Неизменной традицией учительства стало проведение августовских конференций, которые по праву считаются главным коллективным педсоветом года.
И в этом году 27 августа на районной конференции педагогических работников Торопецкого района радость общения с коллегами соседствовала с обогащением опытом. Конференция наметила стратегию развития муниципальной системы образования, помогла осмыслить самые актуальные проблемы, а также место учителя и образовательного учреждения в их решении. На конференции, на пленарной части и на тематических площадках, были подведены основные итоги прошедшего учебного года, определены актуальные проблемы муниципальных образовательных учреждений, речь шла и о ключевых направлениях, и промежуточных результатах развития общего образования в рамках президентской инициативы "Наша новая школа". Проект "Наша новая школа" широко обсуждался на августовском совещании перед началом прошедшего учебного года и был положен в основу программы развития муниципальной системы образования Торопецкого района на 2010-2012 годы.
Основным выступлением на конференции стал доклад заведующей отделом образования г.в. ВОЛОСЮК. Сегодня в сокращенном варианте мы предлагаем его вниманию наших читателей.
Для реализации конституционных прав граждан на образование в нашем районе создана и функционирует сеть образовательных учреждений, направленная на получение образования с раннего и до достаточно зрелого возраста. В ней представлены учреждения муниципального (общеобразовательные школы, детские сады, УДО) и государственного уровня: областного (Плоскошская специальная (коррекционная) школа-интернат и ПУ) и федерального подчинения (Торопецкий СХТ и представительство МГЭИ).
Всего в образовательных учреждениях Торопецкого района в прошлом учебном году обучалось 4737 человек (20% от общей численности населения района). Несмотря на довольно внушительные цифры, показатель численности обучающихся общеобразовательных школ за последние 5 лет имеет отрицательную динамику. Количество обучающихся в сельских школах ежегодно сокращается почти на 100 чел. А ведь этот показатель является основополагающим при определении количества общеобразовательных школ. За этот же период времени количество образовательных учреждений сократилось на 6 учреждений с общей численностью обучающихся 111 чел. Из анализа данной ситуации видно, что темпы сокращения количества обучающихся, обусловленные экономическими или социальными причинами, значительно выше, чем темпы проводимой работы по оптимизации сети общеобразовательных учреждений. Результатом этого в условиях нормативно-подушевого финансирования стала реальная угроза недостаточности денежных средств на заработную плату учителям. Важно понимать, что при расчете норматива предполагается наполняемость классов в городских школах 25 чел., а в сельских - 12. У нас же на конец 2009-2010 учебного года 30% сельских школьников обучалось в 8 школах - Волокской, Василевской, Шешуринской, Пестряковской, Воронцовской, Кудрявцевской, Пятницкой и Краснополецкой, 20% - в одной Плоскошской школе и 50% - в 5 школах - Речанской, Скворцовской, Октябрьской, Подгородненской, Поженской (численностью от 51 до 100 человек).
Именно поэтому в соответствии с программой развития МСО на 2010-2012 годы проблема оптимизации сети является одной из главных и требует разрешения не позднее 1 января 2012 года, т. к. с этого момента финансирование школ будет осуществляться строго по нормативу. До этого момента есть время и хотя и небольшой, но коэффициент адаптации - 1,12. За предстоящие полтора года сеть должна быть приведена в жизнеспособное состояние, когда у каждой школы денег будет хватать не только на заработную плату, но и на материальное стимулирование учителя.
Объем стимулирующих выплат составил в 2009 году - 18,8%, за 1 полугодие 2010 года - 7%. За 8 месяцев наблюдается снижение средней заработной платы именно за счет снижения уровня стимулирующих выплат, чего быть не должно. А в соответствии с принятыми положениями стимулирующий фактор может достигать 200%. Добиться этого возможно только путем укрупнения школ. Важно, чтобы все понимали: показатель наполняемости классов - это не только цифра для формального отчета, а основа для эффективности труда учителей. Когда в классе от 1 до 5 человек, то такой класс будет требовать дополнительных средств, тогда лучше провести организационную работу с детьми, их родителями и переориентировать их на продолжение обучения в другой школе. Именно эту цель преследовало и преобразование ряда школ Торопецкого района из средних в основные, а из основных - в начальные. Проводимая работа по оптимизации сети образовательных учреждений жизненно необходима, она позволит сделать доступными для детей все имеющиеся в арсенале крупных школ, прежде всего базовых, образовательные ресурсы. Это, безусловно, положительно скажется на результатах обучения.
