Павел Амнуэль, бывший бакинский, а ныне – израильский фантаст, прислал мне свою новую повесть. Астрофизик по образованию, Павел пишет очень необычные произведения, основанные на самых последних научных воззрениях, – о свойствах темной энергии и темной материи, о теории струн, об эвереттике, о параллельных вселенных. Пишет научно, но о людях, наших современниках, о том, что их волнует, но в преломлении с необычным, которое вполне может оказаться реальностью.
Повесть мне понравилась, прежде всего, своей новизной, нестандартным подходом, тем, что заставляет думать, – потому что разобраться в сплетении проблем, которые представляет Амнуэль, непросто. На мой взгляд, это один из самых интересных писателей нашего времени.
И в то же время я часто встречаю в Сети пренебрежительные отзывы о его книгах.
"А, опять эта эвереттика, задолбал уже!"
– такие нелицеприятные реплики нередко оставляют современные читатели.
Я читал повесть и думал, как же так? Амнуэль не повторяется ни в одной своей вещи, каждый раз он находит все новые и новые повороты сюжета, крайне интересно следить за ходом его мысли, интересно пытаться предугадать, к каким выводам он придет, как свяжет воедино разрозненные ниточки повествования. Почему же его произведения не находят отклика у читателей?
К сожалению, я сделал неутешительный вывод. Михаил Успенский в романе "Райская машина" прямо пишет, что клиповое мышление погубит человечество. Мне кажется, что причиной неприятия книг Амнуэля является именно клиповый подход. Чем он характерен? В спешке нынешних будней многие при чтении просто не готовы вдумываться и улавливать смысл авторского познания. Неслучайно в интернете стало расхожим выражение:
– такие нелицеприятные реплики нередко оставляют современные читатели.
"Не асилил. Многа букв".
Мельтешение кадров на экране рассчитано на то, чтобы зритель выхватил отдельные знаковые символы и на их основе достроил свое представление об увиденном. То же самое происходит, когда взращенный на клипах пытается читать. Выхватив отдельные знакомые слова, он даже не пытается разобраться в прочитанном целиком, ему не до анализа, он уже понял, что его не будут здесь развлекать, значит, можно отбросить эту книжку.