Минувшая пятница в Абакане обещала быть жаркой. И не только с точки зрения температуры воздуха: всех любителей театра в этот день обещали искупать в эмоциях, поджарить на костре страстей и заставить задохнуться от переживаний артисты из Москвы. О рекламе позаботились задолго до спектакля – еще в марте публика знала, что 15 апреля в столице Хакасии театрально-концертный центр "Современник" представит нашему вниманию спектакль "Леди и адмирал" с участием звезд российского театра. Билеты по цене от 800 до полутора тысяч рублей разошлись как горячие пирожки. Зрители же разошлись после спектакля, мягко говоря, со смешанными чувствами.
Наш корреспондент тоже разошелся – в рецензии на увиденное.
Обещанное счастье
Реклама-зазывала обещала неискушенным абаканским театралам многое. "Леди Гамильтон и лорд Нельсон! Об этой любви были написаны десятки книг, сняты фильмы, поставлены спектакли. Эти реальные герои встали в один ряд с легендарными Ромео и Джульеттой, Отелло и Дездемоной, Тристаном и Изольдой – и сами стали легендой. Спектакль "Леди и адмирал" – это попытка разобраться в любовной драме, случившейся 200 лет назад. Адмирал бросает вызов всему свету, протестует против "вымученной улыбки, ледяного холода тела", он хорошо знает, что иногда "жестокости совершают из любви, по доброте". Любовь и ненависть, любовь и долг... Что выше: долг, честь или простое человеческое счастье? Что выбрать – славу и долг перед Родиной или любовь к женщине? Каждый выбирает свой путь!.. Все эти непростые жизненные коллизии с блеском разыгрывают замечательные актеры".
Состав действительно обещался быть звездным – Леонид Кулагин (он же режиссер) и Вера Глаголева, Игорь Ливанов и Анатолий Васильев. Музыка – Энио Мариконе и Шопена. Великолепная сценография, костюмы... Премьера состоялась в 2007 году – значит, мол, хороший, крепкий спектакль, если до сих пор не сошел со сцены...
Злые языки
Правда, "шибко умные" без труда, если б захотели, выяснили, что Веры Глаголевой в роли отвергнутой жены Нельсона Френсис в Абакане не будет (ее заменит "Галина Брежнева" Людмила Нильская), Игорь Ливанов встанет на сцене вместо Анатолия Васильева, а Марину Могилевскую (Эмма Гамильтон) попробует затмить звезда сериала "Счастливы вместе" (Лена Полено) Юлия Захарова.
В принципе, ничего страшного в таких заменах нет. Одних известных актеров срочно поменяли на других – бывает. Правда, предупредить об этом хотя бы в продаваемых за 50 рублей программках (пусть и отпечатанных загодя и не у нас) обычной шариковой ручкой было бы все-таки можно. Ну да ладно. Мы, как говорится, привычные. Главное – спектакль с великим Леонидом Кулагиным во главе! И пусть он существует уже пятый год, его видели Москва, Киев, Рига, театральных премий он не снискал – нам-то какое дело... Это пусть завистники всего хорошего набирают в Яндексе название спектакля и читают по его поводу разгромные рецензии, верно?! Хакасия далека от подобных театральных интриг!
Артисты, на сцену! Подарите нам праздник! Дайте нам слезы радости и счастья, перехватывающие горло! Заставьте нас выйти куда более ошалелыми, чем после спектаклей доморощенных "сказок", "рамп", минусинских, красноярских, норильских или канских соседей! Мы верим в вас, большие мастера.
Театр начинается
с... кулера
В пятисотместном зале Русского республиканского драматического театра имени М.Ю. Лермонтова в Абакане на лирическую драму "Леди и адмирал" – аншлаг. Видны даже приставные стулья. Все волнуются. Шумят. Бомонд. Элита. Однако позвольте сказать несколько слов ДО начала...
Ни для кого не секрет, что Культура поведения в театре в республике (да и по всей России) давно утеряна. В храм Мельпомены уже много лет люди позволяют себе ходить в рваных джинсах, мятых футболках и полукедах. Разумеется, "динозавры" и люди со вкусом еще пытаются держаться традиций и соотносить свою одежду с искусством сцены, но таких становится все меньше. Ничего с этим не поделаешь, приходится, как говорится, терпеть – и сок из пакета с трубочкой перед третьим звонком прямо в зале, и звуки сотовых телефонов во время театрального действа... Новые времена! Новые нравы... Хотя, если быть честным до конца, ничего и никто не мешает объявить по громкой связи просьбу о выключении мобильников (та же "Сказка" так регулярно и успешно делает), а контролеров попросить внимательнее следить за визитерами с соком.
