Позднее материнство, конечно, имеет отрицательные стороны. Женщины старшего детородного возраста не так быстро оправляются от родов, как молодые женщины. «После рождения Дэнни у меня обнаружилась, по крайней мере, дюжина всяких проблем со здоровьем», - смеется Корин Пай, которая во время беременности обнаружила у себя раннюю стадию артрита. Она плавала в бассейне, продолжала делать физические упражнения, регулярно пользовалась услугами мануального терапевта, чтобы контролировать свое состояние.
Как и многие матери ее возраста, она обнаружила, что у нее уже не столько сил, как у молодой женщины. Она решила посещать занятия в спортивном клубе и воспользоваться устройством биологической обратной связи (электрические датчики регистрируют изменения температуры тела и тонуса мышц), чтобы держать себя в форме, необходимой при уходе за подвижным трехлетним ребенком и общении с ним. «Но в те три дня, когда я работаю, на Дэнни у меня уже не остается сил, - признается она. - Я не могу играть с ним в активные игры. Самое большое, на что я способна, - это почитать ему. К счастью, мой муж с удовольствием возится с Дэнни, поэтому у нас полная гармония».
Некоторым женщинам бывает трудно привыкнуть к требованиям, связанным с уходом за ребенком после того, как десятилетиями они заботились только о себе. Очень организованная женщина плохо себя чувствует в ситуации, когда все - беременность, роды, выхаживание ребенка - не поддается планированию, как это чаще всего и бывает. Что касается поздней беременности, то есть и другие вещи, с которыми нельзя не считаться. Хотя сейчас и рожают в более позднем возрасте, все же есть момент, когда родить оказывается слишком поздно. Родителям приходится ограничиться одним ребенком или рожать детей с очень маленьким интервалом. Некоторые противники позднего рождения детей указывают, что родители часто слишком балуют их - синдром драгоценного ребенка, - особенно если ребенок единственный. Однако такую тенденцию можно наблюдать в любой возрастной группе.
Надо остановиться и на другой арифметике. В 35, 40 лет женщина может оказаться одновременно и в роли новоиспеченной матери, и в роли сиделки своих престарелых родителей. Карен Хачинсон родила дочь Джейми в 39 лет; она была вынуждена уйти с высокооплачиваемой должности менеджера и найти работу на неполный рабочий день после того, как ее отцу поставили диагноз - болезнь Альцгеймера. «Я думала: как тяжело растить малыша и одновременно работать, - говорит она. - Но, когда к этому добавился больной отец, стресс усилился».
Еще один момент - дочь Хачинсонов должна быть готова к подобной ситуации. Когда ей будет 35 лет, ее родителям будет за семьдесят. Она может оказаться в рядах «стиснутого» поколения, с быстро дряхлеющими родителями, о которых надо позаботиться, прежде чем она устроит свою собственную жизнь.