На повестке дня стояло девять вопросов, но особое
внимание было уделено первому - "О внесении изменений и дополнений в устав Кстовского района".
Реформа. Федеральный закон о местном самоуправлении в
новой редакции предусматривает три возможных варианта формирования местной
власти, один из которых и должен быть записан в Уставе. Первый - тот, который
существует на сегодня в Кстовском районе, а именно:
глава муниципального образования избирается всенародно и является одновременно
главой администрации. Второй - глава муниципального района избирается
населением, входит в состав представительного органа власти, является его
председателем. При этом глава администрации района нанимается на должность по
контракту. Третий вариант - избираются депутаты представительного органа
власти, из их состава избирается глава муниципального района, он же
является председателем Земского
собрания. Глава администрации района также нанимается по контракту.
Проект изменений
В мае на заседании Земского собрания депутаты
определились с выбором варианта и приняли решение о внесении в первом чтении
следующих изменений и дополнений в Устав района: глава муниципального района -
высшее должностное лицо муниципального района - избирается Земским собранием из
своего состава и является председателем Земского собрания. На должность главы
администрации муниципального района назначается гражданин Российской Федерации
по контракту.
29 июня на очередном заседании Земского собрания
предложения после предварительного обсуждения были поставлены на голосование.
Дебаты. Депутаты обсудили все три варианта.
Выступил со своей точкой зрения нынешний глава администрации Кстовского района Юрий Лебедев.
Он сторонник "классической схемы", т. е., когда глава муниципального образования
избирается всенародно и является одновременно главой администрации. При этом
Юрий Николаевич привел в пример другие муниципальные районы (Ардатовский, Ветлужский,
Павловский и др.), в которых приняли решение оставить старую (слово-то какое! )
систему формирования органов местного самоуправления. Единственное изменение,
на которое пошли депутаты этих районов - они увеличили срок полномочий главы с
4 до 5 лет. Это явно понравилось нашему главе, так как он несколько раз
заострил на этом внимание и, в конце концов, сделал соответствующий вывод: "Есть смысл подумать о продлении и у нас срока полномочий главы
администрации до пяти лет" .
Интересно и доказательно построил свое выступление
депутат Владимир Павлов. Он отметил, что в
новом федеральном законе вообще-то четыре варианта формирования органов
местного самоуправления. Четвертый, когда Земское собрание избирается
делегированием представителей с мест от муниципальных образований. По словам Владимира Павлова, только в одном
из четырех вариантов предлагается совмещение должностей главы местного
самоуправления и главы администрации. А положение, когда глава муниципального
района является председателем Земского собрания, встречается в трех. Депутат
считает, что это объективная реальность. Как объективно и то, что, по его
словам, никогда исполнительная власть не будет заинтересована в организации
местного самоуправления. Владимир Николаевич привел конкретные примеры, когда
местный глава "заворачивал" какие-либо начинания в организации местного
самоуправления. Так, депутаты не раз выносили на обсуждение Земского собрания
предложения, касающиеся организации общественного самоуправления в городе - от
подъездов, домов и кварталов до общегородского собрания, которое решало бы
наиболее судьбоносные вопросы. Но ответ от главы был получен один - нецелесообразно.
В связи с этим и возникает, как считает депутат, предложение, организовывать
местное самоуправление коллективно всем депутатским корпусом во главе с
руководителем-председателем, которого депутаты же и избирают.
В защиту этого варианта высказался и депутат Иван
Зверев. Он выразил надежду, что при таком раскладе депутаты смогут нанять по
контракту на должность главы администрации действительно хозяйственника. Он
должен заниматься тем, чтобы в домах кстовчан было
тепло, светло, чтобы дороги были отремонтированы. Тогда как глава местного
самоуправления (и председатель Земского собрания) - это человек, который
призван заниматься больше политикой. Не может один человек заниматься и
хозяйством, и политикой, каждый должен выполнять свои обязанности, считает Иван
Зверев.
Кто "за", прошу поднять руки
В результате долгих обсуждений было принято решение
внести в список для тайного голосования два предложения: вариант, когда глава
муниципального района избирается из числа депутатов Земского собрания и
является его председателем, а глава администрации нанимается по контракту.
Второй вариант - сохранить ныне действующую схему, когда глава муниципального
района избирается населением и является главой администрации.
Результаты голосования показали, что четырнадцать депутатов
проголосовали за изменение принципов формирования местного самоуправления, семь
депутатов желают оставить все, как было, и один воздержался.
Таким образом, окончательное решение не принято, так
как ни за один вариант не проголосовало 2/3 от общего количества депутатов, а
их 26, т. е. необходимо 18 голосов "за"
или "против". Теперь в течение десяти дней будет работать специальная комиссия,
в состав которой войдут и депутаты, и администрация. Она-то и должна решить,
что делать с этой проблемой - реформой формирования местной власти - дальше.