О театральных постановках почему-то принято писать лишь во время премьер. Но хочется отклониться от этого правила. Хороший спектакль как дорогое вино. Со временем становится только лучше, интереснее. Образы, созданные актерами, обрастают нюансами, подробностями. Характеры вырисовываются узнаваемыми, сидишь в зрительном зале и понимаешь, что именно с такими людьми ты знаком, живешь рядом, видишься изо дня в день. И неважно, в какую эпоху перебрасывает публику театральная машина времени, в каких декорациях разворачивается сюжет, какие костюмы надеты на актерах. Суть всегда актуальна. Меняется только время, люди не меняются.
Спектакль народного театра драмы по пьесе Мольера (нестареющего драматурга) «Скупой» могу смело назвать любимым. В нем все — философия, юмор, неожиданный финал. В нем искрящиеся находки режиссера и талантливая игра актеров. Тема? Конечно, любовь. Она, как известно, у всех разная. У кого-то жертвенная и пламенная, у кого-то долгая и тайная, а у кого-то (как у главного героя истории Гарпагона) просто к деньгам. Энергетика актера, исполняющего главную роль, Евгения Борисовича Ефимова доходит до самых окраин души зрителя. Он трогательный и смешной до слез. Вроде бы отрицательный персонаж, однако сочувствуешь ему, словно родственнику. Переживаешь, оправдываешь, влюбляешься.
«Скупой» — трагедия, смотря которую постоянно смеешься. Трагизм спектакля завуалирован бесшабашностью и легкостью, однако он остается лакмусовой бумажкой, сквозь которую проступают страшные пороки, свойственные людям.
Покрывшись рябью новомодных развлечений, боулингов, ночных клубов, «легких сериалов», люди почему-то перестали ходить в театр. Это искусство, которое требует отдачи, к нему нужно быть готовым. Здесь мало «просто добавить воды», в театр нужно погружаться, впитываться, сосредотачивать внимание, отдавать эмоции, энергетику. Потому что любовь должна быть — по ту и по эту сторону рампы.
Но какая отдача! Выходишь — на глазах слезы, руки дрожат от катарсиса, а не от похмелья. Ходишь после этого как заводной еще дня два, всем и каждому пытаясь рассказать о чуде, которое приключилось. А ведь все это без спецэффектов и вторых дублей. Живой глаз, движение брови, все случается здесь и сейчас, на твоих глазах.
Это, конечно, о редких, уникальных случаях, когда повезет. Повезет попасть на хорошую постановку, в верную атмосферу, совпасть сердцебиением с режиссером, проникнуть в его мысли, почувствовать второй план.
«Скупой» именно такой спектакль. Главное, он понятен, он узнаваем. Зритель не сидит с «холодным носом», ожидая феерического шоу. Зритель смеется сквозь слезы и плачет навзрыд. Все понятно, явственно, прозрачно, тонко. Актеры не рвут страсти — это со зрителем происходит, а именно это и есть высший пилотаж. Спектакль живой, каждый раз разный и каждый раз дышащий по-новому. И если душа, закоптившаяся бытовыми проблемами, обожженная жизненными неурядицами, отравленная ежедневными склоками, вдруг потребует чистых эмоций и надежды на лучшее, вам сюда. В театр. Сразу после третьего звонка, когда в зале выключат свет и откроется занавес, произойдет чудесный альянс — единение актеров и зрителя.
Уже после спектакля, разговаривая с артистами, отнекивающихся от того, что играли они прекрасно, доказывая, что все было здорово, видишь глаза, наполненные преданностью и верностью к своему делу, и понимаешь, что придешь снова, и не раз, на этот спектакль. Потому что праздник души — он постоянен, когда есть свои традиции, свои привычки, свои принципы. Главное — это любовь.