Российские автомобилисты редко слышат хорошие новости. Зато плохих - предостаточно. Одна из них - повышение акцизных ставок на бензин 1 июля, после чего, как предполагают эксперты - автомобильное топливо вновь начнет расти в цене. Корректировка акцизных ставок на бензин должна привести к тому, что производство экологичного топлива станет более рентабельным для предприятий нефтяной отрасли. При этом оно должно стать лучше по качеству, но эксперты сомневаются, что это реально.
Нормы "Евро" вредят дорогам России
1 июля 2012 года в очередной раз пересмотрены топливные акцизы. Ставка для бензина класса "Евро-3" повышена с 7382 рублей за тонну до 7882 рублей за тонну, ставка для более экологичного "Евро-4" сохранена неизменной на уровне 6822 рубля за тонну, ставка для "Евро-5" снижена с 6822 до 5143 рубля за тонну.
Нефтяные компании подготовились к изменению акцизов. Уже с начала 2012 года доля топлива, соответствующего нормам "Евро-4" и "Евро-5" стала быстро расти. Больших результатов в повышении качества топлива добились ТНК-BP и "Газпром нефть", а ЛУКОЙЛ объявил, что с 1 июля 2012 года все нефтеперерабатывающие заводы компании будут выпускать бензин Аи-92 и Аи-95 только класса "Евро-5". ЛУКОЙЛ уже объявил, что переход на "Евро-5" позволит сэкономить на акцизах $200 млн. в 2012 году и $460 млн. в 2013 году.
Акцизы - основной источник наполнения региональных дорожных фондов, а на них приходится свыше 80% дорожного финансирования. Дифференциация акцизов привела к тому, что отчисления на развитие дорог сократятся. Фактически, нефтяные компании направили на модернизацию производства те деньги, которые могли бы отдавать в виде акцизов в дорожные фонды.
В общей сложности из-за дифференцированных ставок топливных акцизов и перехода на "Евро-4" и "Евро-5" дорожные фонды в 2013-2015 годы недосчитаются 101,8 млрд. рублей, больше всего потеряют регионы - 73,3 млрд. рублей, сообщает газета "Ведомости" со ссылкой на доклад Росавтодора к заседанию бюджетного комитета Совета Федерации. Выпадающие доходы вырастут с 19 млрд. в 2013 году до 53,4 млрд. к 2015 году.
Денег на строительство дорог не хватало даже без учёта ожидаемого снижения акцизных платежей. "Топливные акцизы необходимо повышать - минимум на 1 рубль в год, а в перспективе подумать о введении налога за километр, который будет взиматься по GPS-"Глонасс"-треку. В лучшем случае общие расходы на дороги могут достигнуть 1,6% ВВП, а с учётом накопившихся проблем для развития качественной дорожной сети нужно намного больше - хотя бы 2,5-2,6% ВВП в год, считает директор Института экономики транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин.
Недостаток финансирования окажет влияние не только на региональные дорожные фонды. Размеры федеральных субсидий, которые формируются благодаря акцизным сборам на топливные энергоресурсы и выделяются на строительство подъездных путей к дорогам сельского типа, также уменьшатся. Особое внимание эксперты обращают на то, что затраты на строительство дорог не соответствуют установленным нормативам. Финансирование работ по ремонту и содержанию федеральных дорог должно достигнуть запланированного объема только в 2014 году.
Руководством ФАС было предложено отложить идею о повышении акцизов в дальний ящик и установить ежемесячные сборы, привязав динамику их колебания к мировым ценам на нефтяные ресурсы. По убеждению ведомства, это позволит сделать рост цен на топливо менее скачкообразным, и более продуктивным для нашей экономики.
Акцизные ставки на топливо выросли, но цены на нефть устремились вниз
Неужели цены на бензин снова вырастут? Подорожать должен только бензин, соответствующий "третьему экологическому классу" (нормам "Евро-3"), а качественная "горючка" даже... подешевеет! По крайней мере, этого добивалось правительство, дифференцируя размеры ставок на топливо разных классов: для бензина "Евро-3" величина налога вырастет с 5,6 до 6 руб., для "Евро-4" останется неизменной, а для "Евро-5" снизится до 3,9 руб. за литр.
