В этих взаимоотношениях важна позиция обеих сторон. В последние десятилетия укоренилось мнение, что пациент должен считаться равным партнером. В наших взаимоотношениях с больными главную роль должно играть доверие пациента к врачу и другому медперсоналу. За время своей практики я замечал, что многие больные боятся врачей, и должен отметить, что самые несчастные пациенты - именно такие люди, особенно если по разным причинам еще и не испытывают к ним доверия.
Я советую каждому как можно ближе познакомиться с медициной и наукой вообще, читая книги, подобные этой, и задавать врачу множество вопросов о том, что он делает. Правда, мы никогда не даем достаточных объяснений, и наш сотый ответ на тему «что-ясейчас-буду-делать-с-вашим-геморроем» всегда будет короче первого. Но в конце концов вам придется поверить в то, что доктор действительно знает, что делает. Сейчас я разъясню вам, как себя вести, будучи в роли пациента.
ВЫ - ПАЦИЕНТ
Гордясь своей силой, мужчины прекрасно справляются с задачами, требующими некоторых лишений, - но при одном условии: они сами должны управлять событиями! В результате мужчины успешнее, чем женщины, сбрасывают лишний вес и бросают курить. Гораздо хуже они выглядят в обстоятельствах, контролируемых другими: принимая таблетки, ложась на операцию или признавая, что болезнь слишком тяжела, чтобы справиться с нею самостоятельно. Как и любое обобщение, это заключение приложимо не ко всем мужчинам, но даже если вы считаете себя исключением из правила, все же прочтите этот раздел.
Слово «пациент» происходит от старофранцузского «страдающий», и этот смысл сохранился в нем и по сей день. С самого возникновения человечества ни один здоровый человек даже не думал обращаться к целителю, и такое положение сохраняется поныне. Идея о том, что врач способен помочь человеку, который и так себя хорошо чувствует, родилась во второй половине XX века в немногих индустриально развитых западных странах и пока широко не распространилась.
Парадоксально, но чем лучше вы себя чувствуете, обращаясь к врачу, тем выше ваша собственная ответственность. Если у вас сломана нога, у врача не возникнет вопросов при постановке диагноза, но при эпизодических болях в груди вам придется ответить на несколько легких вопросов, а при недомоганиях при переменах погоды врач будет расспрашивать вас подробнее. Если же у вас превосходное здоровье и вы пришли на регулярный осмотр, то врачу понадобится много информации, которую он может получить только из ваших уст. Проведя перед визитом к врачу некоторые «исследования», вы приятно удивите его своей разумностью и организованностью. Поэтому перед первым визитом сделайте следующее.
1. Поговорите с матерью. Она расскажет, какие болезни вы перенесли в детстве (мало кто помнит, чем он болел в трехлетнем возрасте). Особенно расспросите о заболеваниях, требовавших госпитализации, и самым главным вопросом должен быть: «А что тогда говорил врач?» Но старайтесь запоминать факты, а не ее личное мнение о происходившем. Отнеситесь критично к постоянным упоминаниям о том, что у вас была какая-то специфическая аллергия - наши матери обычно весьма активны в диагностировании аллергий одной из главных проблем их потомства. Для примера скажу, что 90% взрослых мужчин, заявлявших, со слов матери, о своей аллергии к пенициллину, были не правы. Помимо своих целительных свойств пенициллин почти не имеет побочных явлений. У его заменителей гораздо больше противопоказаний. Поэтому если ваша инфекция может быть вылечена пенициллином, то лучше воспользоваться именно им.
- Ваша мать может утверждать, что вы аллергик, потому что:
- ваш отец был явным аллергиком;
- у вас была астма, и врач упоминал, что предпочел бы избежать назначения определенных медикаментов;
- в детстве вы успели принять слишком много какого-то лекарства;
- от какого-то препарата у вас начинался понос.
Все перечисленное не свидетельствует об аллергии, и если вы не испытывали типичной аллергической реакции, можете считать себя здоровым в этом плане. Многие случаи сыпи, в которых обвиняли пенициллин, на самом деле были симптомом заболевания, но такое заключение должен делать врач, а не ваша мама. Поэтому спросите у нее, что же тогда сказал доктор.
2. Разузнайте о болезнях родственников. В медицинских учебных заведениях будущих врачей учат, что следует знать о заболеваниях в семье пациента, однако во время врачебной практики такие записи в историях болезни становятся все короче и короче. Тем не менее, вам следует знать точный возраст своих здравствующих бабушек и дедушек, родителей и ближайших родственников, а также их точный возраст на дату смерти. Такая же информация о дядьях и тетках тоже полезна; сведения о двоюродных родственниках будут иметь значение при обнаружении фамильного заболевания.
