Ганнибал Лектер из интеллектуального героя напряженного триллера-детектива, коим он был на заре 90-х, в новой, пятой по счету картине о себе превратился в персонажа комиксов.
И дело здесь даже не в нехватке Энтони Хопкинса из-за приквельной сути картины. Дело в том, что и Хопкинс, принимавший непосредственное участие в продолжениях, и Томас Харрис, настойчиво продолжающий эксплуатировать свой персонаж, добились одного, но главного. Они только лишний раз подчеркивали, каким шедевром было «Молчание ягнят» в 1991 г.
Но спрос на Лектера остается велик, к тому же в 2003 г. американский институт кинематографии назвал его кинозлодеем номер один всех времен и народов. Новых из числа таковых, к слову, не так уж и много появляется (конструктор из «Пилы» разве что), а старые — вроде Дарта Вейдера и Кожаного Лица — уже благополучно разыграны по бесстыдным маркетинговым правилам — «как они начинали, и что с ними стало». Остается продолжать кормить публику кормежкой каннибала (простите за каламбур), стыдясь собственному несоответствию недостижимой планки третьей картины в истории Оскара, взявшей все пять главных призов церемонии,— за лучший фильм, режиссуру, сценарий и главные роли. Что и происходит в картине «Ганнибал: Восхождение», очевидно рассчитанной в первую очередь на тех, кто еще ходил под стол пешком, когда героиня Джоди Фостер только становилась агентом ФБР.
Возможно, именно им будет интересно, что «все началось с желания отомстить» (не авторский вывод — надпись на постере) и они купятся на бренд, о котором нам продолжают рассказывать вопреки тому, что, начиная уже с «Ганнибала» Ридли Скотта, новости по большей части печальные. Оказывается, что Лектер родом из Литвы, где проживал в родительском замке до Второй мировой и был вполне белым и пушистым мальчиком. Семью расстреляли фашисты, младшую сестру съели мародеры. Ганнибал на все это посматривал и потихоньку трогался своим умишкой. Не окончательно — достаточно, чтобы не подпевать песенке про Сталина вместе с остальными сиротами в приюте, устроенном советской властью… Правильно, в фамильном гнезде его бесславно сгинувших предков. Но, очевидно, чувствуя, что Прибалтика — не лучшее место для реабилитации травмированной психики, Лектер бежит во Францию к тетушке, о существовании которой знает по материнским письмам. Здесь он поступит на медицинский факультет и совершит свое первое убийство. Но главное — сообразит, что лучшим лекарством от продолжающихся по ночам кошмаров будет вендетта над теми, кто некогда полакомился его родственницей. Вторая часть фильма сводится к банальному набору Ганнибалом квалификации в то время, как его сексапильная тетка сперва негодует, потом покрывает, выступает в роли романтического объекта и, наконец, сообщника в убийствах. Ни дать ни взять — мрачный комикс для тех, кто неделю спустя собирается на «Призрачного гонщика».
Режиссер Питер Веббер, в активе которого до сих пор лишь симпатичная, но не более «Девушка с жемчужной серьгой», и исполняющий главную роль актер Гаспар Ульель (свежий в памяти благодаря фильму «Париж, любовь моя») явно стараются компетентно оправдать факт существования картины, но «Ганнибал: Восхождение» от и до — кино продюсерское. Дино Де Лаурентис когда-то сделал большую глупость, спродюсировав самое первое кино о Лектере («Охотник на людей», 1986 г.) и от его неуспеха впоследствии отказавшись принять участие в «Молчании ягнят». Позже он, конечно, опомнится и нашлепает еще три фильма, включая и этот. Но «Ганнибал: Восхождение» —это тот предел дурного вкуса, за которым начинает маячить видимость проектов вроде «Сын Ганнибала» или «Ганнибал против Терминатора». В числе грядущих проектов Де Лаурентиса — фильм под названием «Территория девственниц», так что для этого человека точно нет ничего святого.