Озвученные выше комментарии по поводу Форестера 3-его поколения (SH/S12) навели на мысль изложить ощущения не в том ключе, соответствует или не соответствует он «легендарной философии Субару», а просто как об «универсальном повседневном автомобиле». И собрать ответные мнения.
Автомобиль
Пациент эксплуатируется в нашей конторе с начала зимы 2008/09 года. Машина в самой популярной на нашем рынке комплектации 2. 0XS, с двухлитровым атмосферным двигателем и автоматом. В базе — литые диски R16, тканевый салон, аудиосистема, ПТФ, круиз-контроль, моно-ксенон, VDC (система стабилизации), подогрев сидений, подогрев зеркал и зоны щеток, 6 подушек безопасности.
Стоимость на момент приобретения — около 990 т. р. По курсу лета 2008 года это было выше верхней границы разумной цены за машину данного уровня, но к концу осени доллар начал свой разбег, дилеры всех конкурирующих марок стали постепенно переписывать ценники, так что Forester хоть и не стал самым выгодным предложением в своем классе, но уже не особо выделялся на фоне одноклассников. Сопутствующие расходы — дополнительное оборудование (защиты, коврики, накладки, брызговики, сеточки), сигнализация, комплект хорошей зимней резины на дисках и, разумеется, КАСКО — в совокупности еще около 150 т. р.
Почему Субару?
Во-первых, просто по привычке и традиции — удельный вес и авторитет субар в автопарке коллектива уступит разве что тойотам (можно сказать «гнездятся редко, но кучно»), серьезных и нерешаемых проблем они не доставляли, вопросы эксплуатации, ремонта и взаимопомощи налажены. Во-вторых, по результатам отборочного конкурса, в финале которого участвовали также СГВ и Тигуан: первая была отвергнута скорее на уровне «не нравится» (хотя есть и рациональное обоснование), второй (может и к лучшему) — из-за отсутствия автоматной версии с 1. 4 и небюджетности 2. 0+АКПП.
Дизайн
+ Экстерьер. «Автомобили Subaru всегда отличались…» — на самом деле они именно что не «отличались», а более-менее «соответствовали» средневзвешенному облику машин своего класса и своего года выпуска, поэтому экстерьер их воспринимался нейтрально или положительно. S12 не стал исключением — спокойный, без провальных решений, нарочитых изысков или брутальности, «функциональный» внешний вид — то есть идеи продвинутых дизайнеров/маркетологов не повредили основному назначению автомобиля.
+ Интерьер по сути весьма прост, но используя материалы нескольких оттенков и фактур и немного поиграв с формами, разработчики сделали его по крайней мере не унылым, все выглядит опять-таки «функционально» и привычно, и в то же время не кажется сомнительным приветом из середины прошлого века.
— Несколько удручает, что внутреннее убранство с точностью до нескольких мелочей позаимствовано у Импрезы третьего поколения. Имея в мировой линейке всего три с половиной модели, можно бы и обойтись без столь дословного самоцитирования.
Места водителя и пассажиров
+ Subaru можно поздравить с появлением второй в истории модели, где спереди могут относительно свободно расположиться люди нормального телосложения. Будем надеяться, что эталонный хоббит разработчиков перешел на работу в головную компанию или уволился по старости, так что все последующие модели станут кроиться уже с учетом человеческой антропологии.
+ Водителю диапазон регулировок наконец-то позволяет распрямить ноги, не протискиваться на свое место, немного придвинуть сиденье из крайнего заднего положения, наконец-то появилась регулировка руля по вылету — в общем, посадка кажется не по-субаровски удобной (свободной). Можно и придраться — к отсутствию, на моделях без электропривода сидений, регулировок поясничного подпора и угла наклона подушки, к тому, что в верхнем положении сиденье расположено не так высоко от пола, как на большинстве конкурентов-паркетников… Зато имеется подвижный подлокотник на центральном боксе и регулируемый обогрев сидений.
— Переднему пассажиру повезло меньше — кресло без лифта установлено низко, поэтому сидеть приходится по старинке, с поднятыми коленями и при этом выглядывая поверх непривычно высокой приборной панели.