Попытайтесь побольше узнать о серьезных болезнях родственников, но не теоретизируйте сами и не позволяйте делать этого другим - важны только факты. Если, например, ваш отец говорит, что дед умер от инфаркта, спросите, откуда ему это известно. Если он скажет, что дед сидел на диване, вдруг скорчился и умер, то инфаркт будет лишь одной из десятка возможных причин его смерти. Самоубийства, алкоголизм и серьезные психические расстройства в истории семьи - очень важная информация, так же как и текущие заболевания и отклонения, например высокий холестерин у кого-то из родных.
3. Узнайте, делали ли вам прививки в детстве и от каких болезней.
В прошлом столбняк и дифтерия были детскими болезнями, каковыми они и сейчас остаются в слаборазвитых странах. В США ими сегодня болеют взрослые, которым по разным причинам не были сделаны прививки в детстве. Какие прививки делали вам? Некоторые прививки должны повторяться периодически, что, кстати, относится и к столбняку, и к дифтерии. И в этом случае также не теоретизируйте («В детстве я сломал руку - наверное, тогда мне сделали противостолбнячную прививку»). Если есть сомнения - попросите врача повторить прививку.
4. Будьте коммуникабельны с врачом. Несмотря на все чудеса технологии, наши познания о пациенте на 90% состоят из того, что он сам рассказывает. «Поговорите как следует с пациентом», - учат нас профессора. «Они сами расскажут о своем диагнозе».
Но иногда это не получается. Информацию подчас приходится вытягивать чуть ли не клещами, в результате к концу приема врач чувствует себя не лучше пациента. Вот пример того, как некий больной жалуется на беспокоящий его желудок:
- Что именно вас беспокоит?
- Все началось, когда я переехал в Чикаго.
- Когда? Пару месяцев назад?
- Три года назад. Я сразу пошел к специалисту.
- И что же?
- Он сделал анализы.
- И каковы были результаты?
- Он прописал мне лекарство, и оно помогло. Вы можете выписать мне его снова?
- Что же он вам выписал?
- Маленькие белые таблетки...
- Название помните?
- Нет, но они были маленькие и белые. Для желудка... Вот вам проблема коммуникабельности во всей красе! Но не думайте, что вина лежит только на пациенте - он мог стать жертвой плохой коммуникабельности предыдущего врача. Если ожидаемая от вас информация очень важна, врач будет изо всех сил стараться получить ее. Облегчите жизнь и ему, и себе, следуя нескольким правилам, базирующимся на простом здравом смысле.
Будьте подробны и точны. Вряд ли вы будете повторять автомеханику как попугай: «Моя машина сломалась... сломалась сама по себе... наверное, она сломалась... «. Встретившись с пациентом, который твердит, что неважно себя чувствует, врач постарается выяснить факты. Зачем затруднять его работу? Подумайте, что не так в следующем диалоге:
- Я простужен с прошлой недели.
- С прошлой недели... Значит, уже семь дней?
- Да нет, три дня.
- Простуда... Вы имеете в виду насморк и боль в горле?
- Нет, кашель и гайморит.
- Гайморит - значит, вы имеете в виду боль в районе щек?
- Нет, у меня нос заложен...
В среднем врачу приходится повторять «Вы имеете в виду» сотню раз в день. Поэтому точно описывайте то, что вас беспокоит.
Говорите: «У меня болит ухо», а не «У меня инфицировано ухо».
Говорите: «У меня сыпь, и она чешется», а не «У меня аллергия на что-то».
Говорите: «У меня все болит! » только тогда, когда у вас при всем прочем даже волосы болят.
И не думайте, что врач может «читать между строк» - не говорите: «Мой желудок всю ночь не давал мне спать» (может быть, он всю ночь играл вам на тромбоне?), лучше скажите: «Я не спал всю ночь из-за тошноты (или боли, или рвоты)».
Не приходите с готовым собственным диагнозом. Некорректно явиться на прием с заявлением: «По-моему, у меня нервный срыв». Я, например, хорошо знаю, что такое «чувство страха» или «беспокойство», но когда пациент сообщает мне о «нервном срыве», я теряюсь - это слишком популярный и общий термин, который для разных людей означает разные вещи, равно как и «конъюктивит», «тонзиллит», «инфекция» или «несварение». Лучше говорите: «Я был настолько подавлен, что не мог сосредоточиться на работе», или «У меня глаз чешется, а утром на нем была корочка», или «У меня болит горло», или «Через час после еды у меня начинаются спазмы желудка и выделяются газы».
Помните собственную историю болезни. Не предполагайте, что в той пухлой истории болезни, что лежит на столе перед врачом, записано все, что с вами происходило. Такая с виду полная история очень часто оказывается набором обрывочных данных. Лучшее место для основных фактов - ваша голова.
- Я вижу, вы лежали в больнице в 1973 году? По какому поводу?
