Коллекционирование масштабных авто – это собирательство уникальных образцов реально существующей техники в уменьшенном масштабе. Коллекционирование автомобилей близко к автомоделизму, с помощью которого появляются миниатюрные машины в коллекции фанатов техники Автопрома.
Сегодня коллекции мини автомобилей чаще всего состоят из образцов, изготовленных в распространенном масштабе 1:18, 1:72, 1:120, 1:24, 1:87. Масштабы 1:72, 1:120 были позаимствованы из авиа- и железнодорожного моделизма.
По подобию практики авиа- и судо- моделизма стали создаваться автомобили в сборном варианте крупного масштаба. Для фанатов масштабной техники изготовить образец миниатюрной модели не составляет особого труда, так как можно собрать мини автомобиль из готовых деталей, склеивая их, свинчивая и окрашивая.
В коллекции автомоделей миниатюрный транспорт появлялся разными путями. Приобреталась техника промышленного производства, была возможность купить мелкосерийный вариант, ручной. Очень часто заводские изделия переделывали коллекционеры самостоятельно.
Модели коллекционных автомобилей чаще всего производят из металла, но при металле невысокого качества или не соблюдении технологии изготовления возможно было появление цинковой чумы. А изменение в металле приводило к разрушению модели.
Также возможно изготовление моделей автомобилей из пластика или смолы. Особое отношение коллекционеров к моделям к высокой детализации исполнения. Поэтому при изготовлении мини транспорта стараются воспроизвести не только внешний вид авто, но и салон машины. Правда, ограничены возможности у мелких масштабов. Огромную роль в производстве масштабной техники играет изготовление подвижных деталей машины. Открывающийся капот или двери, багажник придают большей достоверности в сравнении с реальной техникой.
Различается мелкая техника по стоимости. Например, изделия крупносерийного производства можно приобрести подешевле, по демократичной цене. Но на уникальную модель ручной работы придется раскошелиться, высокая стоимость у заказных авто с детализацией элементов. Особую ценность представляет раритетное авто.
Причины и особенности коллекционирования
Коллекционирование масштабных моделей возникло из простого собирания игрушечного транспорта в детстве. Разнообразие игрушек в виде автомобилей подталкивает к созданию уникального автомобильного мира, появляется желание приобрести новый вариант мини-транспорта. Но «игрушечный мир» с взрослением становится неинтересен, а любовь к автомобилям стимулирует приобретать более правдоподобные автомобили с отличной детализацией. Причины собирания мини-техники могут появиться при желании обладать конкретной машиной в реале и невозможности ее приобретения.
Коллекции масштабных автомобилей разнообразны, фанаты подобной техники могут специализироваться в разных направлениях. Кого-то интересует конкретный масштаб, собирают машины по маркам, по специализации техники. Коллекционируют отечественные модели или зарубежные варианты техники.
В наши дни коллекционирование масштабных моделей охватило весь мир с начала 20 века. На территории СССР производство мини-техники началось с 70-х годов прошлого века. В продаже появились автомобили - скопированные копии техники советского производства в масштабе 1:43. Для коллекционеров доступны стали миниатюрные легковушки. Затем мелкой серией изготовлялись модели микроавтобусов, грузовиков и тракторов.
А вот промышленное заводское производство масштабной техники появилось только после распада Союза.
Модели советского производства изготовлялись чаще всего на крупных оборонных предприятиях для заполнения ниши товаров народного потребления.
Основным производителем было предприятие "Тантал", расположенное в Саратове. На основе этого завода во времена Российской Федерации была организована фирма "Агат", переименованная в "Моссар". От нее позднее отделилась компания "Икотекс" - филиал, расположенный в городе Маркс. После этого на других предприятиях различных городов Советского Союза стали изготовлять разнообразные модели мини техники, как отечественной, так и импортной. Очень небольшой модельный ряд, производившихся в Союзе автомоделей, нашёл своё отражение в номерах, которые были представлены в немногочисленных каталогах. Имеющие свои номера модели, произведённые в СССР, очень популярны в среде коллекционеров и в наши дни.