Это был мой первый автомобиль. В марте 1999 года я получил права и навсегда экспроприировал стоявшую без дела мамину Оку.
ВАЗ 1111 1996 годf выпуска. Маман проехала на ней около 5000 за три года и окончательно оставила это занятие. Тут как раз я и подоспел.
Трудно объективно рассказывать о первой в жизни машине. Это как первая любовь, какая бы она не была. Но попробую.
Конечно, поначалу я смотрел на неё скептически. Маленький 650 кубовый моторчик в 26, по-моему, лошадок, полное отсутствие интерьера как такового. Дерматиновая обивка, дерматиновые сидушки без подголовников, маленькие колесики…. Это было далеко даже от шестерки, на которой я учился ездить в автошколе, и бесконечно далеко от 08-09-099, популярных тогда у молодежи… Но тем не менее это был автомобиль, в котором по-минимуму было всё то, что полагается иметь автомобилю. Печка есть, крыша есть, 4 колеса есть… Даже дворник а-ля Мерседес есть. Ну и что, что не прыгает: ) Главное, что она заводилась и ехала, что скромных возможностей этого автомобиля хватало, чтобы подарить мне свободу передвижения.
Сказать, что отношения наши складывались безоблачно — значит покривить душой. Что-то ломалось. Из того, что я запомнил: началось с того, что стартер с трудом начал проворачивать двигатель, а в салоне отчетливо запахло горелой изоляцией. Причина была простая. Провод массы был плохо завальцован в месте крепления к кузову и не мог пропускать большой ток… Естественно ток шел по другим проводам и они не выдерживали. Перевальцовывать не стал. Просто купил другой минусовой кабель и прикрутил на болты. Проблема больше ни разу не проявилась. Ну и пришлось поменять несколько пострадавших при инциденте проводов. Стартер украинского производства вскоре тоже сдох и был заменен отечественным, который нормально работал всё время пока я владел машиной.
Примерно раз в 25 000 сыпались привода. Детали небольшие, а из машины я один черт выжимал всё, что только она могла выдать. Но менять их даже проще, чем на восьмерке. Хотя порядок замены очень похож. На 45 тысячах поменял сцепление. Из-за небольшого веса кпп работу удалось сделать одному в гараже без ямы. Где-то на 30 000 ослабла шаровая опора. При попытке затянуть сорвал резьбу в цапфе и пришлось этот узел заменить. Примерно 50 000 отходили передние стойки. Купил масло, ремкомплект и перебрал их. Получилось удачно. Ещё тысяч 30 проходили, потом поменял на новые.
Досаждала катушка зажигания — боится воды. Пришлось герметизировать. Тысячам к 80 начала гулять масса на фарах и поворотниках. То одно не горит, то другое. Боролся с переменным успехом. Тоже обычно в сырую погоду донимало. Кузов за то время, что машина была у меня, почти не ржавел. Когда продавал — только-только появились первые паучки на порогах. То есть в целом не хуже других наших машин того времени. Что еще… Глушитель недолговечный. Если резонатор и хвостовик прожили 115 000 и были проданы вместе с машиной, то глушитель разваливался за это время 3 раза. И постоянно по сварному шву. То есть не сгнивал, а именно лопался по сварке. Видимо, конструкция неудачная.
Двигатель никаких проблем не доставлял. На 90 000 поменял ремень ГРМ и ролик. Почему-то постоянно умирал спидометр. Родная комбинация прожила 7 000 и перестала показывать пробег. Новый после 20 000 (машине соответственно 25) стал завышать показания. На третьей легко показывал 160: ) В гараже у друга нашел такую же приборку от ВАЗ 2101 (ещё с надписями вода и бензин и хромированной вставкой), она оказалась рабочей и служила до момента продажи исправно.
На этом аппарате я впервые попал в аварию. Утром по осени через дорогу метнулась собака. Дал по тормозам… Середина дороги была сухая, а вот ближе к обочине был первый утренний ледок… машину развернуло и проскочив через встречную полосу я влетел в столб. Скорость в момент удара была небольшой (километров 40, я думаю, не больше). Я был пристегнут и потому абсолютно не пострадал. Машинке, конечно, досталось. Бампер, решетка, капот, радиатор, подрамник… При большей скорости всё было бы гораздо хуже, я думаю.
По поводу езды…. ух! Что только с этой машиной не делали. И всемером катались, и по лесным грунтовкам я её гонял. И на трассе выжимал всё, что можно. Даже на дальнобой ходили разок за 850 км от города. Ничего. Всё более-менее выдерживала и в общем-то всё, что требуется от автомобиля выполняла.
Не так давно довелось снова прокатиться за рулем такого автомобиля. Ну что сказать? Шумно, тесно (в ширину), педальный узел игрушечный, динамика никакая, зато от управляемости впечатления те же, что и тогда. Машинка рулится почти как карт. Если приноровиться, то от виражей Оки даже начинаешь получать удовольствие. Обзор прекрасный (если окна не обмерзшие, что редко: )). Парковка где угодно и как угодно.
Из впечатлений от своей машины вспоминаю ещё, что туда, если сложить заднее сиденье, влезает огромный телевизор, или стиральная машина, или ещё что-то в этом роде. Когда делали ремонт, возил на ней 50м2 кафеля. Не ахти какой объем, но масса, наверное, далеко превосходила паспортную грузоподъемность. Ничего. Увезла вполне уверенно.
В общем, не считая никакую безопасность Ока была очень даже неплохим для своего класса и цены автомобилем.