Говорят, что во время праздников обычно бывает приподнятое настроение, возбужденное состояние, рождаются новые замыслы, что-то старое, отжитое уходит в прошлое, как будто проходит рубежная черта, разделяя жизнь человека на до и после. Так что же это такое происходит и почему? Испокон веков все праздники - от самого маленького личного до большого общественного - имели своего так называемого хозяина, во славу которого они делались. В этом вы можете убедиться, проанализировав все известные праздники. Люди в это время, прославляя хозяина, как бы вытягиваются к нему, «приподнимаются на цыпочки», чтобы с ним пообщаться, воспеть его, поклониться, попросить о чем-то (например, здоровья или благополучия), поблагодарить и т. д. Человек «приподнимается на цыпочки» из своих серых, озабоченных, однообразных собственных будней, чтобы зарядиться и вдохновиться силой и идеями от покровителя конкретного праздника. Именно поэтому люди предвкушают это событие, ждут, готовятся как внутри себя, так и снаружи. Существует своего рода два полюса, между которыми циркулирует энергия. С одной стороны, хозяин праздника, с другой - настроенный, подготовленный, «намагниченный» человек. И чем выше организация этого настроя, тем эффективнее будет контакт между этими полюсами. Примерами могут стать магические ритуалы шаманов, жрецов, религиозные и общественные праздники у современного человека (молитва, освящения, колокольный звон, лозунги, транспаранты, демонстрация и т. д. - все должно проходить в нужной последовательности, в нужном месте, времени и пространстве).
А как же быть с личными праздниками? Как их построить, какой подобрать «материал» и как его обработать. Под «материалом» понимается все, что может быть использовано в процессе празднования от материальных средств до подбора людей. Личным праздником может на самом деле быть не только день рождения и ознаменование крупных вех в вашей жизни, им может стать утреннее пробуждение, утреннее омовение, завтрак в кругу близких людей, встреча с друзьями и т. п. Есть у нас праздник или нет, зависит в основном от нас самих. Но эта тема отдельного разговора. Кроме того, есть совсем личные праздники - так называемые праздники души, когда мы имеем состояние ликования без видимых во внешней среде причин.
Можно сказать, что праздник нуждается в том, чтобы о нем позаботились как о ребенке, взрастили его, уделили внимание, сберегли ценное и защитили от внешних посягателей. Когда у матери рождается дитя, она примерно знает, кого она из него хочет вырастить, и все ее действия подчинены созданию стоящего перед ней образа будущего человека и делать она может это совершенно по-разному: от прямой обработки и воздействия на ребенка до подставления его в различные ситуации с даванием ему возможности самостоятельного развития. Все зависит от ее уровня развития, мудрости, интуиции.
Как человек нуждается в вопросе «зачем я живу?», так и празднику необходим ответ на вопрос «зачем». Появилась у вас идея что-то отметить, отпраздновать, осадить в сауну, попить с друзьями чаю, значит, есть в чем-то необходимость. Определитесь в чем, что хочется вашей душе, почему она устремилась к праздничной форме события, почувствуйте изнутри, чего вы хотите, зачем вам все это: хлопоты, трата времени и денег, ради чего. Ответов с разными оттенками миллион. Например, это может быть необходимость взбодриться, освежиться, блеснуть успехами, вспомнить молодость и «покачаться» на этом, развеять тоску и скуку, расширить круг знакомых, найти себе партнера по работе, в любви, для духовного общения и т. п. Подсознание человека всегда знает «зачем?», и ответ висит, как флаг, над его головой. Остается это сознательно использовать для успешного решения своей задачи. Кстати, людям, которые приглашают, неплохо бы иметь возможность и самому определиться в этом смысле и человеку ничего не испортить и не помешать. Например, на светском полудипломатическом приеме неуместно разворачивать поиск любовника - это лишает пространство цельности, а все виды блеска мешают мягким, комфортным «подушкам» уютных праздников.
