Апрель, очень ранняя весна. В октябре бывает бабье лето, а это надо назвать псевдо-лето, когда вдруг, ошалев от свободы, выйдя на волю из зимы, природа швыряет в нас несколько дней подряд +20, не заботясь о том, что ей за это будет, например, 1 мая.
Уже неделю назад (9. 04. 00) мы с друзьями выбрались на Скнигу. Сезон начался для меня там же, где закончился предыдущий, однако декорации и музыкальное сопровождение коренным образом поменялись (кто читал «Особенности национального туризма», написанные подающим большие надежды молодым российским писателем Алексеем Захаровым, те понимают, о чем идет речь; кто не читал, пусть почитает - это есть у Мошковаи на нашей страничке les). Во-первых, я был трезв; во-вторых, было значительно больше воды, нежели осенью; в-третьих, было теплее градусов, не соврать, на 15. Но об этой реке разговор отдельный. Спустя неделю, 15 апреля, мы пошли на Большую Сестру.
Предыстория: с этой рекой нас познакомил Денис Будяк. Три года назад он ее откопал, смотря на горизонтали и оценив уклон как 4 метра на км. Мы с ним, его другом и Сашей Тонисом приперлись туда несколько раньше срока, не застав высокой воды, но схватив ночные -7, на таймене и салюте, блядь его побери. Пожалуй, про вчерашний пиздец я расскажу чуть позже, ибо та поездка трехлетней давности заслужила этот ярлык в не меньшей степени. Начну с технической характеристики.
Большая Сестра протекает к северу от Чисмены (105-й км Рижской железной дороги), имеет солидный уклон (2. 5-3 метра на километр) на протяжении пары десятков км, если не больше. Одна из самых интересных половодных рек Московской области. В непосредственной близости от Большой Сестры нет населенки, что выгодно отличает ее от таких хитов, как Волгуша и Каширка; технически, вдобавок, Б. Сестра посложнее, согласно свидетельству очевидцев (сам так и не удосужился побывать на двух вышеупомянутых). Кроме того, берега реки чрезвычайно живописные, куда ни плюнь - елочки, полянки, где можно с пребольшим комфортом встать на ночлег (уже ощущается близость Валдая: как ни как, 100 км. на запад от Москвы! ). Обносов всего 4-5 на весь маршрут, а год назад, говорят, было и того меньше - 1-2 обноса; после всего сказанного про речку неудивительно, что в выходные, соответствующие пику паводка, там происходит парад судов. Грузовики с местными водилами поджидают туристов, набиваются ими по самые серые яйца или выше и едут до моста за дер. Золево - там официальное начало сплава.
Река стремительно летит по глубоко вымоенной долине в сторону Теряева, организуя по пути такое количество приключений, какое Вам не доведется найти на свою жопу за такое короткое время где-либо еще вблизи Москвы. Непрерывные прижимы к полу-завалам, основная струя под нависшие ветки деревьев, водные «поганки» нехилой мощности, шлагбаумы сомнительной проходимости, дающие подзатыльник тем, кто не нагнулся под ними в три погибели; и два препятствия, заслуживающие названия «порог».
Одно - порог «Еловый», в полутора-двух часах сплава на Л11 от моста в Золево, представляет собой сужение реки до 2-х метров и слив с валами до 0. 5 метра, наверное. Левый берег в пороге угощает путника горой дерьма древесного свойства, часть которого - прямо в русле; справа - не помню, однако помню, что притирался к левому, убоявшись этого «чего-то». За порогом - обильные, пышные еловые ветки до воды, давшие порогу свое название. Замешкаетесь - кильнет в одночасье, а так - лишь двинет лапами по каске (и по морде заодно).
Второе - в полутора часах сплава от Елового, порог «Ловушка», почти непроход. Завал поперек 3 4 реки, слева - слив прямо под наклоненные ветки, разгонный участок быстротока 20 метров - и два шлагбаума, даже в лучшем случае с трудом проходимые (впритирку к правому берегу). Фактически это - обнос. Ориентир: до этого пять минут тихой воды (вообще, на основном 3-х-часовом участке тихая вода практически отсутствует), и слышен шум за поворотом. Коварство заключается в том, что шлагбаумы с воды не видны, и кажется, что сольешься благополучно - и будь здоров. Так вот хуй вам в рот, дорогая редакция. Лучше заходите в затончик справа от слива, и обносите - длина обноса, фигурально, 2 метра.
