РОДИТЕЛЬСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ ПОБЕДИТЕЛИ И НЕУДАЧНИКИ
РОДИТЕЛЬСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ ПОБЕДИТЕЛИ И НЕУДАЧНИКИ
«Знание других ведет к мудрости.
Знание себя ведет к просветлению.
Покорение других требует силы.
Покорение себя требует внутренней силы».
Дао Де Цзин
Самыми первыми учителями жизни на Земле для ребенка являются его родители. С самых первых дней жизни они своим поведением и своим отношением к ребенку начинают закладывать основные законы, по которым будет строиться его общение с окружающим миром. Эти законы лежат в основе его жизненного сценария и тех ролей, которые ребенок будет разыгрывать в своей жизни. Все сценарии можно условно разделить на сценарии победителя и неудачника.
Ребенок учится отношению к победе и проигрышу у своих родителей, подражая им в своих играх. Если родители любят часто повторять выражения типа: «Я сделал все, что от меня зависило, но обстоятельства оказались сильнее» или, сокрушенно пожимая плечами: «Что поделаешь - жизнь такова», то можно сказать, что это формирует у ребенка его будущий сценарий неудачника, и ребенок будет прятаться от всех реальных и мнимых неприятностей под маской ролей: «без-вины-виноватый» и «не-за-служенно-обиженный». И часто в основе его поведения будет лежать невысказанный упрек: «Вы же видели, как я старался! »
Эти фразы являются своего рода ключами к обнаружению сценария, к пониманию того, как происходит программирование, своеобразное проявление результатов дел на уровне слова. На самом деле все происходит значительно сложнее. На детей влияют не только слова, но и дела и мысли родителей.
Сценарий победителя можно обнаружить по ключевым фразам: «Было трудно, но я все же сделал это», или «Все в порядке, препятствия только для того и служат, чтобы их преодолевать». В сценарии победителя мало слов, он больше учит делами. Победители с раннего детства учатся выполнять все задачи, которые перед собой ставят. Методы выполнения этих задач «считываются» и копируются с родителей. Неудачники наоборот ставят недостижимые задачи, а потом всю жизнь гоняются за воображаемым идеалом, получая свое вознаграждение из сочувствия окружающих. Победители получают внутреннее вознаграждение от преодоления трудностей и социальное вознаграждение - из восхищения окружающих. Внутреннее вознаграждение неудачника складывается из созерцания своего идеала и мечтания о том, что он будет делать после того, как выиграет.
Неудачник любит поговорить о том, что он будет делать со своим выигрышем. На эти разговоры и мечты расходуется та энергия, которая дается на выполнение своих желаний. Но не стоит все превратно оценивать. Неудачник может в жизни добиться большего, чем победитель. И в конце концов может изменить свой сценарий и сценарии своих детей, так как очень редко родители-неудачники могут воспитать детей-победителей. Неудачник думает заработать миллион, а зарабатывает 800 тысяч, а победитель решает заработать 300 тысяч и зарабатывает их. У неудачника всегда присутствует внутреннее сомнение и неудовлетворенность, которые соответствующим образом проявляются в поведении.
Примерно до возраста трех-четырех лет на формирование характера оказывают влияние мысли, слова и дела родителей, точнее того из родителей, на чьей энергетике «сидит» ребенок, и отношение родителей между собою. Ребенок чувствует насколько в поведении родителей присутствует единство мысли, слова и дела, и если родитель думает одно, говорит другое, а делает третье. То и ребенок будет делать также.
С четырех до шести-семи лет детей воспитывают словами, а дела являются критерием проверки слов. С семи до тринадцати-четырнадцати лет наибольшее влияние на ребенка оказывает дела и поступки родителей (в первую очередь по отношению к нему), а слова являются фоном дел. С 13-14 лет ребенок начинает искать учителя. К этому времени он познает все законы, которыми живет его семья, все формулы поучения родителей. Он начинает постепенно отходить от семьи и всякие «воспитательные» моменты со стороны родителей воспринимаются как давление, а всякое давление рождает сопротивление. Родители могут управлять своими детьми, которые старше 14 лет через свое отношение к их самостоятельности.
К моменту выхода на свою энергетику ребенок хорошо познает и отрабатывает те законы, по которым живет его семья. До этого момента и происходит так называемая родительское программирование, т. е. предписание вариантов поведения в различных ситуациях.
Итак, родительское программирование заключается в словесных установках, которые они дают детям, в своем отношении к этим установкам и в своем поведении, которое либо соответствует, либо не соответствует им. Это соответствие или не соответствие часто и рождает победителей и неудачников. Вся беда неудачников в том, что они не любят брать на себя ответственность за свои поступки и решения. Болезнь неудачников - их неуверенность, победителей из числа бывших неудачников - их непомерная гордыня, победителей - их самоуверенность. У людей с проработанным сценарием победителя все это трансформируется в спокойную уверенность, которая помогает преодолеть все преграды на своем пути. Самый лучший способ для неудачника стать победителем - это перестать критиковать других и заняться собой, ведь дорогу осилит идущий. Попытайтесь выяснить, какой сценарий заложили в вас ваши родители, и что сможете заложить и уже заложили вы в программировании своих детей. Удачи вам.
Терминология взята из теории трансакционного анализа Э. Берна.