В древности территорию Швеции населяли германские племена. В кон. 8-11 вв. шведы участвовали в походах викингов. В 11 в. создано единое шведское королевство. В 12-14 вв. шведы завоевали Финляндию (в составе Швеции до 1809). Объединение в 1397 Швеции с Данией и Норвегией (Кальмарская уния) привело к подчинению Швеции Данией, от которого Швеция окончательно освободилась в 1523 (при Густаве I Вазе). В 30-х гг. 16 в. проведена лютеранская Реформация. С сер. 16 в. и особенно в 17 в. (при Густаве II Адольфе) Швеция вела войны за господство на Балтийском море (участие в Ливонской войне 1558-83, в интервенции в Русское государство нач. 17 в. , в Тридцатилетней войне 1618-48, в войнах с Польшей, Данией, Россией во 2-й пол. 17 в. ).
Вторжение Карла XII в Россию во время Северной войны 1700-21 гг. закончилось разгромом шведской армии; Швеция утратила многочисленные территории. В нач. 19 в. Швеция участвовала в наполеоновских войнах на стороне антифранцузской коалиции. По одному из Кильских мирных договоров 1814 в состав Швеции включена Норвегия (уния существовала до 1905). В 1809 были проведены демократические реформы, принята конституция. В Первой и Второй мировых войнах Швеция заявила о нейтралитете.
После Второй мировой войны во внешней политике следует принципу неучастия в военно-политических блоках. В 1932-76, 1982-91 и с 1994 у власти социал-демократы (Социал-демократическая рабочая партия, основана в 1889), основой своей политики полагающая построение «шведской модели» социализма, то есть социально ориентированного государства. Вместе с тем, в Швеции произошли одни из самых громких политических убийств в мире за последние десятилетия: в 1986 убит Улоф Пальме и 10 сентября 2003 — министр иностранных дел Анне Линд. Швеция является членом Европейского Союза с 1995, но в зону евро пока не входит.
В XX веке в Швеции произошло то, что часто называют «экономическим чудом». В течение всего лишь нескольких десятилетий бедная аграрная страна превратилась в одну из богатейших и самых высокоразвитых индустриальных держав. Основу этого беспрецедентного развития составили огромные природные богатства северной Швеции, — лес, руда и гидроэнергетические ресурсы, — в сочетании с рядом революционных шведских изобретений и их дальнейшей разработкой и эксплуатацией, таких, как паровая турбина, шарикоподшипник, газовые маяки АГА, телефон, молочный сепаратор, безопасная спичка, гребной винт регулируемого шага, упаковка «тетрапак» и многие другие. Ещё и по сей день промышленность, созданная техническим гением, остается ядром шведского народного хозяйства.
Из-за узости внутреннего рынка крупные шведские компании уже на ранней стадии должны были ориентироваться на открытие других рынков и на экспорт. Полагают, что во многих случаях эта ранняя глобализация давала шведским компаниям преимущества в международной конкуренции. Благодаря этому Швеция сегодня имеет чрезвычайно высокие показатели по числу крупных мультинациональных концернов и известных товарных марок в пропорции к численности своего населения: «Вольво», «Сааб», «Эриксон», «АстраЗенека», «Электролюкс», «Икеа», «Хеннес и Мауриц», «Хассельблад», — вот лишь некоторые из них.
Хотя сырьё и облагороженные сырьевые материалы составляют значительную часть шведского экспорта, будущее шведской экономики связано преимущественно с наукоёмкими отраслями промышленности. В этом Швеция может воспользоваться преимуществами своего передового технологического развития, развитой инфраструктуры и высокого общего уровня образования населения. К числу таких высокотехнологичных отраслей промышленности относятся информационная технология и биомедицина, области, в которых Швеция уже давно принадлежит к числу мировых лидеров.
