Добрались руки наконец-то написать отзыв – благо один год ежедневной эксплуатации позади. Заранее извиняюсь за не совсем структурированный отчёт, но писать буду по ходу тех мыслей, которые возникают. Сразу напишу то, что порадовало больше всего – за год и 14000 км пробега в машине ничего не сломалось, не потекло, не потухло, не перегорело и, собственно, не потребовало никаких регулировок, поездок на СТО по мелочам и просто «доведения до ума». Всё просто работает.
Начну с кузова. Вторая зима уже в самом разгаре и дороги у нас в Днепре обильно посыпали солью – сколов краски (за исключением одного на капоте от камушка – вовремя увиденного и «пофиксенного») и тем более ржавчины нет и в помине. Очень хорошо держится весь хром (не зря я его периодически натирал WD-шкой перед зимой). Из относительно небольших претензий есть наличие по всему кузову микроцарапин – после банальных ручных моек особенно хорошо заметных на чёрном кузове. Уж не знаю, считать ли это недостатком лака, но мне кажется, что у немецких машин даже старших по возрасту царапины заметны меньше.
Особую благодарность хочется выразить конструкторам машины за превосходный дорожный просвет (минимально 162 мм), а в пустом авто я лично на яме намерил все 180 мм, который таки убедил меня не ставить защиту. И сугробы были серьёзные (живу в частном секторе в балке), и ледяные нарезки в этом году после резкой оттепели днищем не цеплял, хотя и ездил каждый божий день. Также порадовали оригинальные заводские брызговики спереди и сзади — иногда арки были полностью забиты снегом и льдом, но они стойко все пережили, довольно-таки подвижны – короче, не сломались под натиском льда. Единственное замечание – арки очень плотные, из-за размерности колёс 235x55 R17 снег приходилось вычищать буквально после каждой поездки, иначе намерзало так, что при повороте колёс сильно «шкрябало». Недостатком таких колёс и узких арок является просто огромный диаметр разворота – 12. 5 м. Не скажу, что это часто мешало, но пару раз было неприятно в ситуациях разворота – приходилось сдавать назад, находясь на встречной полосе. И это вдвойне странно, ведь руль достаточно острый — ровно три оборота от упора до упора, но колёса упираются в отбойники.
Также хочется отметить отличное качество подгонки кузовных элементов, зазоры везде минимальные и одинаковые по сторонам (не хуже, чем у немцев), отлично работающие двери (мягкое закрытие, подобающий «классу» хлопок, плотное прилегание дверей – пыль и влага не проникает). Понравилось, что дверные петли с завода были смазаны отличной густой смазкой, которая не потеряла своих свойств даже ко второй зиме – двери при открытии/закрытии не издают скрипящих звуков, похожих на те, что я часто слышал на продукции советского автопрома (даже свежей) и Daewoo Sens (на котором довелось немного поездить – чем только не смазывали, но избавиться от скрипа не смогли). Достаточно тяжёлый капот поднимается одним упором, но сам капот при этом тонкий – даже во время протирки приходится ослаблять нажим, особенно по центру – явно прогибается.
Понравился багажник – есть подсветка, хорошая форма и ёмкость (525 л), есть приличный подпол под полноразмерную запаску (которую я не вожу), задние сиденья складываются по частям, подсветка присутствует, имеется заводская сетка для крепления багажа. Понравился продуманно размещённый аварийный механизм открытия лючка бензобака – как раз на стенке возле лючка, можно одной рукой дёрнуть, а второй помочь примёрзшей дверце (у меня раз машина была как сосулька). А как вам 5 (пять! ) вариантов открытия багажника – кнопка из салона, с брелка, просто ключом (скважина замаскирована так, что я о ней узнал только через полгода, кнопкой на ручке открытия и аварийным рычагом из багажника (если кого-то случайно закроют). Плюс к этому, в бардачке есть кнопка блокировки багажника — чтобы на сервисе можно было оставить машину с сервисным ключом, и в багажник никто не мог попасть. К недостаткам багажника отнесу отсутствие внутренней ручки для закрытия (как можно было так протупить) и слишком большое расстояние до задних сидений – нажать кнопки блокировки задних сидений или достать что-то закатившееся и при этом не выпачкать брюки о бампер почти невозможно. Кстати, рекомендую периодически (а особенно зимой) пользоваться ключом для открытия багажника и водительской двери – тогда замки работают чётко.