В соответствии с определенной задачей выбирается стиль праздника, от которого зависит три главных фактора: приглашаемые люди, программа, интерьер праздника. Существует множество вариантов стилей и их комбинаций. Выбор стиля определяет основную нить, линию, на которую вы нанизываете бусины своего творчества, фантазии, выдумки и т. п. Рассмотрим некоторые из них.
1. Стиль открытый, торжественный, важный подразумевает достаточно широкий круг родственников, друзей и знакомых, которых заранее предупреждают о намечающемся событии, затем, не позднее чем за неделю, официально приглашают, не очень при этом заботясь об общности их интересов, взглядов на жизнь. Основной критерий - это попадание этих людей в определенный «круг», расположенный вокруг организатора праздника и соответствующий данному поводу встречи. Такая форма официально-торжественных приглашений программирует людей и накачивает подушку предстоящего мероприятия. Чаще всего это свадьбы, юбилеи, защиты диссертаций и т. п.
2. Как только в определении стиля отпадает качество важности, то сразу исчезает вся помпезность. Круг людей легко расширяется до приятелей, сроки приглашения приближаются в среднем от недели до нескольких дней. Легко принимаются неприглашенные люди. Возможно даже обсуждение с кем-то из приглашаемых некоторых деталей будущего события. Такая форма приглашения заранее создает более легкую непринужденную приятельскую атмосферу. Этот стиль часто используется у молодежи, среди друзей и приятелей, по разным поводам что-то отмечающих.
3. Стиль теплый, уютный, комфортный, как правило, подразумевает довольно узкий круг людей, близких по интересам или отношениям. Договариваются о встрече (обратите внимание, форма договора вместо формы приглашения) от «за несколько дней» до «накануне». Используется для тихих, спокойных праздников, чаще у скромных или удовлетворенных людей.
4. Стиль воспоминаний допускает от узкого до широкого круга людей, проживающих вместе какие-то события и притягивающихся друг к другу по памяти тех лет своей жизни. Как правило, кто-то из них является инициатором встречи, но притяжение к своим воспоминаниям, являющееся движущей силой этого стиля, желательно у всех участников. В этом случае получается цельное погружение всех участников праздника и максимальная их удовлетворенность. Нежелательно присутствие людей, не имеющих отношения к тем событиям и не интересующихся ими.
5. Стиль общения по интересам собирает людей в круг притяжения к определенной идее, замыслу. При этом они могут быть совсем новыми знакомыми или даже незнакомыми. Праздник у них от единства мыслей, интересов, программ их реализации. Если эти люди имеют еще и старые дружеские либо приятельские отношения, то к этому стилю может добавиться что-то от стиля воспоминаний или стиля комфорта и тогда получится комбинация, что, безусловно, обогащает праздник.
Программа праздника зависит от выбранного стиля и задачи, которую организатор ставит. Что будете делать конкретно вы и ваши гости, зависит от стиля. А вот построение программы зависит от задачи, которая определяет, что участники праздника должны получить в процессе и в результате.
Например:
- сброс напряжения,
- мягкий отдых, спокойствие,
- обмен впечатлениями,
- обновление,
- динамизм,
- заряд новыми идеями,
- вдохновение,
- конкретные навыки и т. п.
В результате: усталость, вдохновение, романтический легкий след, легкое воспоминание, выход на др. идейные уровни.
Построение праздника всегда можно описать линией. Если вы внимательно посмотрите на предлагаемые примеры таких линий, то увидите описание состояний людей. Самый неорганизованный, на износ изображен третьей моделью (скачкообразный с усталостью в конце). Часто сам собою получающийся изображен первым и вторым - мягкая раскачка гостей, выведение на максимальный уровень и завершение процесса с приятной усталостью.
Четвертая модель отражает организованный праздник, когда гости плавными подъемами и спадами раскачиваются до нужного состояния, но не до предельного, после которого идет усталость, а до такого, после которого остается приятный след воспоминаний, притяжения, романтики и т. п.
Пятая модель описывает стиль праздника по интересам, когда люди, находящиеся в уравновешенном состоянии подобранными вспышками новых идей и замыслов к концу общения переходят на более высокий идейный уровень или уровень осознания (в йоге, например, законов) или уровень действия.