Но много ли бензина "Евро-5" выпускается в России? Первой компанией, которая полностью отказалась от выпуска топлива "Евро-4", стал ЛУКОЙЛ: с 1 июля все заводы этой компании целиком перешли на производство экологичного бензина. Также бензин пятого экокласса делают нефтеперерабатывающие предприятия "Газпромнефти", "Башнефти" и Рязанский НПЗ, принадлежащий группе компаний ТНК-BP. К сожалению, какую часть составляет качественный бензин от общего объема выпускаемых в стране нефтепродуктов, аналитики пока не подсчитали.
"У нас мощности, оборудование в большинстве своем отсталые, практически половина выпускаемого бензина соответствует "Евро-2", а вторую условно можно назвать "Евро-0". Из тонны нефти мы получаем в пять раз меньше бензина, чем американцы, и выпуск топлива класса "Евро-3" и "Евро-4" составляет максимум 10% от общего количества", - приводит издание "Автоньюс" слова первого зампреда Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслава Лысакова. Правда, парламентарий отметил, что указанные им цифры весьма условны.
"Даже если предположить, что мы доживем до того времени, когда будет выпускаться только бензин, соответствующим нормам Евро-5, это будет только благо, причем для всех", - полагает Вячеслав Лысаков. "В России работают около 2 тысяч изготовителей топлива, и из них очень малое число официалов. Тех, кто производит адскую смесь с кучей добавок - намного больше. Согласно данным Института по переработке нефти, выхлоп от сгорания такого "самодельного" бензина по техническому составу идентичен боевым отравляющим веществам. Так что говорить о том, что кто-то что-то потеряет, если страна перейдет на более высокоэкологичное топливо, просто смешно". Правда, считает депутат, произойдет это нескоро. И вот почему. "Проблема России - не только в чрезвычайно старом автопарке, но и в чудовищном качестве бензина.
В итоге мнения разделились: часть экспертного сообщества считает, что объем выпускаемого нашими заводами топлива "Евро-5" достаточен, чтобы цены остались прежними, другая категория специалистов, напротив, заявляет, что основной объем составляет бензин "Евро-3", а значит, вслед за повышением акцизов изменятся и ценники на заправках. Но и те, и другие отмечают, что окончательные выводы можно будет сделать не раньше чем через месяц: примерно столько времени потребуется, чтобы бензин, выпущенный 1 июля, добрался до всех заправок страны.
Впрочем, на фоне снижения мировых котировок на нефть повышение акцизов может остаться незамеченным: некоторые нефтяные компании даже снизили оптовые цены на топливо! Так, в середине июня ЛУКОЙЛ понизил отпускные цены на дизельное топливо и авиационный керосин на 500 руб. за тонну, на бензин - на 1000-1500 руб. До этого аналогичным образом переписала ценники ТНК-BP, благодаря чему бензин на заправках должен подешеветь минимум на 70 коп., а дизельное топливо - на 40 коп. При этом дешевое топливо уже должно продаваться на АЗС.
Заметим, что наши сограждане считают российский бензин неоправданно дорогим. Однако эксперты агентства Bloomberg составили рейтинг 55 стран мира по стоимости галлона бензина (3,785 л) и дополнили его рейтингом "болезненности", который составили по следующему принципу: чем бóльшую долю от среднего дневного заработка занимает покупка одного галлона моторного топлива, тем выше место страны в этом рейтинге. И Россия занимает 46-е место по уровню цен и 29-е место - по уровню "болезненности" (россиянин отдает за галлон 9,1% своего дневного заработка).
Получается, что в процентном соотношении мы, россияне, тратим на топливо для своих автомобилей ровно столько же, сколько и итальянцы. Вот только, по мнению экспертов, бензин в России должен стоить дешевле. "Акцизы были повышены на три рубля за три года, чтобы восстановить дорожные фонды. И все бы хорошо, однако есть одно "но": мы платим дважды, ведь транспортный налог (один из самых больших в мире) так и не был отменен. Хотя по нашим подсчетам, достаточно было всего лишь на рубль поднять акцизы, чтобы полностью компенсировать отмену этого налога", - говорит Вячеслав Лысаков.
Но, как мы видим, транспортный налог остается, да и акцизы продолжают расти. "Увеличение акцизов повлечет за собой рост цен, сомневаться в этом было бы глупо, - говорит о ближайших перспективах председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. - Как и следовало ожидать, обещания упразднить транспортный налог при этом остались только на бумаге. На прошедших выборах автомобилисты, к сожалению, не смогли или не захотели показать себя как политическая сила, поэтому власть продолжает делать то, что считает нужным, не считаясь с чьими-либо интересами".