обоснованности и законности применения двухставочного тарифа. Многим непонятно, за какие услуги они платят теплосети в летнее время?
– В самом деле, об этом уже неоднократно говорилось, но раз имеет смысл, то повторим: двухставочный тариф – это не прихоть «Бердянского предприятия тепловых сетей» или руководства города. Есть постановление Кабинета министров, которое обязывает работать именно так. Зимой с абонентов берется приблизительно 70% стоимости подачи тепла, летом – 30%. Кстати, когда 4 года назад в Бердянске был сезонный тариф, то есть наши услуги оплачивались на 100% в отопительный период, то только приблизительно 40% бердянцев могли это делать. Для остальных тариф был слишком высок, поэтому они растягивали оплату на год. Конечно, сезонный тариф выгоден тем, кто получает субсидии. Но, а как быть тем, кто по тем или иным причинам получать субсидию не может? Таких тоже немало. Так что, смотря с чьей позиции рассуждать: для одних выгоден сезонный тариф, а для других – это непосильное бремя. Но я еще раз подчеркиваю, что в данном случае дело даже не в том, удобно это, выгодно ли или нет. Есть постановление Кабинета министров, которое мы выполняем. Вот и все.
– А все ли города в стране перешли на двухставочный тариф?
– Более 70% городов страны перешли на двухставочный тариф. Если говорить о Запорожской области, то так работают все города. И, кстати, Бердянск был чуть не самым последним, кто в нашем регионе перешел на двухставочный тариф.
– Тем не менее, до сих пор многие высказывают свое недовольство и спрашивают, почему люди должны содержать теплосеть в летнее время?
– Что значит – содержать? Летом платежи собираются для того, чтобы осенью было подано тепло. Ведь мы не гуляем в летнее время, мы ремонтируем и меняем теплотрассы, оборудование в котельных... К примеру, в прошлом году мы так удачно поработали с жилищниками и председателями ОСМД, что с началом отопительного сезона «запустили» практически весь город в один день. Это стало возможным потому, что мы заранее отладили сети и выполнили весь комплекс намеченных работ. Да, случались и проблемы, и жалобы, но в целом осенью 2010 года у нас было на 40% жалоб меньше, чем в 2009 году. Приблизительно на столько же меньше жалоб было и на протяжении всего отопительного сезона. Это результат той работы, которая была проведена в летний период. Стоимость этой работы, материалов – она заложена в тарифе. Если бы, как раньше, у нас был сезонный тариф, а не двухставочный, тогда то, что сегодня абоненты платят нам летом, все это вошло бы в сезонный тариф, и зимой тариф был бы существенно выше. Вот и все. Сегодня же, повторюсь, тариф разбит так, что 70% затрат на подачу тепла (а подача тепла подразумевает и подготовку к отопительному сезону в летнее время) абоненты вносят зимой, а 30% – летом. Почему зимой больше, думаю, понятно – потому что мы вынуждены оплачивать потребление газа. Летом затраты меньше, соответственно летом оплачивается и меньшая часть тарифа.
«Теплосеть» готова помочь, но никому не навязывается
– Николай Тимофеевич, на встрече с народным депутатом некоторые председатели ОСМД возмущались тем, что в подвалах их домов хозяйничают и распоряжаются мастера и представители теплосети. Раз дом, как сейчас говорят, это собственность жильцов, почему тогда тепловики там наводят порядки? Как выразилась одна из председателей ОСМД: «Придут, вентиль скрутят, а я потом вынуждена искать деньги, мотаться по городу, искать и покупать новый?... И это при том, что теплосеть отвечает за подачу тепла только до ввода в дом».
– Мне сложно говорить о каком-то конкретном случае, о котором говорите вы. Но вообще согласно существующим правилам мы как теплопоставляющая организация должны принимать готовность дома к отопительному сезону. Поэтому в период подготовки летом мы тесно работаем с жилсервисами и председателями ОСМД. Наши специалисты приходят и говорят, что надо заменить, что отремонтировать для того, чтобы в период, когда начнет подаваться тепло, не было сбоев и проблем. То есть делается это на благо дома, а не теплосети. Поэтому я всегда говорю о том, что мы готовы помочь, но никому не навязываемся.
– То есть председатели ОСМД могут и не иметь никаких дел с работниками теплосети, а приглашать специалистов со стороны?