По качеству сборки салона «пятёрку» уже не поставлю. Обивка потолка в паре мест топорщилась – сам заправил за уплотнитель, уплотнительные резинки в дверях не везде идеально прилегают, кое-где выглядывают клипсы (разумеется надо присмотреться), усилие на крутилках заслонок воздуховодов различается, то есть оно в принципе нормальное, но разное, как будто заслонки в один автомобиль ставили из разных ящиков, пришедших в разное время. И ещё один нюанс, который бросается в глаза – до неприличия большие зазоры между торпедой и передними дверями (в закрытом состоянии). С водительской дверью почти 1. 5 сантиметра, с пассажирской стороны сантиметр. Как видно – они ещё и разные. Но что очень радует — за год езды не появилось никаких новых сверчков, кроме одного, проявляющегося во время постепенного прогревания при езде автомобиля по пологим неровностям – поскрипывает решётка центрального динамика, нажмёшь пальцем – перестаёт. Но когда салон хорошо прогрет – не поёт и она.
По двигателю. Заводился всегда, даже в морозы минус 23 уверенный лёгкий пуск, и это несмотря на то, что как раз перед зимой перешёл на 92 бензин. Но заправкам не изменяю, заправляюсь всегда в одном месте, полный бак и ещё канистр 4-5 штук беру сразу. Дома через леечку с очень мелкой сеткой заливаю, чтобы лишний мусор не попал. Лампочка Check Engine, которая у некоторых одноклубников загоралась после сомнительных заправок – у меня пока «молчит». К слову, аккумулятор заблаговременно пару раз приходилось подзаряжать (дома стационарным зарядным малым током 3, 5-4A) – последние месяц-полтора машина ездит в основном в городе и на очень короткие дистанции, дороги не фонтан, скорости (читай обороты двигателя) очень малы, а потребителей в нафаршированном электроникой авто много. И первым симптомом разряженности аккумулятора служит кратковременное загорание нескольких контрольных ламп (типа ABS, Check Engine) в момент запуска стартёром. После ночной зарядки в тех же условиях запуска на морозе они уже не загораются. Так же себя проявляла и электроника на моём бывшем Opel Omega. Кстати, до сих пор не узнал какой емкости аккумулятор стоит на Grandeur – он тут с завода плотно укутан, а разбирать не хочется. Кто знает – подскажите. Радует работа двигателя с цепным ГРМ – даже после холодного пуска не гремит, а уж прогретый просто шепчет. Приятно, что ничего не течёт и не капает. В первый месяц регулярно залезал на яму, осматривал всё. Пару раз протёр картер коробки в местах стыка — было запотевание масляное, видимо всё прикипало-прилегало, сейчас всё просто сухо. Уровни тормозной жидкости, гидроусилителя, масла движка и коробки-автомата не ушли за 12 000 км. Перед зимой решил добавить немного антифриза – уровень изначально был ближе к минимальной отметке. А так 6 цилиндров работают мягко, звучат хорошо, хотя и обслуживать V-образный движок будет дороже рядного. Моторный отсек очень плотный, несмотря на громадный с виду капот. Масло синтетика с завода.
Перед морозами залил три литра незамерзайки концентрата – омыватель работает нормально, по три струйки из каждого «писюна». Кстати, за год ни разу не потребовалось регулировать положение струй, хотя на Omege они постоянно (особенно после моек) почему-то сдвигались. Знаю, что на некоторых машинах вместо струек распыляется жидкость в виде такого тумана – думаю, в некоторых ситуациях это может быть более эффективно, но в общем с обзорностью вперёд проблем не испытываю. Омыватель фар тоже работает, хотя его эффективность в нашей стране практически равна нулю. Может на немецких чистых дорогах смывать дождевые капли и полезно, но куски грязи (а уж если ещё и подсохшей) на наших отмывать не получается. Хотя штука мощная – такой фонтан бьёт, что и лобовухе достаются мелкие брызги.
По коробке. Это мой первый авто с автоматом. Что сказать – механизм работает, не вредничает. Я не сторонник длительных прогревов – при около нулевых температурах грею (если позволяет обзорность) не больше одной-двух минут. При морозах больше десяти – 3-5 минут. До полного прогрева двигаюсь плавно и размеренно, обороты больше двух тысяч не закидываю. Иногда пользуюсь тип-троником, но не для удовлетворения спортивных амбиций, а только для того, чтобы поднять обороты движка, либо притормозить двигателем на скользких участках. Ну мыслимое ли дело – едешь в достаточно крутую горку (ул. Рабочая, пр. Кирова в Днепропетровске) на городских скоростях 50-60 км/ч и коробка держит четвёртую, обороты 1100 – 1200. Машина в общем едет (сказывается хороший крутящий момент), но мне кажется, что нагрузка на мотор в таких режимах очень большая. Включаю вторую – мотор запел и как-то стал веселей звучать даже. Вообще, коробка при любой возможности старается переключить передачу повыше, практически выходя на пятую уже к 65 км/ч.
