Все легенды, которые создавала вокруг себя Орлова, пестовали ее безупречность. «Мое творчество известно всем, моя жизнь не касается никого», – часто повторяла она.
Кинодива будто следует правилу – никогда не грешить против стиля. Даже в канун своего 70-летнего юбилея любимая актриса Сталина распорядилась, чтобы нигде в прессе ее возраст упомянут не был.
Советские читатели тогда так и не поняли причины новой волны интереса к примадонне. Информационный повод был стерт, возраст завуалирован.
Впрочем, она бывала и беспечна. Иногда с угрозой карьере и даже жизни.
Звезда Орловой могла погаснуть рано и тихо.
После торжеств по поводу 15-летия советского кинематографа Сталин изъявил желание познакомиться с актрисой, чье творчество так любил. Во время первой же личной беседы, как это водилось, будучи в хорошем расположении духа, пообещал выполнить одну, но абсолютно любую просьбу.
Вместо того чтобы просить земных благ, молодая звезда неожиданно поинтересовалась судьбой своего первого мужа Андрея Берзина, арестованного в 20-е годы по «делу Чаянова». Сталин обещал помочь.
Через несколько дней ее вызвали на Лубянку и сообщили, что муж ее жив. И предложили, если она пожелает, разделить с ним судьбу. Орлова не стала обсуждать с чекистами перспективы своего будущего. Встала и молча вышла.
Труды и дни
Даже злопыхатели, ставившие под сомнение талант главной советской красавицы, не могли не отметить ее нечеловеческого трудолюбия.
Прежде чем приступить к съемкам «Волги-Волги», она ходила по домам с сумкой письмоносицы, для воплощения на экране образа лучшей советской ткачихи в «Светлом пути» три месяца по-настоящему трудилась на ткацкой фабрике под руководством известной стахановки. Именно за эти два фильма она получила Сталинскую премию.
Звания заслуженного деятеля искусств РСФСР, присваиваемого обычно только настоящим мэтрам, Орлову, дебютантку в кино, удостоили согласно личному распоряжению Сталина.
Попав уже после войны из специфического мира музкомедии в драматический театр (театр имени Моссовета), Орлова, по признанию Юрия Завадского, поначалу была абсолютно беспомощна. Впрочем, настоящая воля к профессиональному успеху позволила ей справиться и с этим.
Она трудолюбиво создавала образ идеальной советской женщины.
И с не меньшим упорством всю жизнь работала над созданием идеала самой себя.
Несколько месяцев перед смертью Орлова, насколько позволяло состояние, истово занималась поиском пьесы, работу в которой можно было бы считать достойным уходом со сцены. Не нашла.
Но разве не достойной пьесой была вся ее жизнь, в которой она выступила и режиссером, и сценаристом, и главной актрисой?
Любовь Орлову похоронили в день, совпавший с 73-м днем ее рождения, 11 февраля 1975 года.
Смерть Стрелки
Орлова не любила фотографироваться. Попав в кино, всегда добивалась рассеянного света на съемочной площадке. Панически боялась показаться некрасивой. Потерять лицо. При жизни ей удавалось его сохранить.
Обезобразили кинодиву, точнее ее прославленную Стрелку из «Веселых ребят», только безжалостные потомки.
Когда по всем законам существования художественной мысли во времени наступает очередной момент осмысления сталинской эпохи, мейнстрим берется за реальные атрибуты политической системы сталинизма.
В ход идет созданный ранее литературной материал, отражающий реалии тогдашней жизни.
Один за другим на экраны федеральных каналов выходят сериалы по романам «Московская сага» (2004), «Дети Арбата» (2004), «В круге первом» (2006). И, наконец, самая беллетризованная жизнь вождя – полухудожественное, полудокументальное, странное по режиссерскому отношению к реинкарнации образа вождя творение «Сталин. Live» (2007).
Полный метр – это ленты разных художественных достоинств, но тоже с одинаковыми вопросами к тому времени – «Хрусталев, машину!» Алексея Германа (1998), «Водитель для Веры» Павла Чухрая (2004), «Не хлебом единым» Станислава Говорухина (2006).
Вслед сериалам – всплеск перечитывания в давно уже не самой читающей стране. Подзабытые герои обналичены – следует волна переизданий классики времен оттепели со звездами 1990-х – 2000-х на заглянцованных обложках. Они в главных ролях. Они живы, а Любовь Орлова – нет.
Авангардная кинематографическая мысль расправилась со сталинским злом по-своему. Параллельное кино принимается за фетиши эпохи – режиссеры Андрей Сильвестров и Павел Лабазов обезглавили Любовь Орлову. Сняли ремейк «Волги-Волги» (2006), где главную роль исполняет художник Владислав Мамышев-Монро, уже перевоплощавшийся в Любовь Орлову во имя искусства для своих перформансов.
Точнее, в фильме действует его загримированная голова, притороченная путем монтажа к телу Орловой.
Любимый фильм Сталина, поющий оду счастливому социалистическому настоящему, превращен в арт-объект, а главный секс-символ эпохи глумливо лишен пола и голоса (музыкальные партии Орловой тоже исполняет Влад Монро, которому музыка в отличие от Любови Петровны явно не соприродна).
Это был эксперимент-деконструкция идеального образа. Вскрытие показало – ужас художественной лжи сталинской эпохи в том, что лживо было все. Даже она – непогрешимая, безупречно красивая, трудолюбивая, бойкая, веселая, поющая Стрелка-Орлова. За это ее и наказали.
Пустили вместо нее руководить шествием знаменитого парохода по Волге монструозного демона – безобразную нечисть, фальшиво закатывающую глаза и надсадно ревущую дурным голосом знаменитые стихи Лебедева-Кумача, превратив прославленную музыкальную комедию в жутковатый фарс, а красавицу Орлову – в жестокую пародию на все, что было связано с нею когда-то.