Новую трассу в Валенсии, которая задумывалась как «новое Монако», ни пилоты, ни болельщики не жалуют. И тем, и другим не нравится характер автодрома: как и в Монте-Карло, обгонов здесь – крайне мало (конфигурация не располагает), а пилотировать, по мнению подавляющего большинства гонщиков, неинтересно…
Однако нынешний Гран-при Европы ожидался всеми с особым нетерпением. Именно в рамках восьмого этапа чемпионата вступили в силу изменения в техническом регламенте гонок Формулы-1 в части регулировки двигателей.
По новым правилам, командам запрещено изменять при помощи компьютеров режимы работы моторов между квалификацией и гонкой. Сделано это для того, чтобы исключить возможность перевода двигателей в особый режим только на время третьей сессии квалификации с возвратом к «гоночным» настройкам перед стартом.
Подобный прием в той или иной степени использовали почти все команды, но в паддоке поговаривали, что особенно поднаторели в этом инженеры Red Bull: мол, именно этим объясняется тот факт, что болиды RB7 одинаково эффективны и в квалификациях, и в гонках. По официальной информации FIA, некоторые команды, «поколдовав» определенным образом с настройками двигателя, могли получить преимущество в 0,5 с на круге.
Ожидалось, что новые правила лишат непобедимые «Ред Буллы» одного из преимуществ (кстати, в конструкторском штабе команды открыто высказывали недовольство нововведениями) и поспособствуют возвращению интриги в чемпионате. На деле же все пошло несколько иначе. Подробности – в нашем традиционном обзоре уик-энда.
Пятерка лучших на Гран-при Европы по версии Kolesa.ru:
5. Льюис Хэмилтон (McLaren)
Результат в квалификации: 3 место.
Результат в гонке: 4 место.
Позиция в чемпионате мира по итогам Гран-при: 4 место, 97 очков.
Чем запомнился по ходу уик-энда? Главным образом, итоговым результатом – стал, как говорят в «Формуле», лучшим из остальных, финишировав в одном шаге от подиума. А еще – упорной борьбой с Фелипе Массой за это самое четвертое место, которая длилась на протяжении всей гонки. Британец выиграл ее исключительно за счет того, что он и его гоночный инженер лучше выбрали момент для последнего пит-стопа, тогда как по «чистой» скорости на трассе четвертого места в большей степени заслуживал Масса. В целом же, McLaren не может занести себе в актив гонку в Валенсии. Команда (и это признал после финиша Хэмилтон) как будто сделала шаг назад: шансов побороться за более высокие места у пилотов не было никаких…
4. Хайме Альгерсуари (Toro Rosso)
Результат в квалификации: 18 место.
Результат в гонке: 8 место.
Позиция в чемпионате мира по итогам Гран-при: 13 место, 8 очков.
Чем запомнился по ходу уик-энда? Для представителя команды, которая использует не только «клиентские» моторы, но и, по сути, «клиентское» шасси, которая не просто не хватает звезд с неба, но и не должна их хватать, а существует исключительно для «обкатки» в «боевых» условиях молодежного состава Red Bull, Альгерсуари совершил в Валенсии маленький спортивный подвиг. С 18 места на старте он не просто пробился в очковую зону, но занял восьмое место, уступив только лишь трем топ-командам да Нико Росбергу на «Мерседесе». И это в Валенсии – на трассе, совершенно не способствующей обгонам! Некоторым претендующим на места в элите командам есть, чему поучиться у Хайме и Toro Rosso в плане разработки стратегии и умению воплотить ее в итоговый результат…
3. Марк Уэббер (Red Bull)
Результат в квалификации: 2 место.
Результат в гонке: 3 место.
Позиция в чемпионате мира по итогам Гран-при: 3 место, 109 очков.
Чем запомнился по ходу уик-энда? Практически идеальными и почти безошибочно проведенными квалификацией и гонкой. «Почти» и «практически», – потому что одну небольшую ошибочку Уэббер все-таки совершил: на последнем пит-стопе, когда не совсем верно выбрал момент для смены резины и упустил верное второе место и дубль для команды. Гонка в Валенсии еще раз показала, что австралийцу грех жаловаться на то, что в Red Bull относятся к нему, как к «номеру два». На сей раз команда (да и он сам) сделали все, чтобы максимизировать результат Марка. Но тем он и отличается от Феттеля, что последний ошибается в таких ситуациях крайне редко, а Уэббер – напротив, слишком часто. И поэтому чемпионская единичка красуется именно на болиде немца…
2. Себастьян Феттель (Red Bull)
Результат в квалификации: поул-позишн.
Результат в гонке: 1 место.
Позиция в чемпионате мира по итогам Гран-при: 1 место, 186 очков.
Чем запомнился по ходу уик-энда? Подробно расписывать результаты Феттеля в Валенсии особого смысла не имеет. Наилучшим образом его выступление на Гран-при Европы характеризует фраза Цезаря «Пришел, увидел, победил!». Сделать дубль у Red Bull на сей раз не вышло, зато Себу упрекнуть себя не в чем. На его счету – хет-трик: поул-позишн в квалификации, победа и лучший круг – в гонке. Посмотрим, что будет на следующем этапе чемпионата в Сильверстоуне, когда вступят в силу очередные изменения технического регламента: на сей раз – в части аэродинамики. Говорят, позиции некоторых команд (не будем показывать пальцем) могут несколько пошатнуться…
1. Фернандо Алонсо (Ferrari)
Результат в квалификации: 4 место.
Результат в гонке: 2 место.
Позиция в чемпионате мира по итогам Гран-при: 5 место, 87 очков.
Чем запомнился по ходу уик-энда? Тем, что был единственным среди пилотов топ-команд, кто серьезно улучшил свою квалификационную позицию по ходу гонки: все остальные их либо теряли, либо «остались при своих». Ну, а главное – помимо Феттеля, именно Алонсо был вторым претендентом на победу в Гран-при Европы. И хотя действующий чемпион мира быстро показал, «кто здесь главный», важен сам факт того, что не в экстремально-дождевых, а в самых что ни на есть нормальных условиях у гонщиков Red Bull не было того тотального преимущества перед остальным пелетоном, какое было в первых четырех-пяти гонках сезона. Если так пойдет и дальше, интрига в чемпионате вполне может возродиться…
Провал уик-энда: Lotus Рено GP
Блестящий результат, показанный в Валенсии молодым пилотом Toro Rosso Хайме Альгерсуари, – немой укор стратегам Lotus Renault, выбравшим для своих пилотов небанальную тактику пит-стопов, которая сработала в итоге максимально неэффективно. Например, Виталий Петров не смог даже толком стартовать, с ходу потеряв аж четыре позиции – настолько плохо «держала» резина на его болиде. Ну, а затем небезуспешно бился за позиции в глубине пелетона и тут же терял их на пит-стопах. Итог – 15 место при 11-м на старте. Чуть лучше выступил Ник Хайдфельд, также всю гонку сражавшийся не столько с соперниками, сколько с собственной машиной, однако два очка на двоих – явно не тот результат, на который могла бы рассчитывать команда, пилоты которой финишировали в первой тройке в первых двух гонках сезона…