Потом - пять минут, и впадает Каменка; на этом основное падение кончается, и желающие могут съебывать в Москву. Место сбора байдарок - правый берег, у дачного поселка, прямо напротив дороги, идущей круто в гору. По этой самой дороге вы и идете, и она впадает в асфальтовую, направо, налево, и по асфальту около 3-4 км до трассы Теряево - Чисмена. Последний автобус до Чисмены идет в 18: 45, в Чисмене - бегом на электричку 19: 08 до Москвы. Мы едва успели купить бутылку водки (даже за билетами не успели! ). А кому мало - плывет дальше, в Теряево, где можно посмотреть Волоколамский монастырь, но мы там не были. По пути, говорят, есть более удобные (меньше тащить) места для анти-стапеля.
Два замечания: во-первых, тайменное время сильно выше, чем ласточное. Во-вторых, если вы идете на половодье впервые, киляться будете просто в темпе вальса - у нас был новичок Катя, так кильнулась в Л11 9 раз. На что я дока, но в двухместном судне с начинающим матросом девочкой Сашей и то кильнулся четырежды (правда, три из них - от похуизма, свойственного моей натуре, а один - по вышеупомянутой причине, см. ниже описание, но все равно! ). Имея также в виду шикарные стоянки, советую идти на 2 дня (мы правда сейчас ходили на один).
Ниже представлен материал, который вряд ли заинтересует сухого и чопорного исследователя. Попытка вспомнить, что было 3 года назад, а потом - свежие вчерашние впечатления. О! Я откопал наброски, сделанные сразу после того похода, 3 года назад!! Вот их расшифровка:
Утро. Солнце. Среда, 7 апреля 1997 года. Последняя электричка до перерыва, около 10-ти часов, является нашей целью, и мы забиваем стрелку у касс на Тушино. Я везу половину Салюта, у Саши Тониса - вторая половина. Денис и его друг (Нечаев его фамилия? Забыл... . И как звать забыл... . ) идут на таймене. Мы трое быстро собрались, а Тониса нет. Нет, нет, нет... . . Электричка наша подъезжает, открывает двери... Что делать? И тут ответ дает сам Саша, галопом мчась с тележкой, на которой везет Салют, по платформе. В самую что ни на есть последнюю секунду он таки успевает на нее сесть, мы тоже втаскиваемся. Саша продирается к нам и говорит, что был, как всегда, пиздец у него в Бирюлево (в Петропавловске-Камчатском, как всегда, полночь... )
Все хорошо, что хорошо кончается!
Студенты - народ бедный. Билеты взяли только до 5-й зоны. Контролеры, впрочем, появились раньше: «До пятой зоны. Хм... На Истру идете, ребята?» На Истру, говорим (а что бы Вы сказали?). Контролеры отстали, а до меня медленно начинает доходить: какая к ебеням Истра в пятой зоне??? Истра - 6-я зона, причем последняя в ней станция. Вот такие дела, такая, брат, ебатория... .
Что-то еще было там, в поезде, прикольное, но - увы! - забыл...
Чисмена. Погода испортилась. +3, мокрый снег. Унылый пейзаж довершают сцены из жизни 101 км, например, такая: три пьяных человека пытаются уйти куда-то в направлении от станции. Двое преуспели в этом лучше, чем третий, пройдя за 20 минут аж 200 метров. Тот - только 100, и каждые 10 секунд кричит им: «Э-эй... Посто-ой... » Они в ответ: «Поше-ооол на-а ху-уй!... » и так далее, очень долгое время, на всю деревню. Автобуса нет и не будет долго, впадаем в уныние. Я иду разведать, нельзя ли по ближайшему ручью сплавиться до Б. Сестры, но нельзя.
Наконец Денис где-то надыбал крытый грузовик. На мосту нас сгрузили, и при виде живой воды Дениса обуял приступ энергии - он схватил целиком байду и скатился с ней под откос к реке. Все ржут. На месте перекусываем, выплываем.