– Да, это их право. Мы можем ничего не подсказывать и ничего не делать. Но только я опять же повторюсь, что согласно правилам теплосеть должна принимать готовность дома к отопительному сезону. То есть наш представитель все равно должен зайти в подвал и проверить состояние сетей. Есть специальный акт. Так вот если дом готов, то в нем пишется, что дом готов. А если готовности нет, мы можем в акте так и написать. И тогда этому ОСМД в одиночку придется устранять все замечания и доходить потом вплоть до Запорожья, чтобы дом был принят. То есть все достаточно серьезно.
Но честно вам скажу, после того, как некоторые ОСМД имели дело с коммерческими структурами, после того, как им потом пришлось переделывать некачественно или неправильно сделанную работу (а было и такое), они сами обращаются к нам за помощью. И если говорить об ОСМД, то в подавляющем большинстве случаев у нас полное взаимодействие. Потому что председатели этих ОСМД четко понимают: в готовности дома к получению тепла, в том, чтобы не было проблем в период отопительного сезона, заинтересованы прежде всего сами жители ОСМД.
– А как в этом году идет подготовка к сезону?
– На начало августа у нас в «Теплосети» из 22-х котелен полностью готовы к сезону уже 20. Мы должны были отремонтировать 86 км сетей – сделали 78. Заменить мы должны были более 1200 метров сетей – заменили 1150, из них 550 метров выполнены в предизолированных трубах. То есть наше предприятие уже более чем на 90% готово к отопительному сезону. До полной готовности все будет доведено к 1 сентября. И с этого числа мы начнем запитку домов.
Занимались мы и заменой вводов в дома. Раньше они принадлежали жилсервисам, сегодня за них отвечаем мы и потому выполняем необходимые работы. Так, например, тепловые вводы мы заменили этим летом в доме №5 по бультвару Гайдара, №111 по улица Димитрова, №26 по Мелитопольскому шоссе… Если говорить о ремонте и замене участков магистралей, то серьезные работы нами выполнены на улица Морозова, 27, Шаумяна, 10, на пр. Победы, 25, также по улицам Кабельщиков, Энгельса, К. Маркса, Мазина, Р. Люксембург и т. д.
Каждому дому – прибор учета тепла
– Николай Тимофеевич, насколько я знаю, есть проблема домов, в которых установлены приборы учета тепла. Так вот: если был период, когда это считалось выгодным, и люди платили теплосети за тепло меньше, чем все остальные, то сегодня многие платят больше, чем остальные по тарифу. Будет ли решаться данная проблема?
– Данная проблема может решаться одним единственным способом – путем борьбы с потерями тепла. Ведь прибор учета четко показывает, сколько тепла подано в дом. Вот за реально потребленное тепло жильцы и платят.
– Получается, что люди, в домах которых установлены приборы учета, наказали сами себя?
– Так говорить неправильно. Просто эти люди раньше других узнали о той проблеме, которая у них есть. И эта проблема не в приборе учета, а в потерях тепла. Ее нужно решать. А затронет данная тема абсолютно всех. Сегодня на уровне правительства принята программа, в соответствии с которой каждый дом должен быть оснащен прибором учета тепла. И не только тепла. На каждом доме должен также стоять общий счетчик воды. Нас в свою очередь обязали поставить счетчики по учету отпуска тепла. Сегодня они есть на всех котельных. Правда, на шести из них счетчики стоят старого образца. Поэтому от нас требуется потратить 400 тысяч грн и заменить их новыми, что будет сделано к началу отопительного сезона. Таким образом, мы четко знаем, сколько отпускаем тепла. Приборы учета на домах покажут, сколько тепла поступает на дом. Сравнив эти показатели, можно будет понять, где же и сколько происходит потерь тепла как на пути к потребителю, так уже и внутри каждого конкретного дома. Точно так же и с водой. Ведь анализ показывает, что значительные потери воды происходят не на пути к потребителям, а уже внутри домов. Но это другая тема. Что же касается тепла, то рано или поздно приборы учета будут установлены на всех домах. И этого не нужно бояться. На сегодня в Бердянске жители приблизительно трети всех домов, уже имеющих приборы учеты тепла, платят на 10-20% меньше, чем все остальные абоненты. Это полностью их заслуга, потому что в их домах минимальны теплопотери, в результате чего и получается экономия. Еще треть домов, имеющих приборы учета, платят иногда больше, иногда меньше, но в среднем где-то на уровне установленных тарифов.
