Итальянцы в России. Хотя нет, не так. Россияне в Италии. Тоже не так. Италия по-русски. Так точнее.
«Италия глазами русских художников» — именно так называется выставка графики и гравюр из собрания Тверской областной картинной галереи.
Италия — страна неумирающей культуры, составленной из разноцветных лоскутков, каждый из которых бесценен. Страна поэзии и любви, неиссякающей романтики, творчества, разлитого в воздухе. Сказка наяву, прикоснувшись к которой человек обретает волшебную силу вдохновения. Уже само слово «Италия», по-видимому, обладает особой магией и завораживает нас буквально с детства.
Итальянцы ценят свои традиции и культурное наследие своей страны. По-настоящему восхищает то, что современность в любом городе этой страны никогда не задвигает историю, никому не придет в голову разрушать старые кварталы, чтобы расширить улицу.
Италия не только хранительница классического искусства, но и школа-музей под открытым небом. Природа страны, ее города, памятники, люди, традиции, само течение жизни превратились в художественные образы произведений мастеров разных школ и стран. По данным ЮНЕСКО, половина всего культурного наследия человечества находится в Италии. И не хватит, наверное, всей жизни, чтобы посетить все музеи и архитектурные памятники итальянских городов.
Культура этой страны — это не только ее прошлое, и в наши дни знаменитые скульпторы, писатели, режиссеры и другие деятели искусства создают свои шедевры. Эта страна на протяжении многих веков была, да и теперь остается притягательным магнитом для художников.
Россия не исключение. В экспозиции представлено более 20 графических работ русских художников, хронологически отражающих целое столетие в истории русского искусства — от 1870-х до 1970-х годов.
Ваш взгляд, безусловно, надолго задержится на работе одного из крупнейших маринистов второй половины XIX века Алексея Боголюбова (1824 — 1896) «Венеция. Канал Гранде». Восхищают чудесные виды Венеции, где художник-романтик открывает мир красоты при движении гондол по сверкающим чудным волнам. Сложная, насыщенная композиция, виртуозное движение кисти, бесчисленное количество сложных оттенков теплого тона. Рядом можно видеть несколько листов, исполненных академиком акварельной живописи, одним из основателей Общества русских акварелистов Альбертом Николаевичем Бенуа (1852 — 1936).
Открытием выставки стали две работы практически забытой сейчас русской художницы Веры Акимовны Чекуновой, эмигрировавшей в Италию вскоре после революции и прожившей там всю жизнь. В этих широких, свободных акварелях читается неуемность русской души, прослеживаются традиции «русского сезаннизма».
Здесь можно увидеть работы разных жанров и времени, ксилографию, офорт, акварель, графику. Пейзаж и абстрактные композиции, опирающиеся на натурные наблюдения, — эмоциональные интерпретации реальных образов.
Произведения таких разных художников объединяет бесспорный талант каждого из авторов, и удивительная, нестареющая, как и сама Италия, тема.
Образные впечатления мастеров кисти будут интересны любому из зрителей. Каждая работа — отдельный сюжет итальянской истории, участником которого можно стать самому, стоит только внимательнее вглядеться. Ну а самое главное, что произведения, посвященные Италии, навсегда останутся актуальны. Пусть меняются политики и мода, но Италия навсегда останется той же. Страной страсти, живых эмоций, потрясающей кухни, красивых людей и центром мирового искусства.