+ На задних местах о прошлом уже ничто не напоминает. Расположенные небольшим амфитеатром сиденья лишены недостатка слишком низкой посадки, запас по длине внушительный (пассажир ростом 185 см, садясь «сам за собой», может даже картинно закинуть ногу на ногу), запас по высоте хороший, проем между сиденьем и средней стойкой достаточный. Дополнительный плюс — регулируемые по углу наклона спинки задних сидений.
— Не слишком удачными вышли внутренние ручки дверей: они выполнены в виде углублений-карманов и находятся слишком близко к створу дверей, традиционные наклонные поручни отсутствуют — приходится сначала тянуться, затем выворачивать руку, да и пассажиры могут держаться только за потолочные ручки.
— На версии с автоматической коробкой передач отсутствуют полноценные передние подстаканники — имеется лишь некая дисфункциональная полость, заточенная под габариты американского фаст-фуда.
Материалы отделки
+ Как ни странно, повсеместно жесткий пластик своим видом и тактильными ощущениями все же не вызывает такого отторжения, как, например, гулкое черное убожество или интерьер из «переработанных ПЭТ бутылок» современных ___ и ___
— «Почти» относится к черному пластику нижней части консоли (несмотря на грубый внешний вид, он сильнее всего страдает от царапин и пыли, быстро приобретая неряшливый вид), а также к излишне чувствительному серебристому покрытию многочисленных вставок.
— Кожаная оплетка руля, к сожалению, не входит в стандартный набор для не-топовых комплектаций. Поэтому самый важный и непосредственный канал общения с автомобилем приходится дорабатывать в рамках самостоятельного тюнинга — разница в ощущениях между липким грубоватым пластиком и даже недорогой кожей огромна.
+ Форестеры поставляются к нам с салонами двух тонов — черного и серо-бежевого (который выглядит приятнее, солиднее и просторнее). Что до старого стереотипа «слишком сильно пачкается», то на самом деле самый маркий во всех отношениях салон — именно черный: пыль, разводы засохшей грязи, засаленные потертости, волосы не того цвета в конце концов, проявляются в нем мгновенно, а устраняются с трудом. Увы, в нашем случае главный заказчик захотел именно черные внутренности…
+ Обивку сидений из тонкой по краям и усиленной в середине якобы водоотталкивающей ткани «с синей искрой» можно оценить на «удовлетворительно». Классический велюр был бы лучше и практичнее во всех отношениях (пример можно брать с прежних субар), но спасибо и за это. Главное, что в дело не пошла притягивающая любую грязь и неприятная наощупь темная дерюжка, которую любит сейчас использовать ___
— Чисто как придирка — грубовато смотрится ключ зажигания — такой дизайн и фактуру мог бы еще иметь отечественный ключ, но даже у приоры металл жала выглядит не хуже.
Багажник и емкости
+ Размеры багажника традиционно-достойные, референсный груз (второй комплект резины на дисках) успешно располагается внутри. Огнетушитель, знак, аптечку и прочую мелочь можно отправить под пайол в компанию к полноразмерной запаске. Кто-то жаловался на отсутствие местной подсветки багажника — на самом деле она есть, просто некоторые владельцы действительно не замечают ее плафон.
— Пол багажника имеет заметный уклон в сторону задней двери — возможно, чтобы при складывании спинок сидений грузовая площадка получалась более-менее ровная. Но покатая.
— Дверь багажника на всех Форестерах с завода закрывается, мягко говоря, нехорошо. Главное с таким положением дел не мириться и требовать от официалов регулировки замка — их слесаря уже набили руку на этой процедуре. Как минимум полгода после этого дверь захлопывается без грохота и с первого раза, причем даже на вывешенном автомобиле.
— Фирменный «складывающийся лоток багажного отсека» скроен настолько дико, что в номинальном состоянии его край на добрую ладонь топорщился бы поверх спинок задних сидений. Поэтому путешествует он в неудобном и неэстетичном согнутом состоянии.
— Удручающе несолидно выглядит основной бардачок (вещевой ящик), не имеющий собственной подсветки — подобная экономия вызывает только недоумение.
Комбинация приборов
+ Хотя на новых Форестерах существует несколько типов комбинаций приборов, к нам на экспорт поставляется наиболее «азиатский» вариант. Увы, мелкая оцифровка на ярко-синем фоне оживляет рекламные проспекты, но в жизни воспринимается не так хорошо, как хотелось бы.