И, наконец, есть те дома со счетчиками, жильцы которых платят за полученное тепло дороже, чем все остальные. Но в данном случае не везде речь идет о потерях. У нас есть такие ОСМД, которые говорят: «Мы хотим иметь температуру в квартирах не 18 градусов, как везде, а 22». Естественно, за больший комфорт они дороже и платят.
– А что можно сделать, чтобы в отдельно взятом доме было 22 градуса? А если наш дом захочет, к примеру, 25?
– Пожалуйста, хоть 30 градусов. Все это возможно, все это законно, но, естественно, платить придется дороже. Однако, если при этом у вас от 30 до 50% тепла будет еще и теряться, то платить придется намного дороже. Выход тут только один – заниматься домом и сокращать теплопотери, тогда и платить придется меньше.
– Николай Тимофеевич, а имеет ли сегодня «Бердянская теплосеть» долги по газу?
– Да. Картина такова: на 1 августа долги горожан нашему предприятию составляют 9 млн грн. Еще 500 тысяч должен государственный и областной бюджеты. Но здесь проблем не будет, в сентябре бюджет обычно рассчитывается с долгами. Сбор платежей от населения составляет 92%.
На сегодня установленный тариф на тепло не соответствует нашим затратам. Мы тратим на 25% больше. Причина в том, что осенью была увеличена стоимость газа. Однако образовавшуюся в четвертом квартале 2010 года разницу между тарифом и реальной стоимостью тепла нам компенсировало государство. Мы получили почти 4 млн грн дотации.
С 1 февраля мы подняли тариф на 10%, но он все равно был ниже наших затрат. Как я уже сказал, разница составляет 25%. Поэтому образовалась разница в 12 млн грн за первый квартал 2011 года. Эту разницу нам пока не компенсировали.
В целом на сегодня долги за газ «Бердянской теплосети» составляют 19 млн грн. Из них 12 – это разница, образовавшаяся за первый квартал. Ее нам обещают компенсировать. Таким образом, 19 млн минус 12 – остается 7 млн грн. Вот эти 7 млн мы должны закрыть до 1 октября. Откуда мы их возьмем? 4 млн грн – за счет платежей, которые поступят от населения. Еще 3 млн грн мы возьмем в виде кредита в банке. В результате этого наши долги по газу мы закроем. Поэтому, надеюсь, отопительный сезон мы начнем вовремя и без особых проблем.
Тарифы «Теплосети» могут возрасти
– Ну и, наверное, самый актуальный вопрос: будут ли меняться тарифы на тепло? Чего ждать?
– Я уже говорил о том, что действующие тарифы не соответствуют нашим реальным затратам. Поэтому мы еще прошлой осенью сделали расчеты для утверждения новых тарифов и передали их в НКРЭ, а вы, наверное, знаете, что тарифы утверждает сейчас эта комиссия. Предоставленные нами документы изучаются. Так делается абсолютно по каждому предприятию. Во вторник в Киеве состоится большое совещание. Там будет рассматриваться вопрос экономических возможностей предприятий теплосети. Думаю, будут обсуждаться и вопросы тарифной политики.
– Уверен, рост стоимости тепла не обрадует людей?
– Мы тоже не в восторге от необходимости увеличения тарифов, поверьте. Наши работники оплачивают стоимость тепла, как и все остальные бердянцы. Но рост тарифов вызван экономическими реалиями, на которые не влияет наше предприятие. Это, прежде всего, цена на газ, материалы... А задачу перед нами ставят оплачивать газ на 100%. Если нет, то город останется без тепла. Поэтому необходимо либо повысить тарифы, либо чтобы кто-то перекрывал разницу. Иного варианта нет.
– А когда может возрасти плата за тепло?
– Не могу ответить на этот вопрос. Как я уже сказал, наши расчеты в НКРЭ лежат с прошлой осени. Когда и какое решение будет принято – мне неизвестно. Но мы обязательно будем держать бердянцев в курсе всего происходящего.
В заключение, я хотел бы поблагодарить всех, кто своевременно оплачивает услуги теплосети. Благодаря этому наше предприятие планомерно готовится к зиме. А значит, сможет качественно начать и провести отопительный сезон. По материалам сайта http://vesvladivostok.ru