Помимо них, сегодня всё чаще называют третью шведскую отрасль будущего - «промышленность впечатлений»: новый собирательный концепт, обозначающий такие соотносимые креативные отрасли, как дизайн, музыка, мода, художественная промышленность, гастрономия, медийные отрасли, реклама, Туризм — области, в которых Швеция за какое-то десятилетие пережила революцию, которая привлекла внимание всего мира и принесла стране значительные экспортные доходы. В настоящее время Швеция стабильно входит в число 20 наиболее развитых стран мира, а по качеству жизни в первую десятку. ВНП на душу населения 26 800 (2003 год). Здесь производится примерно 1% мировой продукции, несмотря на то, что население составляет всего 0,15% от мирового. Промышленность развивается на основе частного капитала (90% предприятий). При этом характерны именно крупные и очень крупные предприятия, на 20 крупнейших из них трудятся 35% всех рабочих и служащих.
Большинство промышленных предприятий в Швеции принадлежит частным лицам, однако немалое их число находится в собственности государства. В 1960–1970-х годах доля полной или частичной государственной собственности в промышленности составляла от 10 до 15%. В конце 1990-х годов в государственном секторе работали 250 тыс. человек (т. е. 10% всех занятых), преимущественно в горнодобывающей, металлургической, лесоперерабатывающей и судостроительной отраслях промышленности.
Частная собственность корпораций в Швеции отличается довольно высокой степенью концентрации по сравнению с другими развитыми странами. В начале 1990-х годов в экономике Швеции господствовали 14 корпораций, на долю которых приходилось ок. 90% всей промышленной продукции страны. Три из них охватывали 2/3 всех доходов и занятых в частном секторе. Компаниям, входящим в концерн Валленбергов, принадлежала примерно 1/3 рыночной стоимости всех шведских акций.
В Швеции имеется мощное кооперативное движение. Потребительские и производственные кооперативы контролируют примерно 20% всей розничной торговли. Первые потребительские кооперативы возникли в конце 19 в. Самому крупному из них – Кооперативному союзу принадлежат супермаркеты, туристические агентства и фабрики. Он насчитывает ок. 2 млн. членов. Федерация шведских фермеров, в которую входят почти все фермеры страны, является основным производственным кооперативом. Ему принадлежат молочные фермы, мясокомбинаты, предприятия по выпуску удобрений и оборудования для сельского хозяйства. Федерация полностью контролирует сбыт масла, сыра, молока и более половины сбыта шерсти, яиц, зерна и мяса.
Промышленность Швеции
Доля промышленности в ВНП Швещии составляет 29%. Работающих в промышленности — 20% от общего числа. Лидирующие отрасли — черная и цветная металлургия, разнообразное машиностроение: судо-, авто- и авиастроение, электротехника и радиоэлектроника (компания «Электролюкс»); деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность экспортного направления; химическая, текстильная, пищевая (в основном молочная и мясная) промышленность.
Горнодобывающая промышленность. В Швеции с давних времен добывали железо и медь. Исключительно богатый медный рудник в Фалуне, расположенный в районе Бергслаген к северо-западу от оз. Меларен, непрерывно эксплуатировался свыше 650 лет и полностью истощился в начале 1990-х годов. В 1995 Швеция была одним из ведущих мировых поставщиков железной руды, добыча которой исчислялась в 13 млн. т, что было на 33% меньше достигнутого ранее рекордного годового уровня. До последней четверти 19 в. в основном разрабатывались крупные железорудные месторождения Бергслагена, однако в настоящее время эксплуатируются богатое месторождение Кируна и меньшее Елливаре, расположенные в северной части Норрланда. Эти месторождения, характеризующиеся высоким содержанием фосфора в руде, привлекли внимание только после изобретения в 1878 С. Дж. Томасом метода передела жидкого фосфористого чугуна в сталь. Благодаря строительству в 1892 железной дороги из Лулео к руднику Елливаре и ее продолжению в 1902 через Кируну к незамерзающему норвежскому порту Нарвик была налажена транспортировка железной руды из внутренних районов Лапландии. В 20 в. через Нарвик экспортировалась бoльшая часть шведской руды.