Многие родители сегодня сетуют на то, что образование стало хуже. С детьми меньше занимаются после уроков. Но проблема не в этом, что учить стали хуже. В настоящее время требования к качеству образования стали выше. Говоря о качестве образования, следует отметить, что для нас качественным является такое образование, которое обеспечивает возможность большинству учащихся в соответствии со своими способностями достичь высоких учебных результатов и личностных достижений, обеспечивает их успешную социализацию. Для определения уровня качества образования на сегодняшний день создана разноуровневая система оценки качества образования. Приняты необходимые нормативные акты: положение о ЕГЭ, положение о проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов в новой форме. В мае утверждено положение о муниципальной системе оценки качества образования, до 1 июля 2010 года аналогичные положения приняты в школах. Таким образом, с 1 сентября система оценки качества обучения будет работать в полном объеме.
В 2009-2010 учебном году в школах района обучалось 2097 человек. На "4" и "5" закончили учебный год 870 человек (41,5%). На повторное обучение оставлены 11, переведены условно - 12 человек. Процент успеваемости составил 98,9%. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 11 классов в 2010 году проходила в форме единого государственного экзамена. Следует отметить, что в 2010 году для сдачи в форме ЕГЭ выпускниками 11-х классов были выбраны 10 предметов (практически все предметы учебного плана). Русский язык и математика - это обязательные предметы, а вот из выбираемых самыми востребованными оказались обществознание, физика, биология. Совсем мало выбирают выпускники такие предметы, как иностранный язык, литература, география, химия. Конечно, такой выбор в первую очередь обусловлен перечнем экзаменов, которые засчитываются в качестве вступительных в вузы страны. Результаты ЕГЭ таковы: средний тестовый балл по русскому языку составил 57 (в 2009 г. - 55,6), средний тестовый балл по математике - 39,9 (в 2009 г. - 39,2). По итогам государственной (итоговой) аттестации 6 выпускников 11-х классов были награждены медалями, в т. ч. 1 человек - золотой, 5 человек - серебряными. Это выпускники Плоскошской СОШ, СОШ № 2,3, 41, а также Поженской школы. По итогам прохождения государственной (итоговой) аттестации с учетом повторной сдачи экзаменов 5 выпускников 11 классов получили справки. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9 классов по русскому языку и математике проводилась в новой форме. Экзамены сдавали 219 выпускников. Средний оценочный балл по русскому языку и математике остался на уровне прошлого года и составил 3,2 (русский язык) и 3,0 (математика). Документ об образовании получили все выпускники.
В 2009-2010 учебном году во всех школах Торопецкого района завершен поэтапный переход на новый региональный базисный учебный план. Он длился 5 лет и имел своей основной целью создание условий для профилизации старшей ступени обучения и организацию предпрофильной подготовки девятиклассников. Профильные программы в прошедшем учебном году реализовывали только 4 школы: СОШ №№ 1,2,3 и Подгородненская. Но и из них реально осуществляли профильное обучение только базовые школы города. Переход на новый базисный план завершен, и при формировании своих учебных планов каждая школа перед началом нового учебного года должна четко проанализировать свои возможности по организации профильного обучения. Универсальные планы должны быть минимизированы, а старшая ступень в школе обучения должна решать основную свою задачу - готовить детей для продолжения образования в вузах. И в этой связи следует изменить профориентационную работу с девятиклассниками и их родителями. Каждому ли ребенку так уж необходимо продолжать обучение в 10-11 классах и непременно попасть в ВУЗ? Сегодня школа должна обратить внимание на возможности продолжения обучения в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования. В нашем районе есть где продолжить обучение, получить профессию и, главное, потом найти работу на предприятиях города и района. А затем со временем получить и высшее образование. Но сделать это уже осознанно, а не для того, чтобы просто иметь диплом. Чтобы изменить сознание школьников и их родителей, необходимо более тесное взаимодействие и сотрудничество и с ПУ, и с техникумом, и с предприятиями по популяризации профессий. Все это позволит закреплять молодежь в районе, иначе у нас просто не будет будущего.