Первый обнос (ледового затора) - через 500 метров. Еще обнос, еще, потом - наледи вперемешку с ветками и прочим хламом стоят непрерывно несколько сот метров подряд! Бадарку просто тащим по снегу, которого по колено, иногда - берем разгон и едем в ней, как на лыжах!! В общем, берем от реки все, что называется, еби ее мать.
Потом - лучше; вот - слив полметра, за ним - в морду кусты. У нас в салюте едет тележка, которая цепляет, сука, за них и чуть нас не киляет. Опять обнос. Денис совершает «тюлений старт» с метрового снежного склона на таймене. У меня появляются сомнения в его нормальности, которые подкрепляются происшествием следующего утра, но об этом - позже.
Следующий обнос - это трактор, по сей день лежащий в русле. До него плыть, как выяснилось вчера, 10 минут! Разгружаемся, обносим, грузимся обратно и плывем дальше. Вечереет. Через некоторое время мы на что-то напарываемся и едва успеваем зачалиться - с такой скоростью прибывает вода! Встаем, выгружаемся... . Дыра прямоугольной формы, можно в нее, кажется, просунуть ногу!! Подплывают Денис с другом, и мы решаем здесь встать на ночь. Место, надо сказать, просто шикарное! Распаковываем вещи... . . Блядь!!!!!!! Я забыл на одном из обносов рюкзак. Хер знает на каком. Кажется, на «тракторе».
О-ох, плохо быть мудаком... Но, раз уж родился им, делать нечего - переправляюсь на тот берег, и в дорогу. Уже минус изрядный, темнеет и морозит, однако наст, сука такая, пока что проваливается. Иду до трактора долго, может, час - плохо помню. Но вознаграждаюсь за проваливание каждый третий шаг по колено в снег тем, что там действительно лежит себе спокойно мой рюкзак! На обратном пути небо звездеет, а наст стал прочным, слава Богу, так что возвращаюсь обратно быстро. Пролетает комета, и я успеваю загадать желание! Так в записях значится, но я не помню сейчас ни желания, ни самого факта существования кометы... .
Там уже ждут с едой. Настроение - на 5+, очарованно смотрим на небо. Осознаем, что по всем нашим понятиям полярная звезда где-то не там, не на севере... Как это понимать? Есть разные версии. Я, например, сейчас не помню, а в записях не указано, сколько мы там пили... ...
Утром чинимся, жрем и выплываем. Денис мне дал свои гидроштаны (у меня тогда не было гидры, а у него были, кажется, лишние - его друг дал их мне, спасибо и ему, что согласился! ). Жуткие, толстенные, да еще писать нельзя в них. Но - воду не пропускают! И то хорошо, теперь в сложных местах я молниеносно выпрыгиваю из лодки, избегая килей. Результат: таковых у нашего салюта не было. Опять проблемы с габаритом этой трещелеебанной тележки!
А вот - обнос. Река уходит в каньон с многочисленными шлагбаумами, совершенно очевидно непроходимый по той воде (вчера все было затоплено). Мы начинаем обнос, я возвращаюсь за какими-то вещами, и вдруг - Здрассьте, я ваша тетя! - Денис сел в таймень и плывет. Нет, он положительно двинулся рассудком! Подплывает к шлагбауму 25 см над водой, после чего происходит примерно следующее: Денис ударяется лбом о шлагбаум, таймень притапливается, и превращается в submarine. Секундой позже, вслед за тайменем, Денис тоже превращается в submarine. Интересно, а чего он еще ожидал? Но этот вопрос мы пока не массируем, а бросаемся все к месту происшествия. Появляется Денис, но не таймень. Кровь течет с поврежденного лба, зубы стучат, за шиворот в гидру натекло ведро воды. Температура -2. Выберается на берег, и просит 2 вещи одновременно: поскорее костер, и спасти его таймень. Но Саша ушел на разведку, поэтому пока спасаем таймень мы с его другом, а Денис прыгает вокруг от дьявольского холода. Тяжелая, однако это работа, бегемота тащить из болота! Таймень прижат внизу к чему-то нехилой струей. Работаем долго, стиснув зубы от холода, процеживая сквозь них только 7 заветных корней, остальное не проходит - не габарит. В общем, спасли. Но упаковка - уплыла! Так что на анти-стапеле нас ждет основательный геморрой. Приходит Саша, разводим костер, Денис переодевается. Выплываем, но плывем недолго - на очередном обносе закругляемся. Проплыли, наверное, меньше половины интересного участка, да, точно меньше, даже до порога Еловый не доплыли... .