Программа включает в себя следующие компоненты:
- встреча гостей, знакомство и представление гостей;
- темы разговоров и бесед;
- музыкальное оформление;
- танцы;
- игры;
- застолье;
- отдых, паузы;
- прощание.
Встреча гостей - один из важных компонентов программы праздника, от него многое зависит. Потому что, во-первых, это самое сильное первое впечатление от предстоящего события, влияющее на настрой человека, на его форму и действия; во-вторых, в этот момент гость отсоединяется в энергетическом смысле от мира, из которого он пришел, и присоединяется в мир праздника. От этого момента зависит то, насколько он забудет свои заботы и проблемы, болезни, ссоры и т. д. и включится в др. процесс или же он это все будет изливать окружающим его людям-гостям, тем самым «загрязняя» фон приподнятости и очарования. Поэтому мир праздника начинается от входной двери, он захватывает человека ярким неординарным приветствием, он показывает ему, что здесь не будет места хандре, печали, кислости, жалости и т. п. настроениям, здесь все приподнято вверх в случае торжественного стиля и уравновешено в случае стиля комфорта, воспоминания тоже не доводятся до уныния (иначе след останется тяжелым). Приветствие сразу поворачивает гостя к вам тем местом в нем, которое вы хотите. Поэтому к каждому человеку нужно уметь подобрать свое приветствие. Например, закрытому человеку необходимо ставить спокойное доброжелательное без страстей и давления, чтобы у него не возникло страха, что сейчас полезут к нему в душу. Официальное приветствие сильно насторожит и ощетинит человека, с которым у вас были теплые приятельские отношения, тоже самое касается родственников. Попробуйте маму, пришедшую даже на светский праздник к вам в дом, официально поприветствовать по имени отчеству. Говоря йоговским языком, приветствие - это дверь в поле праздника и от того, насколько хозяин-организатор правильно подберет ключ к человеку, зависит, попадет ли он туда или нет. Знакомство-представление гостей в стиле торжественном и важном осуществляется громко, во всеуслышание, с перечислением основных титулов или достоинств человека в зависимости от ситуации с откровенными рекомендациями к общению. К титулам относятся не только, где и кем работает, достижения по работе, а также кем приходится организатору праздника: друг, приятель, хороший приятель, знакомый, новый знакомый. Во время представления женщины, как правило, добавляется один или несколько комплиментов. Но вся эта церемония знакомства в этом стиле делается громогласно и немножко на артистизме.
Во втором стиле, более легком, хорошо применимы более душевные характеристики человека в момент его представления - во-первых, а во-вторых, не обязательно громко объявлять, можно знакомить не со всеми и вообще дать свободу гостю самому освоиться. Все зависит от типа этого гостя. Например, если он скромный и у вас нет относительно него специальных планов, типа познакомить с какой-нибудь дамой, для чего следует дать яркую характеристику, то и представляете его скромно, так, чтобы он не смутился и чувствовал себя спокойно. Найдите вариант, как вы будете представлять шумного балагура знакомого, если вам нужно, чтобы он и развлекал гостей и не очень шумел, не заглушал собой все пространство.
Темы разговоров и бесед хорошо бы продумывать заранее в зависимости от задачи праздника и собирающейся компании. Это могут быть светские Новости, политика, обмен впечатлениями о посещенных мероприятиях, «сплетни» о знакомых, обмен мнениями о каких-то событиях, философские разговоры о жизни, яркие рассказы - путешествия в какие-нибудь пространства, обмен открытиями в какой-либо области: быта, эзотерики. То, о чем люди говорят на празднике, заполняет часть его «подушки». Унылые страхи о выживании сразу делают атмосферу болотистой и серой, придавленной. Рассказы о несчастных случаях наполняют ее чувством безысходности, жалости и т. п. , красочные разговоры о фильмах-боевиках и др. сюжетах подобного рода привносят волей-неволей возбуждение и даже агрессивность; длительные, чисто деловые беседы лишают пространство красоты и изящества, и следовательно, все это сказывается на праздничном тонусе общества. Поэтому организатору и помогающим ему людям необходимо иметь свой запас заготовленных тем и умело его «подбрасывать» гостям в виде неких коротких затравок, вопросов, предложений что-либо обсудить и т. п. Он это делает тонко, не обижая того гостя, чей разговор он вынужден перевести на другую тему. Нужно помнить, что люди скатываются все время из праздничного состояния в бытовое при малейшей неоправданной паузе, вокруг них очень близко стоят их проблемы, которые они отодвинули на время праздника и которые стремятся захватить их в любую минуту.