По оснащению салона. Общая концепция салона скорее соответствует духу классической компоновки и цветовой гаммы – никакого техно и хай-тека, я бы даже сказал, что дизайн, отчасти, архаичен – простые крупные кнопки, прямоугольные формы, но всё понятно, доступно и, главное, удобно! Немного смущает блок кнопок на дверях – слишком уж просто выглядят, как из авто классом ниже. Подсветка экранчиков голубая, причём немного различной яркости у климата и магнитолы.
Grandeur с мотором 3. 3 идёт по сути в одной единственной комплектации, но есть всё, что необходимо, и дальше немного лишнего. Кожаный салон (включая обивки дверей) неплох, на ощупь кожа мягкая (даже зимой). За год ёрзания по водительскому сиденью ничего не протёрлось, хотя сидушка водительская уже немного отличается, например, от задних, на которых редко бывают пассажиры – стала более отполированной, что ли. Сиденья удобные, большие, скорее мягкие (у немцев жёстче), поддержка боковая слабая. У водительского 10 регулировок – всё на электрике, у пассажирского – 4, тоже электрические. Несмотря на большие размеры салона, водителям полноватым и с ростом выше 180 см уже будет тесно, непонятно – вроде авто для американского рынка проектировалось, но сделано как для тщедушных корейцев. У меня рост 1. 79 и при этом руль отодвинут максимально в торпеду и сиденье до упора назад. Удобные подголовники (заявлено, что активные) и подлокотники как центральный, так и дверные. Имеется функция (на две ячейки памяти) запоминания положения руля, сиденья и внешних зеркал. При вынимании ключа руль уезжает в дальнюю точку, облегчая посадку. С зеркалами идёт полезная функция — при включении задней передачи опускаются вниз, показывая задние колёса, удобно маневрировать возле бордюров. Однако с появлением этой функции добавились и зимние проблемы – учитывая, что в процессе эксплуатации сиденье иногда двигаешь, а зеркала на мойке так точно ретивые мойщики сдвигают, то при заводке машины, когда коробка стоит на паркинге, смещая рычаг в драйв через R, зеркалам даётся команда позиционирования. Был неприятный момент, когда на ночной стоянке снегом завалило машину и при включении обогрева заднего стекла греются также зеркала – снег таял и стекал под само зеркало и когда я тронулся, зеркала попытались отрегулироваться, но их уже заклинило. Жалобно подёргавшись раз восемь они затихли. Я тогда подумал, что навсегда. Очистил проволочкой пространство между корпусом зеркала и самим зеркалом и всё заработало вновь. Так что мой совет обладателям машин: вычищать заранее снег, чтобы потом не пришлось ковырять лёд.
Обзор назад, кстати, довольно плох – причиной тому выпуклые скруглённые задние крылья. Снаружи выглядит эффектно, но манёвры задом в узких ограниченных местах напрягают до сих пор, особенно если надо с поворотом в узком месте куда-то заехать. Парктроник задний на 4 датчика облегчает жизнь, но всё равно абсолютной уверенности не внушает. Кстати, зимой при движении по трассе и свежевыпавшему снегу надо периодически очищать задний бампер от снега, иначе при включении задней датчик пищит как резанный.
Очень радует приборная панель, эргономика рычажков на высоте, ходы и усилия точно запрограммированы, ошибок не допускаешь. Оптитронные приборы выше всяких похвал – я ещё не встречал настолько чёткой и идеально считываемой комбинации приборов. Минимум графики, крупные цифры, редкая штриховка, не перегруженная информацией, короче просто идеал. А как она поэтапно включается – до сих пор наблюдаю.
Полезная функция датчик дождя, поначалу не сильно привычно было, а сейчас чаще всего в пасмурную погоду езжу в этом режиме. Датчик света практически не использую, неразумно включается в моих условиях эксплуатации. Заводской ксенон шикарен, хотя в пустом автомобиле дальность не очень, становится лучше, когда пригружаешь задок. Противотуманки светят очень низко, оттого использовать их как дополнительный источник света смысла практически нет, а вот именно в туман работу свою выполняют неплохо.
Очень доволен звуком – 8 динамиков, усилитель, поддержка USB, чейнджер на 6 дисков, полное управление на руле (можно менять станции, диски, треки, переходить с источника на источник, менять (глушить) громкость звука. У радио неплохой приём (антенна находится в заднем стекле) – за городом километров 50-60 уверенный приём (хотя я радио практически не слушаю). Немного слабоват сабвуфер. Было пару раз, когда чейнджер считал, что установлено шесть дисков, хотя реально стояло 2. Пришлось вынуть реальные, а затем и виртуальные. Баг исчез сам собой. Подсветка салона – три плафона (впереди, по центру и сзади), с медленным затуханием, подсветка всех дверей, пространства для ног на передних местах (правда слабоватая). Электрический люк двухпозиционный, электрошторка на заднем стекле (сама опускается при движении назад). Двухзонный климат-контроль функционирует адекватно, иногда даже отмечал реакцию на открытие окна (добавляет обороты, изменяет направления обдува), а также на изменение солнечного света (под лобовым установлен некий датчик). Очень понравились электронные помощники ESP, TCS, ABS – всё работает толково, а для начинающих водителей просто необходимые опции. Круиз-контроль, хоть и не активный, но на свободной трассе очень удобная и полезная штука. Как для бизнес-класса довольно много всяких дополнительных ящичков-сундучков, не считая основного бардачка я насчитал 14 «нычек», часть из которых даже на микролифтах.
