За несколько дней до Крещения группа единомышленников из Абакана и Минусинска в очередной раз отправилась в поселок Курагино для того, чтобы окунуться в холодные воды своенравной Тубы. Поездка стала чем-то вроде генеральной "репетиции" перед особенной, крещенской ночью. Ведь, как считают "городские моржи", троекратное погружение в водицу – это вовсе не прихоть, ставшая в последнее время невероятно популярной, а целый ритуал, к которому необходимо тщательно готовиться.
Главное – банька
На часах — 10 утра. В верхнем углу телевизора значится минус 26. Как показывает практика, обычно температура воздуха на улице ниже того, что показывают по "зомбо-ящику", на два-три градуса. К тому же в том уголке Красноярского края, куда нам предстояло отправиться, всегда намного холоднее. И с этим уж не поспоришь. С мыслью: "Главное — чтоб ноги были в тепле, все остальное замерзнуть не должно", – отправляюсь к условленному месту, откуда меня должны забрать любители зимнего плавания.
– Знаете, сколько сегодня градусов? – едва сев в машину, поспешила я поинтересоваться.
– Нет! А зачем? – глядя в зеркало заднего вида, задумчиво произнесла водитель, а по совместительству и "морж" Наташа. – Это неважно. Мы купаемся в любую погоду. Пару лет назад приехала в Курагино на электричке, а там из-за сильного мороза автобусы не вышли на маршрут. Пришлось до клуба "Льдинка", куда мы сейчас и направляемся, добираться на попутках. Сколько именно тогда было на градуснике, сказать не могу. Но точно около 40.
– А почему именно Курагино? Что, в Хакасии своих клубов любителей зимнего плавания нет?
– Почему нет? Есть. В Саяногорске, например. Но мне по душе больше курагинский. Я езжу к ним с 2008-го. Там природа, чистый воздух, Туба и хорошая банька. Да и люди... Хотя, зачем тебе это рассказываю, сама все увидишь, – переключая скорость коробки передач, просветила меня девушка.
А если "щучкой"?
Погода в тот воскресный день в поселке особо не отличалась от городской. Мороз и туман здесь были, пожалуй, даже сильнее, отчего иней покрыл все: деревья, столбы, провода, высокую сухую траву... Было и солнце на небосводе, но, как обычно пишут в детских книгах, "оно светило, но не грело".
– Ну, все, приехали! – неожиданно произнес кто-то из пассажиров.
– Не забывайте свои вещи, – напутствовала Наташа. – Пойдем со мной, я тебе быстренько покажу все.
Центр здорового образа жизни "Льдинка" (именно такое название красуется на вывеске у входа) представляет собой несколько небольших помещений, два из которых занимают раздевалка и баня. Опытный "морж" повела меня в первое, которое, судя по обстановке, является одновременно кабинетом основателя и руководителя клуба — Зинаиды Булыгиной, и местом, где любители зимнего плавания после водных процедур пьют чай. О чем красноречиво свидетельствуют чайные сервизы и другая необходимая для этой процедуры утварь.
– Зинаиды Ивановны, возможно, сегодня не будет. Вместо нее — Аня Семина. Если возникнут вопросы — обращайся к ней, она все расскажет и покажет. Ну, все, пошли дальше. Привет-привет! Как добрались? – поприветствовала "экскурсовод" еще одну группу городских. – Вон там прорубь... Все, я пошла готовиться.
Спустя несколько секунд от былой шумихи и суеты не осталось и следа. Приехавшие горожане, которых, по моим подсчетам, оказалось 11 человек, скрылись за синей дверцей раздевалки.
Пока я неспешно изучала окрестности, у проруби, закутавшись в халаты и полотенца, столпилось несколько человек. Со спокойным и невозмутимым видом, словно пришли в музей, но стуча зубами и дрожа, они поглядывали в темную воду. В минуту этого всеобщего молчания и нерешительности кто-то нервно поправлял шапку на голове, кто-то укутывался посильнее в полотенце, кто-то пытался совладать с примерзшим ко льду сланцем. В общем, такую картину увидишь не каждый день.