Одним из важных направлений президентской инициативы является развитие системы поддержки талантливых детей. Главными задачами современной школы названы раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на различные жизненные ситуации. В системе поддержки талантливых детей важно развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся. За последние 3 года отмечается тенденция к увеличению числа участников и призеров районных и областных олимпиад. В 2009 году из 125 участников победителями муниципального этапа олимпиады стало - 20, призерами - 19 человек. На областном этапе олимпиады приняли участие 22 человека, из них 1 - победитель олимпиады по избирательному праву (1 место).
В нашем районе начала формироваться система по обеспечению стимулирования одаренных детей. Благодаря инициативе главы Торопецкого района Н. В. Аввакумова ежегодно 1 июня в День защиты детей наши дети, добившиеся высоких результатов в различных смотрах, конкурсах и олимпиадах регионального и всероссийского уровня, награждаются почетными грамотами и ценными подарками. Это, несомненно, дает свои положительные результаты: если 3 года назад таких детей у нас было 47, то сейчас уже 102.
Успехи и достижения учеников - это самая большая награда для учителя. Учителя с большой буквы. Cегодня в муниципальной системе образования Торопецкого района работает 450 педагогов, из них более 60% имеют квалификационную категорию и высшее профессиональное образование, 20% награждены отраслевыми и государственными наградами. Образовательные учреждения обеспечены педагогическими кадрами на 98%. В школах отмечается недостаток учителей иностранного языка. В рамках реализации президентской инициативы важное место занимают мероприятия по развитию учительского потенциала. Это, прежде всего, мероприятия, направленные на моральное стимулирование, формирование положительного имиджа учителя и популяризации профессии.
В истекшем учебном году были проведены профессиональные педагогические конкурсы "Учитель года" и "Самый классный классный". Финалистами конкурса классных руководителей стали 7 учителей: Молодежникова т.п. (Воронцовская СОШ), Михайлова Т. А. (Василевская ООШ), Лебедева В. А. (СОШ № 3), Григорьева О. А. (Плоскошская СОШ), Юрченко Т. Н. (СОШ № 1), Степанова С. М. (Подгородненская СОШ), Белова Е. А. (Плоскошская СОШ). А в финале конкурса "Учитель года" свое педагогическое мастерство и талант продемонстрировали следующие педагоги: Лисова С. В. (СОШ № 1), Богданова Г. А. (СОШ № 2), Усова И. В. (Речанская СОШ), Петренев В. В. (Октябрьская СОШ), Жилякова И. В. (Василевская ООШ), Хозицкая С. И. (СОШ № 1), Михайлова Т. А. (Василевская ООШ). Большую работу по подготовке к ним провели методические службы Дома детского творчества и СОШ № 1. Активную поддержку в подготовке и проведении профессиональных педагогических конкурсов оказала секретарь политсовета Торопецкого местного отделения партии "Единая Россия" Л. А. Бедаченкова.
Определенная работа проводилась в муниципальной системе образования в части совершенствования и развития школьной инфраструктуры. В соответствии с идеологией президентской инициативы "Наша новая школа" "облик школ должен значительно измениться". Возросли требования к безопасности школьных зданий, созданию комфортной среды для детей, больше внимания должно уделяться территории образовательных учреждений. На решение этих задач в 2010 году выделено 15 млн. 786 тыс. рублей, в том числе 5 млн. 401 тыс. рублей из областного бюджета на условиях софинансирования. Основные направления финансирования - это ремонт и реконструкция зданий, противопожарные мероприятия, обеспечение санитарно-эпидемиологического состояния, антитеррористические мероприятия, приобретение автобуса для школьных перевозок, другие мероприятия.
Из общей суммы финансирования 2,5 млн. направлены на замену оконных блоков, проведение ремонтных работ в детских садах, 12,8 млн. выделено на ремонт и реконструкцию школ, в т. ч. капитальный ремонт Поженской школы - 6,26 млн. (на условиях софинансирования), 3 млн. - на реконструкцию здания мастерских под столовую СОШ № 1.
