«Если страна хочет лучше жить, нужно менять подходы»
Во вторник народный депутат Украины, председатель Бюджетного комитета Верховной Рады Валерий Баранов выступил в парламенте страны. Предлагаем вниманию читателей выступление нашего земляка. И будем надеяться, поднятые проблемы будут рассмотрены на самом высочайшем уровне и решены.
«Уважаемый Владимир Михайлович! Коллеги!
Реализация социальных инициатив президента требует активного развития экономики.
Что сегодня этому мешает?
Общение с бизнесом и местной властью говорит о том, что проблемы очевидны и имеют решение, но годами не устраняются.
Первая причина всех зол – это административная система, которая душит любое дело и порождает коррупцию. Система управления от прошлой эпохи разрослась и создала условия для оттока инвестиций и сворачивания бизнеса. Напомню факт – мы во второй сотне стран, где комфортно работать.
Частичное сокращение кадров не есть админреформа.
Админреформа должна упростить управление и ликвидировать придуманные и дублирующиеся функции. Не кадры нужно сокращать, а функции!
К сожалению, у нас нет пока даже концепции такой реформы, а она должна проводиться вместе с территориальной. Эта тема не стала пока и объектом обсуждения, дискуссий и изучения международного опыта, а с этого нужно начинать.
Тому пример. Я получаю сотни жалоб от местных властей и бизнеса о том, что после освоения денег, которые мы с вами выделяем на соцэкономразвитие территорий, в советы и к предпринимателям наперегонки нагрянули ОБЭП, ОБОП, Прокуратура, КРУ, СБУ и все другие силовики и конторолеры.
Процесс проверок отвлекает работников, сопровождается угрозами и, как правило, намеками, что все можно уладить….
Возникает вопрос: зачем мы с вами финансируем 5-7 структур одновременно, если они выполняют одну и ту же функцию???
Для контроля использования бюджетных денег есть КРУ и Счетная палата, остальные должны приходить только по факту выявленных ими нарушений. Сократив армию контролеров, мы освободим экономику и сэкономим деньги для социальных программ.
Второе: как привлечь к нам инвесторов? Как создать условия для строительства заводов и фабрик, для создания торговых центров, гостиниц и жилых домов?
Ответ: а никак! Уже несколько лет в Украине не существует механизма отвода земельных участков для этих целей… Под существующей недвижимостью – можно, а под новое строительство – никак! Как строить предприятие, если вам не отвели землю?
Земельный кодекс определил отвод через торги, но порядка торгов нет…
Местные бюджеты могут пополнять свой бюджет средствами от продажи земли, но нет четкого и законного механизма это сделать.
Возникает вопрос: сколько еще нужно лет и стоит ли создавать новое министерство по написанию постановы Кабмина, которую можно было сделать за неделю группой специалистов?
И еще об инвестициях.
Никто их не даст без проектов с соответственными экспертизами. А их у нас просто нет, более того – у местной власти нет специалистов, способных написать бизнесплан или проект, под который можно привлекать ресурсы. Работников местного самоуправления этому никто не учит. А если нет планов – то не будет и денег.
В Запорожской области мы вместе с губернатором решили в этом году обучить кадры, разработать с ними программу развития и привлечения инвестиций. Уверен, в следующем году будут результаты, и мы их покажем.
Очевидно, что аналогичную программу нужно через Минрегионбуд подготовить по всей стране. Для этого нужно не более 50 млн грн. Их нужно предусмотреть в бюджете.
Следующее. Мы имеем огромные ресурсы, предусмотренные Киотским протоколом. Эти деньги могли бы дать колоссальный эффект в энергосбережении, в реконструкции зданий нашей социальной сферы, в укреплении нашей энергонезависимости.
Из почти 5 миллиардов этих денег за три года использовано лишь 4 процента.
Очевидно, что у нас нет системы подготовки проектов, их отбора и реализации.
Этот ресурс у нас не работает. Выходит, что если даже есть деньги, то мы не можем ими распорядиться.
Следующая проблема, которую мы создали сами и теперь будем героически преодолевать – это спецпроверки принимаемых на работу госслужащих.
Запросами завалены министерства образования, здравоохранения, внутренних дел, юстиции, Налоговая служба и др.
Указ президента предусматривает срок проверки 15 дней, однако уже по несколько месяцев работники министерств не могут справиться с лавиной запросов. Следующим шагом они затребуют увеличение своих штатов...
Правда, указ предусматривает вариант обращения в территориальное представительство министерств, но те опять же пересылают бумаги в Киев. Кстати, если кому нужно ускорить получение результата, то уже появились люди, решающие эти проблемы за недорого… Чего мы добились в результате?
Уверен, что указ президента требует срочной корректировки.
И последнее. Посмотрите последние районные газеты. Согласно закону, на их страницах вы увидите декларации главы райадминистрации, замов, а скоро пойдут и главные коррупционеры страны – депутаты сельсоветов. По статистике, наибольшее количество коррупционеров в Украине следи работников рай-, горадминистраций и депутатов сельсоветов. К этому уже привыкли и перестали над этим смеяться.
И что же простой житель извлечет из декларации главы райадминистрации? Стандартно она выглядит так: сумма годовой зарплаты, квартира, гараж, как правило, на жену оформлена машина. Все!
Мы затратили деньги на газету, показали фальшивую борьбу с коррупцией, насмешили людей.
Думаю, что на подобные примеры должна быть оперативная реакция власти с целью устранения абсурда, глупости и барьеров в развитии экономики и создания комфортных условий жизни наших граждан».