В нескольких метрах от проруби какой-то мужик в шапке-ушанке и спортивной куртке ломом пытался расколоть лед.
– Хочу соединить эту прорубь вон с той, – показывая в сторону "моржей", удовлетворил мое любопытство ледоруб, представившийся Юрием. – Скоро Крещение. Народу много будет. Вот я и хочу сделать так, чтоб была одна, большая. Хотя, наверно, не получится. Какой день с ней мучаюсь. Замерзает быстро. Вот сегодня два часа долблю, вся спина мокрая, а толку нет. А на Крещение вообще мороз за 30 обещают.
– Юр, айда, помоги убрать лед, – крикнул в нашу сторону мужчина в коричневой дубленке, стоявший у проруби с "моржами".
– Это Владимир. Он тоже, как и я, любитель искупаться. Помогаем здесь немного, – пояснил мой собеседник. – Меня москвичи, так же, как и вы, с ломом фотографировали.
Тем временем в толпе городских "моржей" началось какое-то движение. Один за другим они полезли в ледяную воду. Глядя на них, тело начинало бросать в дрожь.
– Ой-ой... Все, хватит. Дайте руку.
– Как холодно...
– Так, вдох-выдох... Помогите вылезти.
Выбравшись из ледяной воды, одни купальщики быстро бежали в сторону бани, другие медленно, почти вразвалочку, шли, глубоко вдыхая чистый и свежий воздух.
– Леха, а ты что в баню не идешь? Смотри, у тебя льдинки на теле появились.
– Нормально. Еще постою. Не замерз, – сквозь зубы пробормотал Алексей.
– Я уже три года в "Льдинке", – вытаскивая лопатой из воды лед, рассказывал присутствующим Владимир. – Сам увлекся и жену приучил. Раньше были со Здоровьем проблемы — давление поднималось. А сейчас, тьфу-тьфу, лучше себя чувствую... Ты это… сразу "бомбочкой" ныряй! Шапку сними!
– А если "щучкой", – посмеялся парень.
– Ныряй хоть "щучкой"! Лед я убрал! Эх, помню, как я в первый раз купался: холодно, зубы стучат, руки трясутся. Но такой экстрим! Насморка за всю зиму ни разу не было.
В ту же секунду молодой человек, не снимая головного убора, с разбега прыгнул в воду.
– Ах, хорошо, – вынырнув, громко прокричал он и бегом рванул к берегу, по пути обтирая себя белым снегом.
– Народу нынче немного приезжает, – продолжал рассказывать Владимир. – В основном местные купаются. Молодежи мало. Бывают иногда залетные, вот как эти, абаканские. А маленькие ребятишки – частые здесь гости. Не знаете, чьи сапоги? Пальма (собака – прим. авт.), ты, чьи ботинки караулишь?
Не хочешь – не лезь
– Здрасьте. А где можно в "Льдинку" записаться? – робко спросил мальчик лет 14, зайдя в основное помещение клуба.
– Ты учишься? – тут же спросила Зинаида Булыгина, которая сразу предупредила, что забежала на минутку.
– Да, я уже приходил. Помните меня? Сколько взнос?
– Раз ты учишься, 250 рублей на дрова. Это за год вперед. Как зовут? Влад? А Фамилия? Распишись вот тут. Раздевалку мужскую показать? – записывая что-то в журнал, по-хозяйски спросила женщина.
– Зинаида Ивановна, подкладывать дрова в баню надо? – с порога поинтересовалась Анна, которая должна была меня просветить по всем интересующим вопросам. – Влад, за тобой следить нужно? Аккуратно только спускайся по лестнице. Не прыгай!
– А какая глубина? – тут же полюбопытствовал мальчишка.
– Такая же, – громко сказала основатель "Льдинки". – Вот такая. По грудь. Ладно, я поехала. Может, еще увидимся. Знаешь, какое мое основное правило? Хочешь купаться — иди. Не хочешь — даже не лезь!
