Когда вы путешествуете на поезде дальнего следования, ваш багаж до вагона может донести носильщик. Он должен положить вещи в специальное багажное купе в дальнем конце вашего спального вагона, и во время путешествия у вас не будет возможности воспользоваться своими чемоданами. Поэтому все, что может понадобиться вам в пути, нужно оставить в тех сумках, которые вы возьмете с собой в купе. Носильщику следует дать чаевые. На вокзалах больших городов стоимость услуг указывается около камер хранения или стойки, у которой собираются носильщики. Поскольку есть вероятность того, что свободного носильщика поблизости не окажется, вам имело бы смысл упаковать багаж в чемоданы с таким расчетом, чтобы вы сами могли донести его до вагона.
Проводник, обслуживающий ваше купе, скажет вам, когда будут подавать еду, принесет постель и, в случае необходимости, поможет решить возникающие проблемы. Ему следует давать чаевые в том случае, если оказанная услуга выходит за рамки его обязанностей, а также в конце путешествия.
Когда вы решите лечь спать, вызовите проводника, чтобы он разобрал и постелил вам постель. Сделайте это до десяти или максимум до половины одиннадцатого вечера, поскольку позже у него будут другие дела. Если вы к этому времени не будете чувствовать себя усталым, можете пройти в вагон-ресторан или в «клубный» вагон, где вам представится возможность пообщаться с другими путешественниками, поскольку после того как у вас в купе разложат постель, свободного места там почти не останется.
В вагоне-ресторане и «клубном» вагоне принято поддерживать беседу, поскольку пассажиров там рассаживают не по отдельности, а группами.
В тех поездах дальнего следования, где спальных вагонов нет, обычно бывают «клубные» вагоны, в которых можно забронировать себе место. Они устроены примерно так же, как салоны первого класса на авиалайнерах. Пассажиры, имеющие билеты в обычные вагоны, не могут надолго задерживаться в «клубных», хотя купить там освежающие напитки и закуски им никто не помешает. Проводники, обслуживающие пассажиров «клубных» вагонов, разносят им напитки и закуски, и в конце путешествия этим проводникам следует дать чаевые.
Пригородные поезда
В целом электрички представляют собой удручающее и неприглядное средство сообщения. Не могу припомнить, чтобы хоть один человек в любом уголке Соединенных Штатов сказал о них когда-нибудь доброе слово. Общая атмосфера неблагожелательности неизбежно сказывается на манерах тех, кто ездит в пригородных поездах. Как правило, пассажиры электричек не общаются между собой и не оказывают друг другу знаков внимания. Каждый человек предоставлен там самому себе и заботится лишь о том, чтобы сесть поближе к окну, на откидное сиденье или занять хоть какое-то свободное место. Женщины уже давно не ждут там от мужчин ни специальных знаков внимания, ни обычного уважения.
Тем не менее, определенные неписаные правила в электричках все-таки существуют, и их следует выполнять.
Мужчины должны уступать место престарелым людям и беременным женщинам. Как мужчины, так и женщины уступают места калекам, инвалидам и пассажирам, которые явно плохо себя чувствуют.
Во многих электричках перпендикулярно проходу расположено три сидячих места. «Кто первым пришел, тот больше нашел» - такой закон царит в пригородных электропоездах, поэтому тем, кто пришел позже, не следует ждать, что сидящий у прохода пассажир пересядет на центральное место, чтобы освободить крайнее. Тот, кто пришел последним, должен будет сесть на самое неудобное среднее место. Он или она могут вежливо спросить человека, сидящего с края: «Это место свободно?» Тот ответит: «Да», и встанет, чтобы пропустить спрашивающего.
Обычно пассажиры электричек не склонны вступать в разговор. Подавляющее большинство читает газеты, планирует завтрашний рабочий день или просто дремлет по дороге домой. Если вы едете вместе с кем-нибудь или случайно встретили знакомого, старайтесь разговаривать негромко, так, чтобы не беспокоить сидящих рядом с вами людей. Несмотря на все вышесказанное, иногда в пригородных поездах завязываются дружеские отношения и даже начинаются романы. Я сама знаю два случая, когда люди познакомились в электричке, подружились, а позже вступили в брак - хотя, конечно, уже не в поезде!
Если вы решили в электричке перекусить, сделайте все возможное, чтобы не сорить, а когда будете выходить, заберите с собой пакеты и упаковки, в которых была еда. Никому не понравится, если при торможении поезда остатки ваших напитков растекутся по полу под сиденьями, или сахарную пудру с вашего пирожка ветер сдует на одежду соседа.
Когда вы чем-то заняты или читаете газету, не расставляйте широко локти, а газету или книгу держите поближе к себе. Вежливые люди, часто пользующиеся пригородными электропоездами, умеют так складывать газету, чтобы у них перед глазами были лишь две-три колонки текста, который они в данный момент читают. Невежливые читатели переворачивают страницы настолько энергично и неуклюже, что задевают при этом сидящих рядом пассажиров. Лично я неоднократно испытывала сильнейшее искушение выбить у таких людей газету из рук. Хоть подобные чувства знакомы многим из нас, лучше сдержать их и сказать неучтивому соседу с газетой: «Простите меня, но вы совсем не оставляете мне места. Вам не трудно было бы держать свою газету перед собой, а не передо мной?»