Однако самое интересное не это. Оказывается, часть театральных традиций в Русском республиканском драматическом утеряна не только публикой, но и самим театром! Главное тому доказательство – наличие огромного количества кресел без номеров на них. Первый театр республики, его театральное "лицо", 15 апреля принял в свои объятия более полутысячи людей, не удосужившись прилепить обычные номерные дощечки на кресла и заставив зрителей самим решать, где тут, скажем, 4 ряд 22 место. Мини-спектакли, которые при этом наблюдались автором этих строк, были посильнее "Фауста" Гете.
Разумеется, после такого отношения глупо было возмущаться всем остальным – начиная от почти полного отсутствия вентиляции в зале и заканчивая дефицитом во время антракта пластмассовых стаканчиков в кулере, установленном в фойе. Как из всего этого "сервиса" театр будет выходить летом, при плюс 35 – остается только гадать.
Осчастливили лицами
Что же касается спектакля, то эмоций после его просмотра осталось много и самых разных. В свое время Франц Кафка на вопрос о переигрывании в театре сказал: "Чтобы попасть, надо целиться выше мишени". И если Леонид Кулагин (режиссер и исполнитель роли Нельсона) при постановке своего спектакля "Леди и адмирал" руководствовался этим правилом, то воздух вокруг мишени был сплошь прострелен.
Нет, весь актерский ансамбль трудился на абаканской сцене более чем усердно – правда, это произошло только во втором акте, а до этого маститые и знаменитые попросту играли в пол-ноги, за что и заслужили молчание зала. И только после антракта (возможно, отчасти поняв, что дальше валять дурака на сцене не стоит) актеры все-таки взялись за дело по-настоящему.
Впрочем, хватило их не то, чтобы не надолго, а... Мастерство, покоряющее зал, прорывалось в него изредка, исключительно в хороших монологах, к счастью, вызубренных актерами (в том числе и "заменами") назубок. А так все было по-прежнему – народ восхищенно таращился на лица звезд советского и российского кино, прекрасно понимая, что происходит на самом деле.
Что еще можно сказать о спектакле, не ставшем событием театральной жизни в Абакане? Немного. "Леди и адмирал", если кто не знает, – вещь довольно сложная, как и все пьесы английского драматурга Томаса Реттигана. И примерять его "леди" и "адмирала" на актеров разного калибра тоже следует крайне и крайне осторожно. Иначе мы будем вынуждены видеть, например, в Юлии Захаровой (леди Гамильтон) удачную попытку показать развязную, пьющую любовницу, но без той чайной ложки обаяния и любви, с которой роль могла бы состояться.
То же самое касается и остальных: у Кулагина получился (или это увидел только Абакан) громкий, нарочитый спектакль с каменными профилями и слезящимися глазами, обычная работа актеров, художников, звукорежиссеров. Но нет или почти не было того голоса из-за сцены, который тихо и убедительно говорит: господа, вы этого никогда не замечали, а я вам покажу.
Таким образом, множество людей уходило после спектакля разочарованными...
Рецепт успеха
И последнее. Собственно, этот прием существования театральная Москва на провинции уже давным-давно отточила на полную катушку (ругать ее за это не стоит, но технологию знать необходимо). Рецепт под девизом "а не заработать ли нам бабла" прост. Накануне закрытия театрального сезона в ведущих театрах страны (читай – Москвы) берется некое количество хороших и известных актеров. Затем эти милые люди под руководством наиболее маститого ставят пьесу слащаво-драматического содержания с минимумом театральных эффектов. Ну, вот и все... "Материал" готов к прокату, как говорится.
После этого продюсеры "окучивают" "делянку" провинциальных театров от Зауралья до Магадана предложениями о гастролях. С теми, кто "клюнул" (и совершенно справедливо, коммерческий сбор будет велик всегда), заключается договор – и коллектив заслуженных и народных в лучших традициях советских агитбригад отправляется на "сенокос".
Затрат, как вы понимаете, минимум. Цены на билеты? Можно и поездом, если "чесать-косить" предстоит 2-3 месяца по маршруту "Урал-Сибирь-Дальний Восток". Реквизит? С собой берутся только простенькая фонограмма, костюмы и пара театральных задников. Две кушетки, два столика и батарею посуды "под старину" любой провинциальный театр найдет у себя сам.
На своего звукорежиссера и осветителя можно не тратиться, их тоже обеспечит провинция: вертеть несколько красных и синих прожекторов по сцене сможет любой, как такой же любой в состоянии включить и выключить музыкальную фонограмму, ориентируясь по заранее выданному тексту пьесы с пометками режиссера. Некоторые накладки, с этим связанные, конечно, не в счет (это когда в конце монолога артиста вовсю гремят децибелы, которые должны были начать усиливать впечатления от монолога только после его последних слов). Кто будет это знать, кроме самого режиссера? Никто. Лозунг "Публика дура – она не поймет" в провинции действует железно. На худой конец для особо въедливых умников-критиков существует железный аргумент: "Так задумано!"
Одним словом, рецепт прост, как гусиное перо Шекспира. И в минувшую пятницу, 15 апреля, с глубоким прискорбием в этом убедилась столица Хакасии.