- Для обследования. (Совершенно бесполезный ответ)
- Из-за спины. (Немногим лучше)
- У меня разболелась спина и не проходила. (Неплохо)
- Спина стала болеть сильнее обычного, и боль даже начала отдавать в ногу. Врач предполагал, что это могло быть из-за смещенного диска. (Очень хорошо)
- Врач послал меня на обследование. Выяснилось, что у меня смещен диск позвоночника. Через несколько дней мне стало лучше, поэтому он сказал, что операцию делать не нужно, если только опять не станет хуже. (Идеальный ответ)
Не считайте, что врач «пошлет запрос» и проблема будет решена. Врач, разумеется, может направить запрос в больницу, где вы когдато лежали, но это займет много времени, кроме того, иногда запросы остаются без внимания. Поэтому слова: «Не помню... Это давняя история» - очень плохой ответ, а мне приходится выслушивать подобное несколько раз в день, уточняя название когда-то выписанного пациенту лекарства или спрашивая о его состоянии несколько лет назад. Честно говоря, в такую забывчивость верится с трудом. Люди обычно помнят то, что для них важно. Как, повашему, сколько жителей Индианаполиса или, скажем, Гвадалахары могут ответить: «Извините, но я не помню, в каком городе я живу. Этот мир так велик... »?
Поощряйте врача быть коммуникабельным с вами. Если сегодня вы уже шестой пациент, то разговор врача с вами, скорее всего, будет намного короче, чем с первым. Если вы, уходя из кабинета чего-то так и не поняли, это вина врача, но единственным пострадавшим будете вы. Поэтому прежде, чем выйти из кабинета, постарайтесь получить четкие ответы на следующие вопросы:
В чем именно заключается моя болезнь? Не удовлетворяйтесь ничего не значащими фразами типа: «Слабая спина», «Раздражительный, нервный желудок» или «Плохая циркуляция крови». Вы бы заплатили автомеханику, сказавшему что у вашей машины «неполадки двигателя»?
Всякая болезнь имеет точное название. Если вам сообщат этот длинный научный термин, следует узнать, что он означает. Многие впечатляющие наукообразные слова попросту бесполезны - это лишь красивое название ваших симптомов. Примерами могут служить «дерматит» (сыпь), «гастроэнтерит» (расстройство желудка) и «артрит» (воспаление суставов).
У каждой болезни есть причина. Дерматит может быть результатом воздействия бактерий, грибков, химикалий или аллергенов. Большинство гастроэнтеритов вызываются вирусами, но причиной могут быть и бактерии, и испорченная пища. Артрит возникает изза доброго десятка причин. Никогда не предполагайте, что причина вам известна - скорее всего, вы ошибетесь. Примерно раз в неделю кто-нибудь из пациентов заявляет, что у него (или у нее) анемия. Когда я спрашиваю, почему они так думают (кроме анемии, есть еще сотня болезней со сходными симптомами), они, как правило, удивляются: «Как, доктор, разве от плохого питания не бывает анемии?! » Да, бывает - где-нибудь в Бангладеш, но в Америке такое - редкость.
Почти любое заболевание поддается лечению. Если лечения нет, вам обязаны сказать об этом. Многие врачи отделываются фразами типа «Никто из нас не идеален» или «Это ответ организма на стресс». Некоторые люди предпочитают слышать именно такие заключения вместо четкого определения заболевания. Если вы не относитесь к ним, спросите врача, чем конкретно вы больны, какое необходимо лечение и сколько времени оно может продлиться. При этом учтите: ни одно серьезное заболевание не лечат транквилизаторами или поливитаминами.
Мне действительно это необходимо? Кроме того, что вы сэкономите время и деньги, такой вопрос позволит врачу убедиться, что вы - разумный и серьезный пациент.
Большинство визитов к врачу связаны с незначительными проблемами, которые медицина к тому же и не лечит. Кашель, простуда, вирусные инфекции и расстройства желудка продолжаются столько, сколько им нужно, чтобы пройти самим по себе, независимо от лечения. Небольшие травмы также заживают в назначенное природой время. Врачи же щедрой рукой выписывают лекарство для облегчения таких состояний, поскольку опыт научил их, что большинство пациентов чувствуют себя гораздо лучше, принимая нечто, назначенное врачом: уколы, таблетки, бандажи - неважно что.
Выписывая лекарство от кашля при простуде или кортизоновую мазь при зуде, я объясняю, что это в какой-то степени поможет, но больной быстрее не выздоровеет. И крайне редко кто-нибудь из пациентов говорит, что в таком случае ему это средство не нужно. Поэтому, если вы не стремитесь к временному облегчению, задайте врачу вопрос, вынесенный в начало раздела, но ни в коем случае не решайте сами, в каком из лекарств вы не нуждаетесь.