День местного самоуправления или Кто в городе хозяин?!
День местного самоуправления или Кто в городе хозяин?!
7 декабря Украина отмечает День местного самоуправления.
В свете общей политической и экономической ситуации в стране тема местного самоуправления набирает все большую актуальность, и мы задаемся вопросом: что могут и должны делать органы местной власти, чтобы улучшить жизнь громады, которая их избрала, и какие права у самой громады в управлении городом.
Наш город за годы независимости Украины по праву является одним из центров развития местного самоуправления, и если мы любим наш город, нашей обязанностью является сохранить то, чего достигли, и достичь большего.
Основой местного самоуправления, основным носителем его функций и полномочий является территориальная громада города, которую составляют жители. Основными формами непосредственного волеизъявления территориальной громады являются местные выборы, референдумы, общие собрания граждан по месту жительства, а также местные инициативы, общественные слушания и тому подобное.
К сожалению, в законодательстве остаются прорехи. Как, например, референдум. По идее, предметом местного референдума может быть любой вопрос, отнесенный к ведению местного самоуправления, а решения, которые принимаются местными референдумами, являются обязательными к выполнению и имеют высшую юридическую силу, чем решение советов, их исполнительных органов и должностных лиц местного самоуправления. Однако механизм проведения референдума и выполнения его решения у нас не налажен.
Важной формой непосредственного волеизъявления территориального общества являются общие собрания граждан. В отличие от местного референдума, который должен являться формой решения вопросов местного значения путем голосования всеми членами территориальной громады, общие собрания граждан проводятся по их месту жительства, на уровне так называемых «микрорайонов».
Предметом общих собраний граждан, во-первых, является создание с разрешения местного совета органов самоорганизации населения – домовых, уличных, квартальных, участковых комитетов, комитетов микрорайонов (в нашем городе такие созданы и успешно работали на протяжении долгих лет) – и решение других вопросов относительно руководства этими органами и, во-вторых, предварительное обсуждение проектов решений советов и их исполнительных органов; заслушивание отчетов и информации городского головы, руководителей предприятий, учреждений и организаций, которые принадлежат к коммунальной собственности; постановка перед органами местного самоуправления вопросов, которые задевают коллективные потребности жителей соответствующего дома, улицы, квартала, а также города в целом; обсуждение вопросов, связанных с привлечением членов территориальной громады к выполнению работ по благоустройству населенных пунктов и тому подобное. На наш взгляд, эта форма волеизъявления громады является наиболее действенной, и ее необходимо развивать.
Невзирая на то, что территориальная громада как первичный субъект местного самоуправления владеет чрезвычайно большим объемом прав, большая часть работы относительно решения вопросов местного значения проводится органами местного самоуправления, в частности городским советом и исполнительным комитетом. Насколько эта работа грамотна и эффективна, пусть каждый оценит сам, но если член громады недоволен проводимой работой избранного им органа, он должен напомнить «избранной власти», «кто в городе хозяин».
Общественная организация Блок Степаненко-«Бердянская громада» призывает всех горожан не быть равнодушными к городским проблемам, принимать активное участие в их решении, ведь вы хозяева своего города, и тогда Бердянск будет вам по настоящему теплым и уютным домом, но только в том случае, если вы сами приложите к этому усилия.! Автор: Роман Михно, член общественной организации Блок Степаненко – «Бердянская громада» По материалам сайта http://vesvladivostok.ru