Салон сзади потрясающе просторен, места много как над головой, так и в коленях. Однозначно, не проигрывает BMW 5, Mercedes E, Toyota Camry и аналогам. Очень удобно садиться и выходить с заднего сиденья. Шумоизоляцию нахожу в пределах нормы, мелкие камушки сильно не достают по аркам, двигатель не в разгонных режимах практически не слышен, аэродинамические шумы начинают проявляться со скорости в 140 и выше (тут заслуга зализанного кузова с Cx=0, 29). А так в движении, как правило, слышны больше шины или работа задней подвески.
Тормозная динамика. Тормоза нахожу достаточно информативными, усилие на педали оптимально, дозировать степень замедления можно легко. Но вот что немного смущает, так это замедление с высоких скоростей – оно, как бы это сказать, не очень резкое, такое ощущение, что не хватает банально бОльшего диаметра тормозных дисков (спереди 303, сзади 284 мм). Мне кажется, что спереди надо было бы поставить побольше, да и суппорта двухпоршневые не помешали бы – всё-таки и масса авто велика (1680 кг) и мощность мотора позволяет «почудить». К тому же сталкивался в инете с информацией, что диски склонны к перегреву, хотя я не наблюдал ухудшения эффективности торможения, когда ездил в Крыму по горам (хотя старался пользоваться больше ручным режимом и использовал торможение двигателем).
Что хотелось бы добавить в эту машину (или чего не хватает): явно напрашивается камера заднего вида с хорошим горизонтальным углом обзора, хотелось бы, чтобы багажник открывался с пульта полностью (электрически или на пружине), а не просто приподнимался, отщёлкиваясь. Не помешал бы DVD с экраном, чтобы ребёнку мультики крутить в дальней дороге, хотелось бы более полного борткомпьютера (с показаниями моментального расхода и абсолютного количества спаленных литров), подогрев руля – этой зимой с такими морозами как-то подумалось об этом.
Что раздражало в течение года больше всего. Первая тройка «победителей» такова – пассажирский стеклоочиститель, задняя подвеска и попискивающая в холодном салоне решётка центрального динамика.
Никому бы не поверил, если бы мне сказали, что главным (правда зимним) раздражителем окажется пассажирский стеклоочиститель. Больше всего матов прозвучало в адрес его конструкторов, которые не смогли сделать так, чтобы его можно было поднимать полностью от стекла. Когда каждый день идёт снег и всё примерзает, и его каждый раз приходится отдирать, потом долго и нудно чистить резинку, приятного мало. При этом включить очиститель и выключить зажигание на среднем положении – не выход. Щётки поднять можно, но когда включаешь зажигание вечером, они, разумеется, возвращаются назад, но к этому моменту всё стекло сплошная сосулька и щётки рискуют если не застрять, то здорово подпортить резинки.
Задняя подвеска не нравилась с самого начала – на крупных ямах (трещинах асфальта) пугающе громкие хлопки, на мелких – постоянное «бубнение». Пробовал вынимать из багажника всё, что только можно снять, укреплял задний держатель номера – ничего не помогает, такая особенность работы подвески. При этом на редких пологих и достаточно ощутимых волнах асфальта задок отрабатывает бесшумно – только хлопки шин. Вообще мне показалось, что ходы подвесок очень маленькие, поэтому преодолевать плохие участки дорог лучше с минимальной скоростью, ползком.
О зимнем расходе топлива. С приходом сильных холодов расход резко увеличился с привычных осенних 14-14. 5 до 16-16. 5 литров. После того как выпало море снега, ухудшились дороги, упали скорости движения до почти пешеходных, расход уверенно пересёк отметку в 17. 3 л. Ну а в пик морозов, когда неоднократно приходилось заводить машину в минус 20 + пробки, расход дошёл до 18. 9 (но это пока предел). Причём, если начинаешь ездить побольше (даже в городе), быстро опускается до 16. 5. Но следующая заводка на холоде и прогрев так же уверенно возвращает цифру назад за отметку 18.
Вообще корейцам зачёт, машиной доволен и менять пока не планирую, ну разве что на Genesis.