На антистапеле начинается Савватеевское лето - идет снег, греет солнце, +2. Красиво, черт побери... Я не помню, как мы справились с отсутствием упаковки, но точно помню, что геморроя было хоть отбавляй. Начать с почти отвесной горы, в которую пришлось со всем этим дерьмом взбираться. Наверху - доярки и коровы, те и другие изучают нас внимательно. Передвигаемся челноком, и обсуждаем, что в один сезон напряжно более одного выхода на половодье. Ха-ха, не знали мы тогда про Л11! Вчера за 1 день проплыли все, что надо, и непоздно вернулись (правда, на дачу). Тогда же нам пришлось немеренно ждать электричку, кушая поддельный шоколад, купленный в привокзальном магазинчике... . . В Москве поехали к Денису - оставили обе лодки там, кажется. Дома я был в час ночи. Уебался в ноль.
А вот - что было вчера.
Точнее, началось все в пятницу, 14 октября 2000 года. Участники мероприятия: Саша Тонис, Леша Захаров, Катя Стальгорова, Саша Бочавер и я. Решили заехать ко мне на дачу в Снегири, и утром подцепить электричку, на которой, судя по слухам, тусовку МГУ-шного турклуба собирался везти Зыков. Кате явно не давали покоя лавры ее одноклассницы по 11-в 57 школы, Ани Зарубиной, которая неделю назад исполнила на Ласточке 7 килей на реке Скнига. Забегая вперед, скажу, что Катя победила Аню: 9 килей за значительно более короткий срок. Катя попросила Сашу Тониса взять ее с собой на Б. Сестру. Мы с Сашкой Бочавер присоединились. Захаров рвался тоже, не имея ласточки. Но хотел он явно сильно: два раза он брал приступом несчастный спортивный магазин на Калужской, считая его «Ярусом» и пытаясь вытрясти из него Л21. Но - увы! - ни Л21, ни обещанного подвала, естественно, там не оказалось, а когда он понял это (с нашей помощью), было уже поздно: «Ярус» все распродал. Что и следовало ожидать, дык! Половодье, блядь! Да еще какое... .
В общем, я уже был у Сашки дома на Октябрьском Поле, когда звонит Зах и говорит: выручай. Ну, блин, а что я могу поделать, моя Л11 лежит в покинутой квартире! Говорю: бери у Шварца, она к тому же лучше. Но нет, Шварцу он не дозвонился, посему пришлось беспокоить моих родителей и просить их открыть мою квартиру (благо в том же доме) и дать Заху мою изрядно поебанную красавицу. В результате он приехал к нам на дачу около часа ночи.
Утро, отличная погода, солнце, уже +8 и теплеет дальше. Приходим на станцию Снегири. Закрывается шлагбаум, и едет наша электричка... ... . Та-ак... . . Вот уж не ожидал, ведь до Снегирей полно станций разгрузки, а она набита не то что по самые яйца, нет, гораздо выше. Открываются двери, и отовсюду прет народ, не особо выходит, да и желающих влезть немало. Из двери, куда я было сунулся, нагло торчит полиэтиленовый каяк! Да, вопросов нет. Но ехать-то надо!! Поэтому я и две девушки бежим вдоль состава, предоставив Тониса и Захарова самим решать эту задачку. Я втискиваю в какую-то дверь Сашку и Катю, однако сам-то не помещаюсь. Поезд закрывает двери, я цепляюсь и повисаю, он открывает, я все пытаюсь продавить людскую массу вперед, он опять закрывает, я повисаю, и т. д. Короче, после 5-ти итераций я кричу на весь тамбур «подвиньтесь, ебать вас всех в жопу!!! » или что-то похожее, и это, как ни странно, срабатывает - возможно, в силу реальности угрозы,... ...