— Отсутствует указатель температуры охлаждающей жидкости, вместо которого появилась иконка с синим/красным градусниками. Решение в определенных кругах модное, но для российских условий и субаровских родовых особенностей далеко не оптимальное.
— По центру приборной панели находится информационный дисплей, который уже к моменту запуска модели функционально подустарел. Часы, наружная температура, средний расход с момента последнего обнуления соответствующего одометра — вот и все. Ни мгновенного расхода, ни расхода за поездку, ни расчетного пробега до заправки, ни режимов кондиционера, ни диагностики — что сейчас становится нормой даже для трип-компьютеров бюджетных автомобилей.
Климат
+/- Управление климатом организовано аналогично пострестайлинговому Форестеру предыдущего поколения или новой Импрезе — три круглых переключателя с единственной риской-диодом. Но традиционный в таких случаях дублирующий дисплей отсутствует, поэтому общение с установкой несколько отвлекает от дороги. Невзрачная, но более удобная для переключения «на ощупь» панель того же Форестера идет с простым «механическим» кондиционером (в Россию не поставляется).
— О какой-либо «двухзонности» климат-контроля здесь нет и речи. «Не больно-то и хотелось», но с учетом года создания автомобиля, его позиционирования и цены это выглядит несолидно.
— Главный недостаток всей системы климата — неперекрываемые, по дурной, заимствованной у американцев привычке, центральные дефлекторы панели приборов.
+ А вот что не может не радовать — так это наличие «полуавтоматики», то есть раздельных автоматических режимов для управления скоростью вентилятора и направлениями обдува. Настоящий прорыв по сравнению с упертыми ветродуями ___, совершенно непригодными к работе в режиме AUTO.
+ Отопитель в зимних условиях показывает себя хорошо — жаловаться на длительный прогрев, запотевания и «сквозняки» не приходится (разумеется, в этом помогают тепловой режим двигателя и организация вентиляции в салоне).
Обзорность
+ Несмотря на новые обводы кузова, набирающие объем стойки крыши и упразднение безрамочных дверей, обзорность на дороге осталась по-субаровски хорошей во всех направлениях. Ну а дополнительно установленный 8-канальный парктроник снял и все вопросы по маневрированию в ограниченном пространстве.
+ Зеркала заднего вида вызывают уважение своими размерами, но…
— …Но вместо столь полезной кнопки автоматического складывания японцы снова поставили на модель для внешнего рынка пластмассовую заглушку.
+ Наличие обогрева зеркал сейчас является привычной и обязательной нормой, а вот электроподогрев зоны щеток лобового стекла все же радует.
— Хотя не повредил бы и электроподогрев форсунок омывателя — они стоят не на капоте, а у решетки воздухозаборника, так что временами приходится их размораживать теплом собственных рук.
Медиа
+ Минимальные требования штатная аудиосистема (Matsushita/Panasonic PP443L6) даже перекрывает — MP3 читает, чейнджер на 6 дисков есть, с руля управляется, RDS функционирует.
+ Блок аудиосистемы не интегрирован в архитектуру приборной панели, так что сейчас или в перспективе может быть без лишних усилий заменен на продвинутые аудио-видео-навигационные системы.
Пассивная безопасность
+ Количество подушек безопасности (две передние, две боковые, две шторки) в принципе соответствует современным требованиям, но будем надеяться, что до их реальной проверки дело не дойдет.
На дорогах
О поведении Форестера на ходу говорить долго и эмоционально не получится — ни ярких достоинств, ни критических недостатков после года эксплуатации выделить невозможно.
+/- В городских условиях динамический потенциал 2. 0 достаточен, при необходимости можно сосредоточиться и опередить среднебюджетно-малолитражный уличный поток. На трассе резерв невелик, но при езде в рамках разумного позволяет достаточно безопасно совершать обгоны. Что касается звука работы — при интенсивном ускорении от двигателя все же больше шума, чем эффекта.
