Слово "превидизм" придумал Станислав Лем. Так он называл неожиданные прогнозы и предвидения, которые высказывают писатели (прежде всего, фантасты) в своих беллетристических книгах и которые затем, по прошествии некоторого времени, вдруг сбываются. Как правило, сами писатели в большинстве относятся к своим прогнозам скептически. Будущее, особенно в деталях и частностях, невозможно предугадать, – так считает и Борис Стругацкий, так считал и Станислав Лем, и многие другие известные авторы.
Тем не менее, иногда случаются поразительные совпадения выдуманной фантастики с последующей реальностью. Классическим считается роман американского писателя Моргана Робертсона "Гибель "Титана", в котором он описал катастрофу реального "Титаника" за четырнадцать лет ДО того, как "Титаник" был спущен со стапелей. Поражает совпадение деталей (размеры кораблей, их водоизмещение, скорость движения, количество пассажиров). Как и то, что выдуманный "Титан" гибнет от столкновения с айсбергом.
На счету Станислава Лема также множество предсказанных явлений, которые появились в последнее время, но были описаны задолго до этого. Это и кристаллические элементы памяти "трионы" (нынешние флешки), это и фантоматика (нынешняя виртуальная реальность), эволюция компьютеров и генетическая инженерия. И множество других больших и маленьких предсказаний, или уже сбывшихся, или ожидающих реализации в ближайшее время.
Братья Стругацкие также оказались удачными предсказателями. Например, окружающая нас реальность с каждым днем становится все больше похожа на тот мир, который был описан в "Хищных вещах века". А иногда предвидения были случайными, но от того не менее удивительными. У тех же Стругацких в 1960-х годах в мире будущего экспериментами по созданию биологической квазимассы занимаются ученые Каспаро и Карпов. Когда через двадцать лет за шахматную корону начали долгую и упорную борьбу Карпов и Каспаров, такое совпадение показалось удивительным!
Или вот на днях разбирал старые газеты. Наткнулся на рецензию-пародию Михаила Успенского на сказку Людмилы Петрушевской. Вот что он писал 14 ноября 1984 года в "Литературной газете": "Может быть, они не такие уж безнадежно бятые, эти наши пресловутые пуськи? Ясно только одно: трямкающий бутявку прямо на напушке неизбежно подудонится. Я в этом уверен".