В Бергслагене все еще ведется добыча железной руды, в некоторых шахтах на глубине более 610 м. Эти руды исключительно чистые, с содержанием фосфора менее 0,3%. Бергслаген поставляет бoльшую часть сырья для металлургии Швеции. Из самого богатого месторождения в Гренгесберге руда доставляется на металлургический комбинат в Укселёсунде на берегу Балтийского моря.
Швеция является также значительным поставщиком меди; в руде, добытой в 1995, содержалось 83,6 тыс. т меди. Важное месторождение медной руды было обнаружено в начале 1900-х годов в долине р. Шеллефтеэльвен в Норрланде. Основные центры добычи меди – Кристинеберг, Булиден и Адак, меньше добывается в Бергслагене. Швеция удерживает первенство и по поставкам цинка на мировой рынок (168 тыс. т в 1995). В бассейне Шеллефтеэльвен эксплуатируются месторождения никеля, свинца, серебра и золота. Имеются значительные запасы урана.
Лесное хозяйство и лесоперерабатывающая промышленность. Леса и лесопродукты для Швеции имеют такое же важное значение, как и для Финляндии. Лесопокрытые площади занимают 47% территории страны. Обычные для приатлантической Европы широколиственные породы встречаются только в самых южных ленах Сконе, Халланд и Блекинге, где они составляют ок. 40% древостоев. Доминирующей породой является бук. В Средней Швеции и на бoльшей части Норрланда преобладают хвойные леса, имеющие важное хозяйственное значение. В самых северных районах Норрланда и у верхней границы леса в горах, в высотном ярусе от 450 до 600 м, сосновые и еловые леса сменяются березовым редколесьем. Самые продуктивные леса распространены к северу от равнин Средней Швеции между долинами рек Кларэльвен и Дальэльвен. Здесь сосна и ель растут в три раза быстрее, чем в более суровых климатических условиях на севере Норрланда.
Около 25% площади лесов принадлежит государству, церкви и местным общинам, 25% находится в собственности крупных лесопильных и целлюлозно-бумажных компаний. Леса этих компаний были приобретены главным образом во время бурного освоения малонаселенных северных районов страны в конце 19 в. Половина лесов Швеции принадлежит мелким фермерам, а также крупным землевладельцам (преимущественно в южных и центральных районах страны).
Объем ежегодных рубок возрос с 34 млн. куб. м в 1950 до 65 млн. куб. м в 1971, а в середине 1990-х годов поддерживался на уровне ок. 60 млн. куб. м. Среди скандинавских стран конкурентом Швеции выступает Финляндия, где в 1997 объем рубок составил 53 млн. куб. м.
Древесина – самый важный вид сырья в Швеции. Она используется не только для производства целлюлозы, бумаги, древесно-волокнистых плит и большого числа химических продуктов, но также служит топливом и строительным материалом. Примерно 250 тыс. человек заняты на лесозаготовках, транспортировке леса и в лесоперерабатывающей промышленности. Лесопильные предприятия расположены в небольших портах на берегу Ботнического залива, особенно в устьях рек Юнган, Индальсэльвен и Онгерманэльвен. В портовом городе Сундсвалле сконцентрировано наибольшее в мире число лесообрабатывающих предприятий. Из лесопилен на северном берегу оз. Венерн экспортная продукция транспортируется в порт Гётеборг.
С 1920 года самым большим потребителем шведской древесины стала целлюлозная промышленность. Древесина перерабатывается в целлюлозу либо путем измельчения (механическая целлюлоза), либо путем кипячения и растворения (химическая целлюлоза). Около 70% целлюлозы в настоящее время изготовляется химическим методом. Предприятия этой отрасли сосредоточены главным образом в портовых городах на юге Норрланда, особенно вокруг Эрншёльдсвика и на северном берегу оз. Венерн, где самым важным центром является Скугхалль. В 1995 Швеция произвела 10 млн. т целлюлозы. Наиболее быстро развивается выпуск сульфатной целлюлозы.