Попробуйте, идя даже на какое-нибудь небольшое общение, приготовить заготовку тем, на которые вы будете вести беседы с конкретными людьми. Такие тренировки помогут вам научиться именно ВЕСТИ общение, а не участвовать в произвольно складывающемся потоке обмена чем-то, научиться организовывать его и управлять ситуацией.
Существует несколько основных ключей этого мастерства:
1. Любой разговор, тема обладает воздействием и влияет на обстановку. Все, о чем говорят, как бы притягивается к людям.
2. Для создания общности используются темы, которые позволяют максимальному количеству гостей поучаствовать в беседе, привнести туда что-то свое, реализоваться. Часто из-за неумения организовать необходимую общность таким способом люди используют общности, которые объединяют через отношения во время еды.
3. Кулуарные разговоры парочками или небольшими группками дробят пространство праздника и общество.
4. Разговоры о быте, детях, родителях, работе опускают человека на землю. Все, что связано с творчеством, с искусством от стряпни до магии поднимает состояние людей. Творческая сила течет вверх в человеке и может фонтанировать из него. Для праздника это очень ценное состояние.
5. Интенсивность разговора влияет на плотность атмосферы. Если необходимо раскачать, разогреть народ, повышаете интересность и накал темы, а если обществу необходим Отдых и легкий спад, переводите беседу в мягкое русло без жесткостей, принципиальности, туда, где людям нечего делить, незачем самоутверждаться и тем не менее интересно.
6. Разговор не должен задевать даже косвенно чьи-то болезненные точки типа гордыни, зависти и т. п. , иначе в атмосферу праздника начнет попадать реакция этого человека и портить его. Предусмотреть это, вовремя уйти от продолжения, снизить накал, перевести стрелки - это целое искусство. Чем больше людей, тем более внешние, светские темы выбираются, ничего, что может задеть личности.
Это только начальные ключи. Попробуйте ими воспользоваться в ближайшем своем общении, не дожидаясь даже праздника.
Музыкальное оформление праздника влияет на подсознание людей, поскольку человек способен «уплывать, улетать» по волнам, а музыка - это всегда волны. Поэтому подбирается она строго по задаче. Например, мягкий уютный семейный праздник будет поломан громкой вульгарной музыкой или тяжелым роком, которые легко используются и применяются в молодежных тусовках. Вам предлагается опробовать следующие ключи музыкального оформления:
1. Музыка всегда воздействие на определенные места как физического тела человека, так и его психики, настроения. Проанализировав разные музыкальные стили и исполнителей, прочувствовав их, определите, что дает человеку каждый из них. Какая музыка создает мягкость и открытость, какая - важность и солидность, какая вскружит голову и откроет мечтательность, какая сделает человека тяжелым и грубым и т. д? Что дает музыка, когда ведущий инструмент - саксофон, когда - пианино, когда - ударник, когда - гитара? Как дух исполнителя, его мир, его пространство влияют на слушателя? Слушая одного, хочется мечтать, другого - возникают романтические воспоминания, третьего - сделать динамичные действия, а четвертого хочется не слышать, он создает отрицательное настроение.
В соответствии с этой раскладкой вы легко сможете создавать настроение гостей, изменять его в ходе праздника по линии, которую вы выбрали.
