У берегов Северной Африки лежит омываемый теплыми морями Средиземноморья остров Крит, принадлежащий Греции. И хотя только в Эгейском море насчитывается несколько сот островов, Крит на протяжении последних ста лет пользуется у туристов и местного населения неизменной популярностью. Как и на других греческих островах, здесь множество красивых скалистых бухт, к которым подступают цветущие долины и горы. Как ни в одном другом месте Средиземноморья, с Критом связано немало загадок и тайн. Одна из них имеет отношение к Кноссу - столице древней цивилизации, возникшей свыше 4000 лет назад.
Открытие Артура Эванса.
Так же, как и Генрих Шлиман, английский археолог Артур Джон Эванс (1851 - 1941) был невероятно удачлив, но в отличие от своего немецкого коллеги имел неплохую профессиональную подготовку. На Крите он вел раскопку с перерывами на протяжении 30 лет (1899-1930). Ему, пожалуй, удалось сделать более сенсационное открытие, чем Шлиману, откопавшему Трою. Эванс нашел цивилизацию, которая была по меньшей мере на 1000 лет старше древней Греции! Откопать на пространстве 500000 кв. метров дворцы, виллы, каменные дома, множество других строений, не говоря уже о предметах быта, культуры и искусства, - это, безусловно, большая удача! Разумеется, Эванс был знаком с мифами Древней Греции и по мере сил старался (как и Шлиман) связать свои открытия с прочитанным. Но тут и додумывать было нечего. Как казалось Эвансу, он нашел жилище легендарного царя Миноса - его сказочный дворец и, что уж совсем невероятно, дворцовый лабиринт, где обретался ужасный человеко-бык Минотавр ( по мифам убивавший всех, кто попадался на его пути). Как выяснилось позже, все оказалось намного сложнее и запутаннее.
Древнегреческий эпос.
Греческие Мифы написаны столь увлекательно, что зачастую воспринимаются как реальность. В то же время историками доказано, что в основе мифов часто лежат действительные события, в большей или меньшей степени гипертрофированные и искаженные сказателями.
В соответствии с греческими мифами, основателем Крита был бог-царь Зевс. В детстве будущий "громовержец" воспитывался на Крите, где его прятала мать, дабы он не попадался на глаза своему отцу Кроносу - пожирателю собственных детей. Зевсу последовали не только его дети - известные боги - Аполлон, Артемида, Афродита, Гермес и другие, но и некоторые из людей, в том числе царь Минос. Возжелав стать царем Крита, Минос обратился за помощью к владыке морей - Посейдону (брату Зевса). Царь водной стихии просьбу Миноса уважил, но тут же обрушился на него в гневе за то, что тот принес ему в жертву не того быка, которого он желал. Согласно мифу Минос каждые 9 лет требовал от афинян жертв из 7 сильных юношей и 7 юных девушек за то, что греки убили на Олимпийских играх его любимого сына Анд-рогея. Приготовленных к закланию отправляли в лабиринт, где их и убивал Минотавр. Когда Минос приехал в третий раз за данью, сын афинского царя Тесей (в переводе означает "сильный") решил отправиться в числе жертв на Крит для того, чтобы сразиться с человеко-быком. Дочь Миноса, красавица Ариадна, влюбившись в Тесея, помогла ему победить чудовище, а заодно и выбраться из лабиринта.
Кносский дворец.