Бумажная промышленность сконцентрирована в основном в Средней и Южной Швеции, в пределах досягаемости порта Гётеборг и национального рыночного центра Стокгольма с его полиграфической промышленностью. В Норрчёпинге и Хальсте находятся крупные производства по выпуску газетной бумаги. Оберточная бумага и картон производятся на фабриках в долине р. Гёта-Эльв и на северном берегу оз. Венерн. С 1966 выпуск газетной бумаги в Швеции вырос втрое и достиг 2,4 млн. т в 1995. По этому показателю страна вышла на четвертое место в мире.
Обрабатывающая промышленность. В 1995 в этой отрасли было занято 761 тыс. человек, на 26% меньше, чем в 1980. Почти половина всех занятых в промышленности приходится на долю металлургии и машиностроения. За ними следуют лесоперерабатывающая, целлюлозно-бумажная, пищевая, пищевкусовая и химическая промышленности, на долю которых в совокупности приходится ок. 40% занятых.
Металлургия – одна из главных отраслей промышленности Швеции. Она сконцентрирована преимущественно в Бергслагене, где еще в 16–17 вв. широко применялась доменная плавка на высококачественных местных рудах. В конце 19 в. сотни небольших металлургических предприятий этого района были заменены несколькими крупными комбинатами с более совершенной технологией производства. Ныне там налажено производство стали в электрических печах с применением коксующегося угля. Крупнейший металлургический завод находится в Домнарвете. В середине 20 в. были впервые построены металлургические заводы в прибрежных районах Швеции, что облегчило доставку кокса и металлолома, а также экСпорт полуфабрикатов на машиностроительные предприятия портовых городов Северной Европы. Производство стали выросло с 2 млн. т в 1957 до 5,9 млн. т в 1974. В 1990-х годах оно держалось на уровне ок. 5 млн. т в год.
Машиностроение – самая старая и наиболее развитая отрасль обрабатывающей промышленности в скандинавских странах. В Швеции на ее долю приходится ок. 45% поступлений от экспорта. Она производит широкий спектр товаров, включая станки, точные измерительные приборы, оборудование для электростанций, шарикоподшипники, радиолокационное оборудование, автомобили, оборудование для сотовой связи, реактивные истребители и проч. Различные предприятия этой отрасли расположены на равнинах Средней Швеции между Стокгольмом и Гётеборгом, причем наибольшее их число сосредоточено вокруг оз. Меларен и в долине р. Гёта-Эльв. Крупный очаг машиностроения находится также на юго-западе Сконе, в Мальмё и других близлежащих городах.
Самый развитый сектор шведского машиностроения – автомобилестроение. Главные производители – компании «Вольво» и «Сааб». Свыше 4/5 выпускаемых в Швеции легковых и грузовых автомашин и автобусов идет на экспорт, причем 1/3 из них направляется в США.
На протяжении полувека, вплоть до конца 1970-х годов, на мировом рынке лидировало судостроение Швеции. Затем в этой отрасли наступил быстрый спад, сопряженный с перепроизводством судов (особенно танкеров) на мировом рынке, двумя затяжными экономическими кризисами и жестокой конкуренцией со стороны стран с низкой оплатой труда (Корея, Бразилия). Если в 1975 судоверфи Швеции спустили на воду суда общим водоизмещением 2,5 млн. регистровых тонн, то в 1982 году производство сократилось до 300 тыс. т, а в 1990 – до 40 тыс. т.
Энергетика Швеции
Примерно 1/3 энергетических потребностей Швеции удовлетворяется за счет импортных энергоносителей, среди которых главным является нефть, за ней следуют уголь и природный газ. Основные местные источники энергии – ядерное топливо, гидроэнергетические ресурсы, древесина. В 1960–1970-е годы шведское правительство отпускало большие средства на развитие атомной энергетики: в 1992 в стране действовали 12 АЭС, и по производству атомной энергии на душу населения Швеция занимала ведущее место в мире. Референдум, проведенный в 1980, подавляющим большинством голосов высказался за свертывание этой отрасли к 2010. В 1996 доля атомной энергии в энергобалансе страны достигла 47%, причем стоимость ее была одной из самых низких в мире.