Новая президентская инициатива потребовала от нас отработать эффективные механизмы подвоза школьников, обеспечить безопасность школьных перевозок. Для выполнения этой задачи в течение прошлого учебного года все школьные автобусы были переоборудованы в соответствии с ГОСТ Р51160-98. На эти цели выделено 1,4 млн. рублей из районного бюджета. В настоящее время проводится конкурс на приобретение ещё одного автобуса для доставки школьников в Плоскошскую СОШ. 20 августа 2010 г. издано постановление главы Торопецкого района № 726 "Об организации специальных (школьных) перевозок общеобразовательных учреждений Торопецкого района Тверской области".
В соответствии с данным положением компетентными комиссиями проведена оценка текущего состояния улично-дорожной сети вокруг школ, проведена паспортизация школьных маршрутов, проводится их согласование с ГИБДД. И с 1 сентября 2010 года будет функционировать 13 школьных маршрутов. Их будут обеспечивать 8 школьных автобусов. Всего планируется подвоз к месту учебы 236 школьников.
Среди требований к современной школьной инфраструктуре - создание универсальной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей со специальными потребностями. В прошлом учебном году 2 школы провели работу по лицензированию программ специального (коррекционного) обучения. На 1 сентября 2010 г. МОУ Торопецкая СОШ № 3 и МОУ Скворцовская СОШ готовы к обучению таких детей. Начата работа по созданию системы дистанционного обучения для детей-инвалидов. К сожалению, в последние годы отмечается резкий рост количества детей, имеющих показания к индивидуальному обучению. С 7 человек в 2008 году до 35 в 2010-м. Это говорит о том, что проблема сохранения и укрепления здоровья школьников не случайно обозначена как одно из основных направлений общего образования.
Много внимания уделяется вопросам школьного питания. 100% обучающихся 1-4 классов обеспечены бесплатными горячими завтраками. Охват обучающихся 5-11 классов горячим питанием составил в прошлом году 58%. В сложившейся практике работы школ нашего района питание обучающихся обеспечивается школьными столовыми. Однако в новой образовательной инициативе "Наша новая школа" была поставлена задача обеспечить для детей сбалансированное горячее питание. Решение этой задачи возможно в полном объёме только в результате привлечения к организации школьного питания специализированных предприятий, что и было сделано в прошедшем учебном году. С января 2010 года питание в МОУ СОШ № 1 и 41 обеспечивает общество с ограниченной ответственностью "Надежда". Это позволило решить проблему ассортимента блюд, обеспечить достаточный уровень их калорийности, сбалансированности по белкам, жирам, углеводам и т. д. Да, были определенные сложности, но в целом такой подход к организации питания себя оправдал. В настоящее время проводится конкурс на организацию питания в СОШ № 2 и № 3.
Приняты меры по обеспечению медицинского обслуживания школьников. В школах города медицинское обслуживание проводится штатными сотрудниками МУЗ "Торопецкая ЦРБ", на селе по договору - фельдшерско-акушерскими пунктами. Среди нерешенных задач - ремонт и лицензирование медицинских кабинетов. Требования к ним достаточно велики, но перед нами стоит задача подготовить и провести лицензирование медицинских кабинетов во всех школах и детских садах.
Важным направлением работы по укреплению здоровья детей являются спортивные занятия. Приоритетом дополнительного образования в школе должны стать кружки и секции спортивной направленности. Кроме того, важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья детей является организация каникулярного отдыха и оздоровление детей. Организованным отдыхом было охвачено 87% (это на уровне прошлого года).
Расширение самостоятельности школ - направление новой образовательной инициативы, которое предполагает развитие самостоятельности школ как в составлении индивидуальных образовательных программ, так и в расходовании финансовых средств. Отмечу, что в целях расширения самостоятельности образовательных учреждений 8 мая 2010 года Президент РФ подписал Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Переходный период для введения Закона составляет полтора года - с 1 января 2011 года по 1 июля 2012 года. За это время каждая организация бюджетной сферы, в том числе школы, детские сады, УДО, должны определиться, в какой статус они перейдут: казенного, автономного или бюджетного учреждения (нового типа). По материалам сайта http://vesvladivostok.ru