Команда Эванса начала раскопки на холме Кефала, находящегося в восьми километрах от морского побережья. Спустя две недели, увидав руины дворца (он получил название Кносс, что значит "древний город"), Эванс воскликнул: "Исключительное явление - ничего греческого или римского! ". Более всего археолога поразило грандиозное здание самого дворца, занимавшего площадь 20000 кв. метров! Это превосходило такие известные постройки, как Ватикан, Версаль и Букингем. Все сооружение стояло на прочном каменном фундаменте и состояло из 1300 (! ) залов, храмов, комнат, складов, находящихся на разных уровнях и соединенных друг с другом бесчисленными коридорами и лестницами. Ничего похожее археологам ранее видеть не приходилось. Особенно хорош был величественный парадный портик, украшенный колоннадой. Вся постройка являла собой чрезвычайно сложный и запутанный лабиринт, что давало повод Эвансу заявить о том, что им найден дворец легендарного Миноса. Это как будто подтверждают и древние греческие монеты, на которых символично изображался критский лабиринт. Эванс тщетно пытался отыскать изображение Минотавра. Но то, что древние жители Кносса поклонялись священному быку, было несомненно. Великолепные рито-ны с его изображением Эванс обнаружил в Малом зале Кносского дворца. Глаза животного из горного хрусталя сверкали почти как настоящие. Самым великолепным был Тронный зал с большим каменным креслом.
Его стены имели потрясающую фресковую роспись. На его розово-алых стенах размещались грифоны - чудовищные птицы с орлиным клювом и телом льва ("зев-совы собаки"). Фоном для них служил стилизованный пейзаж с волнистыми линиями желтой и коричнево-красной земли и цветущими растениями. Лучше других были изображения лилий в саду и собирателей шафрана.
Сокровища Кносского дворца.
Кносскому дворцу Эванс посвятил 4 тома своих долгих исследований, но многое так и оставил "за кадром". Хотя найдено было множество предметов ми-нойской культуры (мебель, ларцы, мечи, мужские пояса с драгоценностями, ожерелья, диадемы, браслеты, перстни, серьги, флаконы для духов, ящики для помад), так и не расшифрованными вплоть до сего дня остались глиняные таблички и печати с иероглифами и письменами. Поэтому сюжеты ряда фресковых изображений непонятны. К примеру, что может означать стремительно мчащийся бык, через которого то ли прыгают акробаты, то ли совершается странный обряд? Или взять пластическое изображение женщины со змеями в руках и обнаженной грудью. Кто это - жрица, совершающая необычный ритуал, возможно, что и жертвенный, или просто эротическая сценка? К шедеврам критской живописи археологи и искусствоведы причисляют фреску с профильным изображением молодой женщины. Эванс назвал ее "парижанкой" за то, что в ней он разглядел вполне современную женщину с кокетливым взглядом больших глаз, накрашенными губами и свободно ниспадающими на плечи локонами. Непосвященному она покажется нынешней француженкой или итальянкой, а ведь художник запечатлел ее портрет 3600 лет назад! Возможно, через какое-то время станет понятным, почему древние минойцы-критя-не украшали свои гигантские вазы-пифосы изображениями морских животных - осьминогов, морских звезд и летучих рыб.
Конец цивилизации.
Минойская (критская) цивилизация внезапно прекратило свое существование, хотя и достигла наивысшего своего расцвета около 3500 лет назад. Стены дворцов и вилл оказались разрушенными, многие дома сожжены, керамическая утварь, мебель разбиты и сломаны. Причина катастрофы до сих пор не ясна. Одно время ученые (особенно греческие) пытались объяснить разрушение построек Крита геологической катастрофой, случившейся на соседнем к Криту острове Тир (Фела). Дело в том, что летом около 1628 года до н. э. Тир внезапно взорвался с силой 30 водородных бомб! Его краевые части ныне образуют стенки кратера вулкана Санторин. И Тир, и Крит находятся в зоне тектонического разлома с весьма активной сейсмикой. Вполне возможно, что в зоне землетрясения (хотя и не в эпицентре) мог в ту пору находиться и Крит. Однако в конце XX века геологи установили, что на Крите катастрофа случилась не в 1628 году до н. э. , а спустя примерно 250 лет. Интересно, что обломки Тирского землетрясения разбросаны по дну Средиземного моря на значительном расстоянии от островов Тир и Крит. Все это "льет воду" на мельницу сторонников Атлантиды, считающих, что оба острова - жалкие остатки некогда огромного континента.