Гидроэнергетика всегда играла важную роль в экономическом развитии скандинавских стран. В 1996 ее доля в энергопотреблении Швеции составила 34%. По экологическим соображениям не разрешается строить плотины на реках, где сток до сих пор не зарегулирован, пока другие источники энергии обходятся не слишком дорого. 3/4 гидроэнергии поступает со станций, сооруженных на крупных полноводных реках Норрланда, хотя основными энергопотребителями являются города Средней и Южной Швеции. Поэтому важное значение приобрело возведение экономичных линий электропередач (ЛЭП) на большие расстояния. В 1936 была проложена первая ЛЭП напряжением 200 кВт, соединившая южный Норрланд с равнинами Средней Швеции. В 1956 ЛЭП напряжением 400 кВт связала гигантские гидроэлектростанции Стурноррфорсен на р. Умеэльвен и Харспронгет на р. Лулеэльвен.
Транспорт Швеции
Внутренние перевозки в Швеции осуществляются главным образом автомобильным и железнодорожным транспортом. На грузовых автомашинах перевозится около половины всех грузов, причем преобладают перевозки на небольшие расстояния. Железные дороги, к строительству которых государство приступило в 1854, оставались главным видом транспорта вплоть до 1960-х годов. На их долю приходилась около трети грузоперевозок (преимущественно на большие расстояния). По железным дорогам доставлялась руда из северных месторождений в порты Нарвик и Лулео. На долю водного транспорта приходилась примерно 1/6 всех грузоперевозок (в основном строительные материалы). Около 90% пассажироперевозок осуществляется на легковых автомобилях и автобусах. В 1996 на каждых 2,4 человека приходился один автомобиль.
Торговый флот Швеции в 1980 году имел общее водоизмещение менее 4 млн. брутто регистровых тонн, а в 1996 – всего 2,1 млн. , причем половина из них приходилась на долю танкеров. По объему импортных грузов первое место занимает порт Гётеборг, а по объему экспортных грузов – Лулео. Важное региональное значение имеют порты Стокгольм, Хельсингборг, Мальмё и Норрчёпинг.
Сельское хозяйство Швеции
В сельском хозяйстве занято 3% населения, но благодаря высокой производительности труда Швеция обеспечивает себя продовольствием на 80%. Основные отрасли: животноводство мясомолочного направления. В растениеводстве — производство кормов (3/4 обрабатываемой площади), зерна (ячмень, овес, пшеница), сахарной свеклы, картофеля. Большинство ферм — небольшие семейные хозяйства.
В 20 в. значение этой отрасли в экономике Швеции резко упало. В 1940 году в сельском хозяйстве было занято ок. 2 млн. человек, а в начале 1990-х годов – всего 43 тыс. В послевоенные годы в связи с массовым оттоком сельского населения в города многие фермы были заброшены, и площадь сельскохозяйственных угодий существенно сократилась. В 1960–1975 из обращения было изъято ок. 400 тыс. га пахотных земель, а в 1976–1990 гг. – еще 170 тыс. га. Поскольку многие мелкие фермы остались бесхозными после смерти владельцев, правительство стало стимулировать укрупнение землевладений. В результате число ферм с наделом до 5 га уменьшилось с 96 тыс. в 1951 году до 15 тыс. в 1990 году.
Хотя в 1992 году доля занятых в сельском хозяйстве составляла всего 3,2% против 29% в 1940 году, производство сельскохозяйственной продукции не уменьшилось, а выросло, несмотря на сокращение площади обрабатываемых земель. Мелиорация, селекционная работа по интродукции сортов растений, наиболее подходящих для северных районов, широкое применение удобрений, кооперативы для сбыта сельскохозяйственной продукции и распространение сельскохозяйственной информации способствовали росту продуктивности сельского хозяйства. Резкое сокращение числа занятых в этой отрасли компенсировалось за счет возросшей механизации.
