Был на этой реке я в субботу, 10 апреля. Прошел на каяке участок реки от автодорожного моста Чисмены-Теряево до пешеходного мостика между деревнями Татищево и Любятино. Узнал о реке из отчета А. Тилипмана, лежащего у Макса Мошкова, которым и пытался пользоваться в качестве не подробной лоции.
Заброска.
Ехал на электричке, которая останавливается на станции Тушино приблизительно в 7. 15. Следующая примерно через час. Выйдя в Чисменах увидел хорошо загруженный рейсовый автобус, а так же вереницу частников, благодаря которым и был перевезен на расстояние 7-8 км(к мосту между дер. Золево и Пристанино) за 20 руб. По первым оценкам вода есть, но по следам на берегах была недавно и выше. У моста есть столик, за которым можно перекусить и выпить за успех путешествия.
Прибыл сюда я в 9. 30. А в 12. 00 перед самым моим отплытием на речку приехали еще трое ребят, с которыми, как выяснилось, я имел общих знакомых в турклубе МГУ. Рябята шли на два дня, поэтому о дальнейшей их судьбе я ничего не знаю.
Выброска.
К пешеходному мосту я приплыл в 15. 35. Пока ел и собирался, прошло 2, 5 часа, и в 6 часов я двинулся в сторону шоссе.
Чтобы попасть на шоссе надо сначала забраться в неслабую горень, а потом пройти по дороге через дачи и село Любятино. Там где дорога, по которой вы идете, подходит к трассе Теряево-Чисмена, расположена остановка. Последний автобус в сторону Чисмена проходит в 18. 49. Машин на дороге не много. С электричками в это время проблем нет.
О реке.
Как я уже писал, пользовался я описанием А. Тилипмана и большого сходства я не нашел, видимо вода сильно изменила расположения завалов и сгладила все, кроме одной ступенки. Обносов делал 7 или 8 из них больше 20 метров длиной только один (около 80 м). Для байдарок обносов на 2-3 больше из-за мелкосидящих бревен.
Через 5 мин после старта, действительно, наблюдал трактор в русле, за первые 30 мин сплава успел полюбоваться ступенькой около 0. 7 метров, обрывом по правому берегу и глухим ледово-деревянным завалом. В следующие 30-40мин я продолжил борьбу с «расческами» и «шлагбаумами», начатую еще на старте.
Через 1ч15мин после старта я увидел второй обрыв на правом берегу. С этого обрыва, видимо, во время летнего урагана в реку упало несколько елок, одна из которых, спрятавшись сразу за левым поворотом перегородила всю реку, образовав шумный слив, с торчащими поломаными ветками. По моей воде это обязательный обнос, конечно, есле успеть зачалиться.
Дальше река не упрощается и валы регулярно перекатываются по деке каяка, а наиболее наглые пробивают мою плохо держащуюся юбку и постепенно наполняют лодку водой.
Через 3часа после старта я увидел безлесый холм по правому берегу, это, как я понял только в электричке, дорога на Еднево. Через несколько поворотов я наткнулся на завал, который, впоследствии, дольше всего обносил. По большей воде он грозит перерасти в теоретически проходимую Ж... с огромными шансами на повреждение как сплавсредства, так и самого героя.
С момента появления дороги на Еднево, коренные берега отступают, а река начинает сильно миандрировать, не теряя, впрочем, скорости и образуя на поворотах небольшие треки.
Незадолго перед мостом на левом берегу появляется деревня, а справа видна дорога, поднимающаяся в очень крутую гору.
Выводы и рекомендации.
Реку, конечно, технически сложной не назовешь, однако, прощать ошибки она совершенно не намерена и как только выдастся удобный случай мощная струя вас куда-нибудь обязательно впечатает. Я не килялся, но для желающих река представит много вариантов для выполнения этого незамысловатого технического приема.
На реку лучше идти с ночевкой и проходить ее до Ильинского или Теряево, проблем с дровами и местами для стоянок нет, но лучше вставать до Еднева или на левом берегу у Ж... (см. выше).
Если не ударят морозы, то вода будет и в следующие выходные, т. к. запасы снега по берегам значительны.
Кстати, местные мне жаловались, что в этом году нас, покорителей белой воды (в данном случае воды цвета кофе со сливками) как-то мало, так что в ближайшие выходные предлагаю всем начать или продолжить открытие сезона не реке БОЛЬШАЯ СЕСТРА.