+ Автоматическая коробка перебирает передачи плавно, в переключениях не путается. А что касается «4-ступенчатой архаичности» — то проверенная опытом и долговечная конструкция лучше, чем модный новодел, только за время гарантии по нескольку раз отправляющийся в ремонт. Тем более, здесь имеются отвечающие требованиям времени «спортивный» и честный «ручной» режимы, которые пусть и несильно влияют на эффективность, но по крайней мере разнообразят ощущения от управления. Неплох подбор передаточных чисел — на нижних передачах машина движется «внатяг» без излишних подгазовок, толчки при переключении минимальны, при этом обороты на крейсерской «междугородной» скорости на удивление невысоки. К некоторому сожалению, в третьем поколении Форестера не осталось автоматных модификаций с постоянным полным приводом и теперь на всех рынках предлагается исключительно подключаемый A-AWD.
+ Подвеска по прежним субаровским меркам может считаться даже излишне мягкой, хотя на самом деле никакого особенного комфорта она не демонстрирует, а просто более-менее успешно соответствует нашим дорожным условиям. Некоторая несобранность, диагональная раскачка на дуге поворота присутствуют, но субъективно — то что есть сейчас, значительно лучше соответствует духу и потенциалу простого «повседневного универсального автомобиля».
— Пресловутая переставка задних колес на неровностях при прохождении быстрых поворотов действительно иногда имеет место. Начиная с конца 2008 года S12 даже прописали новые задние амортизаторы с существенно увеличенной жесткостью на отбой. Бесплатной отзывной кампании для уже выпущенных автомобилей не проводится, поэтому желающие могут заменять стойки только за свой счет — но неизвестно, как сильно потеряют в комфорте машины с новыми амортизаторами.
+ Рулевое управление с электроусилителем на младших комплектациях — адекватное, без модного искусственного перетяжеления. Первоначально настораживает присутствие некоторой вялости в реакциях, но после недолгого привыкания машина вполне успешно выдерживает траекторию и пишет змейку. Расположение электропривода на рейке обещает нормальную надежность и долговечность, в отличие от ___ электроусилителей с приводом в верхней части рулевой колонки.
+/- Тормоза — понятные и прогнозируемые. Электронные системы в повседневной эксплуатации, к счастью, никак себя не проявляют, но при необходимости в меру сил функционируют. Недостаток системы стабилизации (VDC) — она отрабатывает только занос, но никак не реагирует на снос (который в силу исходной переднеприводности машины организуется проще).
+ Про шумоизоляцию сказать просто: в машине присутствует, в рамках требований к шумоизоляции японских автомобилей — удовлетворяет.
+ Проходимость в городских условиях исчерпывающая, в пригородных — позволяет круглогодично передвигаться по дорогам, в том числе и без твердого покрытия. Традиционная субаровская компоновка силового агрегата делает весьма актуальным вопрос сохранности поддона автомата — и действительно, большинство контактов нижней части автомобиля с российской действительностью, судя по следам, приходится именно на эту защиту.
+ Расход топлива вызывает непонимание и зависть. Полторы тонны снаряженной массы при полутора сотнях лошадей за первые двадцать тысяч пробега по столице (однако без длительного толкания в пробках) и окрестностям уложились в 10 (! ?) литров на сотню.
Ремонт, обслуживание
+ Устранение мелких недостатков, регулировка сход-развала или установка допоборудования выполняются по записи в разумные сроки.
— Кузовной ремонт у дилера требует традиционной железной выдержки. Но если месяц-другой на «доставку запчастей» и очередь в кузовной цех объяснить еще можно, то предварительная очередь не меньшей длины только «на осмотр и первичную оценку» заставляет скрипеть зубами. Претензий по качеству выполненных работ нет.
— Стоимость официального обслуживания внушает: ТО-0 (1500 км) — ~4300 р. , ТО-1 (15000 км) — ~10000 р… на ТО-2 (30000 км) для надежности придется заложить уже под тысячу долларов. Это несколько угнетает на фоне предыдущих субар, который обслуживались без участия официалов и в содержании обходились на уровне банальной ___ (и существенно дешевле ___ праворульных). Стандартный развод на дополнительные операции присутствует — то на совсем бесполезные, то на хотя бы имеющие повод (как очистка от сажевых отложений корпуса дроссельной заслонки). Впрочем, есть возможность уйти с гарантии и обслуживаться вдвое дешевле.
Надежность
+ Именно «овощные» исполнения субар всегда отличались надежностью и долговечностью. Радикально свежих решений на S12, к счастью, не появилось, так что по крайней мере от 2-литровой версии неожиданных и неприятных сюрпризов ждать пока не приходится.