Как и в других скандинавских странах, основная отрасль сельского хозяйства Швеции – животноводство и производство кормов. В 1996 году в Швеции насчитывалось ок. 1,8 млн. голов крупного рогатого скота, включая 500 тыс. молочных коров. Поголовье мясного скота резко возросло по сравнению с молочным. В Сконе важную роль приобрело свиноводство, поставляющее продукцию на местные мясокомбинаты, производящие бекон.
3/4 обрабатываемых площадей страны используются для выращивания кормовых культур, причем более половины ее засевается высокопродуктивной травосмесью из райграса, тимофеевки и клевера. Бoльшая часть травы идет на сено, используемое во время 5–7-месячного стойлового содержания скота зимой. Производство зерновых культур по значимости занимает второе место в земледелии страны. Главные районы возделывания пшеницы – равнины Средней Швеции и Сконе, хотя яровая пшеница при благоприятных условиях может вызревать даже в долинах Норрланда, расположенных у Северного полярного круга. Овес высевают на прибрежных равнинах в западных районах страны. Ячмень – важная кормовая культура на юго-западе Сконе.
Сельское хозяйство в Швеции имеет значительные региональные различия. Например, на юге крупные фермы весьма прибыльны, а в северных лесных районах мелкие землевладельцы получают дополнительные доходы от своих лесных участков, а иногда, чтобы свести концы с концами, вынуждены работать зимой на лесозаготовках или лесообрабатывающих предприятиях. На юге Швеции, где вегетационный период продолжается более 250 дней, крестьянские хозяйства мало отличаются от ферм Дании и Северной Германии. В Сконе почти 80% земель составляют пашни. Доля пахотных угодий сокращается до 30% в приозерных котловинах Средней Швеции, где продолжительность вегетационного сезона не превышает 200 дней. Тем не менее в этом районе, расположенном вблизи крупнейших городских рынков, получило широкое развитие товарное земледелие. В более северных районах страны преобладают леса, и в Норрланде менее 2% всей площади используется под пашню.
Денежная система и банки Швеции
Основная денежная единица – шведская крона. Она выпускается Государственным банком Швеции, старейшим из государственных банков мира (основан в 1668). Несмотря на присоединение к ЕС, Швеция решила не вступать сразу в Европейский валютный союз и не переходить к использованию единой европейской валюты (экю).
Инвестиции Государственного инвестиционного банка направлены на развитие и реструктуризацию промышленности; банк может владеть акциями других компаний. Коммерческие банки не имеют права держать корпоративные акции, но оказывают большое влияние на торговлю и промышленность. Сельскохозяйственные кредитные общества ведут счета фермеров и предоставляют им краткосрочные займы. Сберегательные банки предоставляют мелким вкладчикам долговременные кредиты на покупку недвижимости, развитие сельскохозяйственного производства и мелких промышленных предприятий. В середине 1990-х годов прошла волна слияний ряда коммерческих банков Швеции, причем крупный концерн «Нордбанкен», слившись с финляндским банком «Мерита», образовал необычное панскандинавское банковское объединение.
Внешняя торговля
Швеция является страной значительно интегрированной в мировую экономику. По размеру внешнеторгового оборота Швеция занимает 10-е место среди развитых капиталистических стран. В экспорте преобладают: продукция машиностроения и металлообработки (49% по стоимости), деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (20%), металлургии (8%). Основные статьи импорта: машины и оборудование (36%), топливо (18%), химические продукты (8%), металлы (7%). Географическое направление внешней торговли Швеции свидетельствует о сильной экономической и торгово-политической привязанности данной страны к государствам Европейского союза.
Главными потребителями шведского экспорта являются Германия, Великобритания, Норвегия, США, Дания, Франция и Финляндия. Основными импортерами выступали Германия и вышеперечисленные шесть стран. Около 60% всей внешней торговли связано со странами ЕС, 12,5% – со странами ЕАСТ.