В Чисмене сияет солнце, жара - такой контраст с трех-летней давностью! Из поезда выходит что-то типа 30 туристов. Стоят грузовики, один турист быстро и оперативно снимает грузовик за 100 рублей до моста в Золево. Как по команде, турье налетает и забрасывает туда все подряд, включая каяк. Однако нет, не все: на дороге сиротливо лежат 2 рюкзака и полиэтиленовый каячок, совсем без хозяев. . Оказалось, хозяева променяли его на пиво (водку). Но вот хозяйка выбегает, задерживает водителя, и они с подоспевшим мужиком кидают на нас свой каяк и свои рюкзаки. Полная жопа людей и вещей с ветерком мчит по дороге в сторону Золево. Народ запевает про то, что шпаги на стену повешены, но, судя по всему, кривит при этом душой - у кого у кого они повешены, но не у отважных покорителей половодной Б. Сестры, нет, ребята, не надо, «Не пиздите, Джузеппе», как говорит мой папа! В общем, допеть не успели. Мост.
Стапель. Мы как всегда готовы раньше всех (лодки: Л11х3+Л21), несмотря на починку моей Л11 Захаровым, плывущим на ней. Народ на чем только не плывет! Каяки, таймешки, КНБ, КНК, даже катамаран один есть. Особо отмечу одно судно: таймень, урезанный до каяка. Пиздец машина, думаю я, получше моего «Одуванчика» - тайменя-1, на котором я давно не ходил, променяв его общество на общество Ласточек. В общем, я всем желаю удачи, обещаю отчет (вот этот), и плыву впереди, оставив замыкать наименее килючего Тониса (я сам был на Л21 с начинающей матросшей).
Через 30 метров крик Тониса: «Киль! ». Ну да, Катя Стальгорова впервые сидит в ласточке и кильнулась на первом же шлагбауме... А у нас сдувает баллон (через клапан). Вообще, клапаны у Л21 мне не нравятся, всякая вычурная хуйня на пустом месте. Но в целом лодочка ничего, только киляется легко. Но Катя киляется так часто, что даже баллон Захарова, который травит в порядке непрерывного подкачивания ртом через длинный шланг, не задерживает группу. (Тонис говорит: «Марихуану покуриваешь?» Захаров в ответ: «Ха-ха-ха, это Ласточка покуривает, а марихуана - это я! ) За 1 час 5 килей. Вот и мы киляемся с Сашкой, потому что я понадеялся на свою недюжинную силу в перегребании струи - и пошел связку из двух шлагбаумов неаккуратно, в результате кильнулись за метр до желанного прохода... . Из нас валятся вещи (я - халявщик), которые подбирают догнавший Саша на катамаране, и парень на каяке (спасибо обоим!! ). Почти сразу обнос, который Саша Тонис и Захаров проходят без обноса (на одиночном я бы тоже пошел, а так - не стал рисковать Сашкой). Вскоре киляемся снова, потому что я как идиот подпустил обносной шлагбаум слишком близко, и мы не зачалились. Из нас посыпались весла. Вообще-то я всегда похуист, но до такой степени - впервые. Весла вновь вылавливают Саша и каякер. Но вот шланг от лягушки утонул... А он, сука, такой нестандартный был. Теперь поддуваться нам нечем.
Плывем дальше. Вот и порог Еловый. Перестраховавшись и ощерившись, проходим его без проблем. Но Катя киляется, теряет весло. Третий раз спасает незнакомец - Саша на катамаране. Пока суть да дело, мы с ним знакомимся. Оказывается, куча общих интересов и общих друзей. Лыжные многодневки, Каратаев, еще кто-то, короче - разговорились. На одних реках были, вообще очень свой человек! Обедаем тоже вместе.
После обеда мы киляемся на препятствии (команду «откренка! » матрос понял буквально... . откренился ОТ ветки в русле). Весло торчит из-под завала, я пробираюсь к нему. Однако тут из-за поворота вылетает Катя, и - нет, не киляется, но топит ласточкой весло. Больше мы его не видели!