– Вам дать наши альбомы посмотреть? – тут же предложила Анна. – Вот здесь вся подноготная. Конечно, Зинаида Ивановна рассказала бы вам больше, но если что-то непонятно будет, спрашивайте. Надеюсь, смогу вам помочь.
Что касается истории клуба любителей зимнего плавания, скажу немного. Его основала Зинаида Булыгина 14 января 1993 года. И с тех пор (а это уже 19 лет) она является его бессменным руководителем. К слову сказать, она — чемпион СССР, бронзовый призер РФ и пятикратный чемпион Красноярского края по марафонскому зимнему плаванию. Ее личный рекорд даже занесен в российскую книгу рекордов "Дива". Впечатляет?
Помимо подробного рассказа о становлении "Льдинки", в альбомах было множество фотографий. Некоторые из них оказались крайне интересными. Так, к примеру, на одной можно было лицезреть совсем маленьких детишек, плюхающихся в холодной воде с невероятно веселыми выражениями лица, а на другой — невесту с женихом, которые в соответствующих случаю нарядах спускались в прорубь.
– Да, бывают и такие свадьбы, – смеясь, рассказала Анна. – Все мои трое детей купаются зимой чуть ли не с самого роддома. Среднюю дочь мы три раза окунули в октябре в реку, прямо в день выписки из больницы. Она даже не "пикнула" во время этой процедуры. Это, кстати, один из способов закаливания малышей. Ей сейчас 11 лет и она с удовольствием посещает "Льдинку". Честно признаться, она практически не болеет. Вот и на Крещение всей семьей придем сюда. Верно говорят: вода в эту ночь особенная. После того, как искупаешься, на душе и в теле такая легкость, словно крылья выросли. Да и вода, которую набираешь в банку ночью с 18 на 19, не обычная. Она может храниться много лет. Вот у меня уже два года стоит. И ничего — не испортилась. Многие из тех, кто стал увлекаться зимним плаваньем, избавились от докучавших им долгое время болезней. А вообще, вода — самое лучшее лекарство. Я, когда переехала сюда, тоже по началу не понимала, как можно зимой в реке купаться. А потом ничего, привыкла. Вот уж лет десять сама "моржую".
Руку дайте!
Купаться в проруби трое из присутствующих (включая и вашу покорную слугу) были в тот день точно не настроены. Оттого можете представить удивление присутствующих, когда один из ярых противников зимнего плавания вдруг выбежал распаренный из бани и бегом рванул к проруби.
– О, сразу видно — новенький, – произнес кто-то из девушек. – Это же Саша! Ты не беги! Иди потихоньку! Расслабься!
– Далеко в этом году от берега бежать, – сказала Аня. – По сравнению с предыдущим годом, уровень воды в Тубе маленький. Осенью боялись, что прорубь придется вырубать на середине реки. А там течение...
– Ой, мамочка... Ужас какой! – кричал на весь берег новичок. – Руку, руку подайте. Тапок не обувается. Примерз, что ли? А-ааа... Вы меня фотографируете? Как ощущение? Да как... круто! Только бы не заболеть, только бы не заболеть... Разойдитесь все.
– Какая благодать по телу... Кожа холодная, а внутри все горит, – не спеша, топая за бегущим Александром, сказал Антон.
Спустя пару часов с момента нашего приезда народа у проруби становилось все меньше. Толпы, как в самом начале, уже не было. Выходили по два-три человека. Не спеша шли, окунались в воду, не вытирая тело полотенцем, ждали друг друга и так же медленно возвращались. Не удержался и Владимир. Очистив место купания от льда, даже самого маленького, отправился в баню. Распарив хорошенько тело, он, окутанный паром, прыгнул в воду.
– А ты чего стоишь? Давай тоже купайся! – бодро прокричал он мне. – Скоро Крещение. Знаешь, сколько тут народу будет! Ваши абаканские обещали тоже приехать. Приезжай, залезешь в нашу прорубь, поймешь, как это здорово! Это совсем не страшно... Зато здоровой будешь!