Например, если девятилетний ребенок попросит вас помочь организовать ему детские именины, то первое что нужно сделать - это анализ детей, которые приглашены, на их спокойствие, возбужденность, способность играть самостоятельно или со взрослыми, управлять своими реакциями, рамки воспитания, в которые они уже вставлены. Скорее всего на детские именины музыка ставится негромким фоном, чтобы не забить личности детей. Хорошо подбирать написанные для детей, мультфильмов и т. п. произведения или взрослые вещи, но с очень разряженными пространствами (типа легких вальсов).
Если собирающиеся дети - возбужденные колобки, непоседы, полные идей и энергии действия, то им подбирается фон, временами выводящий их в состояние мечтателей, открытых дорог, раздумия. Слова песен о друзьях, о смысле дружбы, отношении к другим людям, маме и т. п.
Если дети спокойные вплоть до стеснительности, зажатости, то вначале музыка совсем тихая и мягкая, чтобы не испугать, постепенно она становится все более игривой и веселой и к концу снова ставится мягкая, и ненавязчивая, никуда не зовущая, отпускающая этих детей на свободу, как птиц.
2. Музыка заполняет собой пространство помещения, в котором она звучит, если, конечно, она в себе несет этот наполнитель.
Попробуйте выйти из комнаты, оставив там включенной музыку и зайти туда через некоторое время, потом другую, третью и вы увидите, что как будто стены, предметы подстраиваются под нее, танцуют вместе с ней, наполняются ею.
Поэтому важно, что происходило в помещении накануне праздника, и если имеется возможность настроить залы с помощью музыки, то используйте это. Получите несомненную поддержку в атмосфере. Накануне Нового года, например, хорошо зарядить помещение музыкой загадки, мечты, предстоящих перемен, надежд и т. п. (можно использовать песни из к/ф «31 июня», «Мэри Поппинс»).
Танцевальная часть праздника, если это, конечно, не Бал, где танцы являются основным звеном, лучше ставить на пиковые моменты праздника, когда люди разогреты, расслаблены, у них открыт закон «позволения себе», им хочется выплеснуть накопившуюся со времени начала эмоциональную энергию в виде физических действий, когда создана общность между ними, они в это время как будто вместе живут. Танцы вначале зажмут людей любой компании и слоя. Потому что человеку везде и всегда необходим адаптационный период, у каждого он разный по длительности, но он все равно есть. Разве что можно сделать несколько медленных танцев-знакомств, если вам это необходимо по задумке.
Танцевальная программа подбирается по задаче и людям. Парные танцы сближают людей, дают возможность поближе познакомиться и пообщаться, почувствовать друг друга, создать в атмосфере праздника фон интимности, согревают сердце. Парные танцы типа танго доводят чувствование до страстности. Быстрые парные типа ламбады увеличивают сексуальное восприятие партнеров и, следовательно, «подушка» праздника получает заряд сексуальных влечений и желаний. Быстрые непарные танцы создают общность, позволяют людям сбросить напряжение, особенно при притупленном свете, «когда никто на тебя не смотрит», динамизируют пространство, создают ритм течения праздника, дают ощущение удовлетворенности (физическое тело получило нагрузку и кайф одновременно). Возможно, эти ключи помогут вам сделать глубокий анализ танцев. Например, молодежной легкой компании сначала дается возможность разрядиться в быстрых мелодиях, а затем чередуются быстрые и медленные, с увеличивающимся количеством медленных. И в конце одни медленные. А людям постарше: сначала - медленные на раскачку, а затем чередование насыщенных красочных быстрых и красивых медленных.