Плыву на одном весле. Ничего, вполне получается! Катя киляется еще парочку раз, а мы - плывем пока. Вот вдали - завал через всю реку, но у левого берега бурный слив под кусты (это и есть порог «Ловушка»). Дальнейшее заслуживает внимательного прочтения.
Я даю приказ: «Каску к бою» (на мне, правда, нет каски - у нас одна на двоих, но это похую), и, разогнавшись, бурно сливаюсь под кусты. Оправившись от удара по морде ветками, я инстинктивно выправляю курс... . . И ВИЖУ ПРЯМО ПЕРЕД СОБОЙ, В ТР‹Х МЕТРАХ, ШЛАГБАУМ!!! А за ним - еще один. Вот те раз, а я думал, просто слив... . Справа можно, наверное, просочиться, но уже не доползти... КРЕН НА ПРЕПЯТСТВИЕ!!!! Но, увы, Саша пока не знает, что при таком течении единственный шанс - лечь прям целиком на бревно, поставить байду под 70% перпендикулярно воде. Саша делает, правда, легкий наклон на этот раз в нужном направлении, но это не спасает. Одного меня мало, и мы киляемся - вначале Сашка, потом и я. Сашка уходит под Л21, под завал, и выплывает с той стороны, крепко сжимая единственное весло (Молодец! ). Л21 затягивает чуть не по самые яйца по дерево, и меня тянет туда же. Я, однако, хватаюсь за дерево, и делаю самое сложное подтягивание в жизни. Усевшись на дереве, я осматриваюсь.
Первое, что вижу - Катя, летящая на меня. Не кильнулась на сливе! Я ей помогаю с воды зачалиться куда надо. Тут вылетает Тонис, видит происходящее, и, жутко матерясь, изо всех сил уебывает от нас, встает чуть ли не в единственном свободном месте, перед Катей.
Однако самое интересное - впереди. Под кусты юркнул катамаран с Сашей. Катамаран несется на завал, грозный баллон его уже заносит надо мной свою страшную пасть, но Саша изловчается и сажает катамаран левее, прямо на Л21. Я понимаю, что это - такой кадр, какого свет не видывал! И кричу несущемуся на меня Захарову: ФОТОАППАРАТ ДОСТАВАЙ!!!!! Зах инстинктивно лезет за ним... . И ТУТ ВИДИТ, ЧТО ЕГО ЖД‹Т. Воздух сотрясает 20-этажный мат, Зах пытается куда-то деться, но уже некуда физически. И его медленно, торжественно киляет под катамаран. Трубочка для поддува вылетает к ебене матери из его рта, и он орет: «Я СЕЙЧАС УТОНУ!!! ». Баллон немедленно сдувается до нуля, а Захаров барахтается в воде где-то там, в паутине трех лодок.
Наконец он выбирается наружу, на берег. Саша пытается вытащить ногу из-под ката, обложенного со всех сторон ласточками. Ему это удается, но резина на сапогах не выдерживает... . Кроме того, тонет его весло (он спасал Захово, и случайно упустил свое).
Наконец, все суда на берегу. Весло Захаров выудил из-под завала палкой, оно поплыло, и его поймали. Все приводим в норму. Плывем дальше, но через 5 минут - впадение Каменки, а за ней - встаем на антистапель. Саша Тонис уже там - он плавал за Сашиным веслом, пока не было ясно, что оно под завалом.
Ну, что еще сказать. По пути познакомились более детально. Пока ждали автобуса, он нам рассказывал про Полярный Урал. А в автобус к нам подсели еще двое - которые плыли на КНБ. Они проплыли меньше, но им тоже надо домой. По расписанию электричка - вот-вот, но Зах таки бежит за бутылкой водки. Успели (без билетов). По пути выпили водку, познакомились (пара - с Химфака, парня зовут Тимофей, девушку - забыл как). А в Снегирях мы четверо - Саша Тонис, Леша Захаров и мы с Сашкой - пошли «отметить» это дело ко мне на дачу. Зах и Тонис клеили Л11 для завтрашней Волгуши, а у меня на завтра было полно дел, и я собирался домой. Но вечерком мы неплохо посидели, водка+пельмени - это классика!