Наступил день, и люди воочию узрели весь ужас свершившейся экологической катастрофы. На некоторых участках моря, загрязненных нефтью, уже появились трупы морских выдр и птиц.
Катастрофа, о которой предупреждали ученые, произошла.
За два года до нее представитель консорциума мощных нефтяных компаний надменно заявил: «Выброс нефти в море невозможен».
В дальнейшем консорциум хвастливо распространялся о новейших средствах по уборке нефтяных пятен.
Утверждалось, что они могут быть доставлены на место происшествия в течение пяти часов, чтобы нейтрализовать любое загрязнение.
Но прошло не пять, а десять часов, и только тогда появились первые команды по уборке.
За это время из распоротого брюха танкера в воды пролива вылилось 40 миллионов литров нефти. Прибывшие на место катастрофы рабочие с помощью своей техники не смогли справиться с таким гигантским нефтяным выбросом.
Оказалось, что разрекламированное оборудование, работая на полную мощность, едва справилось с уборкой 250 тысяч галлонов нефти в январе того же года. Теперь у рабочих не было ни сил, ни техники, чтобы сдержать расползающееся пятно.
Пятно увеличивалось. Стоял штиль, и химические очистители нельзя было использовать: штилевая погода делала их неэффективными.
Береговая охрана, которая по закону должна иметь всегда под рукой суда, способные справиться с «главным» нефтяным пятном, держала свой мини-флот в Сан-Франциско, за две тысячи миль от места катастрофы.
В воскресенье, 26 марта, подул ветер. Он взбивал покрытую нефтью поверхность моря в «пенистый крем» и сводил на нет попытки снять его. Этот налет попытались поджечь, но безуспешно.
Величайшее в истории нефтяное пятно, покрывшее 900 квадратных миль, выплеснулось в узкие бухты, где обитали морские выдры и гнездились десятки видов птиц.
Нефть покрыла черной слизью когда-то чистые берега, где тюлени вскармливали своих малышей.
Итоги катастрофы для природы оказались ужасными: погибли 86 тысяч птиц, в том числе 139 редчайших белоголовых орлов, 984 морские выдры, 25 тысяч рыб, 200 тюленей и несколько дюжин бобров. Были уничтожены миллионы мидий, морских ежей и других обитателей морских глубин. Высказывались опасения, что тысячи умерших морских выдр утонули в море.
Некоторые участки побережья необходимо было промывать моющими химическими средствами до семи раз.
Ученый-эколог Пол Уиллард сказал: «Выброс нефти произошел в самом худшем месте. Скалистые берега пролива Принца Уильяма изрезаны бесчисленными пещерами и бухтами, где собралась вытекшая нефть и оставалась там многие месяцы, убивая молодь рыбы, которая плодилась на мелководье».