Игровое общение у людей включает интерес «могу или не могу», память ощущений детства, соревновательный дух, творческий аспект - человек приходит в тонизированное состояние, что, в свою очередь влияет на атмосферу праздника. Кроме правила ненавязывания, необходимо учитывать еще два момента: соответствие игр тем людям, которым они предлагаются и подходящий для них момент. На самом деле, любую игру, которую вы знаете с детства: «холодно-горячо», «в слова», «в рифму», «почта», «найди пару», «съедобное-несъедобное», «срезалки», «догонялки» и т. д. , можно переделать в нужный вам стиль и под данный тип людей. Правила одной игры можно соединять с правилами другой и критериями выигрыша третьей - ведь вы хозяин того, что создаете. И, конечно, не нужно забывать, что взрослые любят сюрпризы не меньше детей, а еще и больше. Эту их особенность можно использовать на протяжении всего праздника - ПОБОЛЬШЕ СЮРПРИЗОВ во всем: от ассортимента блюд на столе до игр и танцев. Удачно подобранные и расставленные по ходу праздника сюрпризы создают приподнятость настроения. Работает эффект неожиданного чуда. Игры могут быть направлены:
- на знакомство («почта», «интервью», «запомни и отгадай» и т. п. );
- на раскачку детства, озорства, шалости («прятки», «кто больше... »);
- на интеллект («а знаете ли вы... », «почта философа», «ассоциации»... ).
Организовывая игровой момент, обратите внимание на умеренность соревновательского духа. Поскольку такой настрой вызывает к активизации в человеке самоутверждения, гордыни, переживаний о мнении о себе окружающих и т. п. , что в свою очередь приведет к ситуации «победитель-побежденный», когда внутренние ощущения побежденного «отравляют» атмосферу праздника. Хозяину необходимо уметь выводить людей и весь процесс празднования и из такой ситуации тоже. Причем компенсаторы типа презентов проигравшему или возгласов «Победила дружба» не помогают. Неплохо работает быстрое переключение внимания гостей на что-то яркое, насыщенное, быстрое, например, яркие воспоминания (если стиль воспоминаний), красочный короткий рассказ о каком-то происшествии, путешествии, быстрый занимательный танец или наоборот медленный при притушенном свете, в крайнем случае - следующая игра, отвлекающая внимание людей. Главное не сделать паузу в процессе праздника в том момент, когда из людей выходят неподходящие реакции типа жалости к себе, обиды, задавленности и т. п. , что приводит к общему спаду настроения.
Паузы. Они, безусловно, необходимы. Но их удачная длительность и месторасположение - это мастерство ведущего. Пауза может быть:
- на отдых (между подачей блюд, между танцами, между играми, между горячими спорами),
- на кайф,
- на осмысление.
Пауза на отдых сама по себе дает легкий спад в накале праздника. Пауза на кайф ставится тогда, когда уже хорошо накалена «подушка» общения, тогда эта пауза дает возможность «покупаться» в этой атмосфере, насладиться ею, оставить шлейф воспоминаний об этом событии. Но слишком затянутая такая пауза расслабляет людей до стяжки лени и тогда трудно вести праздник дальше.
Пауза на осмысление используется в тех стилях и тогда, когда в общении выносятся темы разговоров и бесед, требующие процесса обдумывания, уединения, принятия своего решения, определения своего видения. И в тоже время большая, чем необходимо, длительность такой паузы раздробит пространство праздника и каждый будет сидеть в своих раздумьях, которые, как правило, приводят к обдумыванию личных проблем и праздник улетучивается из их состояния довольно быстро. Основное, пожалуй, в организации пауз - это недопускание появления слишком больших пустот в пространстве, которые разрушают, дробят «подушку» праздника.
Застолье часто является гвоздем программы. Это связано с укоренившейся фиксацией внимания людей. С одной стороны, застолье - это символ приятия, с другой стороны - это приобщение. Попробуйте пригласить к столу человека, который вам не нравится, или сами отобедать у того, кто недолюбливает вас, и вы увидите, что это непросто. Еда проходит через весь организм и поэтому все, что вложили хозяева в стол чувствует каждая клеточка даже на физическом уровне. Пища, приготовленная непринимающим вас в душе человеком, как будто поперек горла становится. И в тоже время, ваше отношение к хозяевам хорошо видно во время еды: брезгливость, лебезение, сверху вниз, корысть стоят во всем вашем теле, в каждом телодвижении, в каждом звуке - как берете общее блюдо, как передаете его, как просите что-то передать, как благодарите, как жуете, пробуете, восхищаетесь. Дело в том, что еда стягивает на себя все внимание человека и оголяет его психические реакции, черты характера. Для того, чтобы это завуалировать были придуманы правила светского этикета.
А можно «гвоздем» программы сделать любой другой элемент праздника (игры, танцы, слушание музыки, чей-то сольный миниконцерт). Все зависит от того, куда хозяин максимально сфиксирует внимание и энергию свою и гостей, где будет максимальная концентрация интереса и общности. Стол в этом случае станет наравне с остальными частями праздника и будет всего на всего «одним из». Для организации стола предлагаем несколько ключей:
1. Общий стол создает общность в отличии от фуршетного.
2. Чем пышнее яства на столе, тем больше они наполняют собой пространство праздника и превращают общение людей в общение человека с продуктами питания.
3. Употребление пищи, особенно горячей и жирной, стягивает на себя силу и энергию человека. В частности, с головы человека на живот, и человек уже не в состоянии общаться с ясным сознанием. Он делается тяжелым и ленивым. Поэтому, если вы хотите веселый динамичный праздник, облегчите стол до легких холодных закусок, а еще лучше до фруктов со сливками, орехами и напитками.
4. Правильный подбор крепких напитков под блюда дают возможность гостям находиться в нормальном состоянии, не утяжеляют и не размазывают их.
5. Накрываемый вами стол по уровню своей обеспеченности желательно чтобы не сильно превышал уровень достатка гостей - во избежании излишних охов-вздохов, несущих в себе реакцию зависти и неудовлетворенности.
6. Сервировка стола требует соответствия стилю праздника. Фарфор с хрусталем - торжественность, прохладность, легкость, прозрачность; фарфор с низким тонким стеклом (бокалы на низких ножках или широкие стаканы) - шарм, успокоенность; толстая глиняная посуда - тепло, уют, комфорт и т. д.
7. Оставленная пустая посуда, неубираемый стол с объедками (в надежде, что доедят) создают в пространстве пустоты, как будто люди что-то не доделали. И пока стоят, они продолжают стягивать на себя внимание людей. Следовательно, встали из-за стола и все быстро убирается. Фуршетный стол требует хорошей организации, чтобы по всему помещению не стояли пустые бокалы, чашки, не лежали салфетки.
8. Место для стола определяется его важностью в программе: в центре, на все помещение, в углу.
9. Время подачи зависит от задачи, которую в программе выполняет застолье.
Тема стола на самом деле огромна и представляет собой отдельный разговор. А здесь мы вернемся к программе праздника и рассмотрим ее заключительный элемент - ПРОЩАНИЕ, РАССТАВАНИЕ.
Последние минуты, проведенные на празднике, не менее важны для человека, чем все проведенное там время, а скорее наоборот, по принципу: лучше всего запоминается последнее, след остается от чего-то последнего. Поэтому, если вы хотите, чтобы у гостей остался легкий след удовольствия, праздничного настроения, удовлетворенности от удачно проведенного времени, сделайте легкое мягкое прощание, не задерживайте гостей в прихожей, не начинайте назначать деловые встречи и решать бытовые дела. Помните, праздник, если он действительно был, не кончается внезапно уходом гостей ни для них, ни для хозяев. Еще некоторое время его аромат витает вокруг людей, они еще наслаждаются им, благодаря ему человек по-другому видит мир, живет, чувствует. Не стоит ставить точку решением обыденных вопросов. Оставьте людям и себе возможность использования праздничной энергии, праздничного творческого подъема в повседневной жизни. Можно на время ухода гостей включить мягкую запоминающуюся музыку, на выходе раздавать надувные шарики, выражать свое удовольствие и благодарность за столь приятный визит и компанию, проявлять особо деликатное внимание к женщинам. А по правилам светского этикета, люди, участвовавшие в том или ином празднике на следующий день или максимум через день звонят и выражают свое удовольствие и благодарность за приятно проведенное время. И только тогда праздник считается законченным (по светским правилам).