В отличие от светских визитов, деловые приглашения не требуют «ответных жестов». Помните о том, что вам не надо приглашать вашего начальника на равнозначный деловой ленч или обед в ответ на его приглашение, однако вы должны будете найти какую-либо иную форму выражения своей признательности. Когда вас в качестве клиента компании пригласит в ресторан или куда-нибудь еще один из представителей той фирмы, чей товар вы покупаете, очевидно, что на ваше ответное приглашение никто рассчитывать не будет, если только вы не ведете совместные дела на протяжении долгого времени. Нет необходимости организовывать ответный визит и в том случае, когда вас с супругой или даже со всей семьей пригласили на какое-нибудь общественное мероприятие в качестве клиента компании. Ответного приглашения от вас будут ждать работающие с вами сотрудники и деловые партнеры, которые стремятся к тому, чтобы упрочить ваше деловое сотрудничество с помощью укрепления дружеских отношений или просто потому, что и вам, и им приятно вместе проводить время не только на службе, но и вне ее.
Предостережение
Принимая сотрудников или деловых партнеров у себя дома, вы тем самым объединяете светскую и деловую стороны своей жизни, поэтому идти на такой шаг следует с некоторой осмотрительностью. В том случае, когда вы занимаете один из высших руководящих постов, ваш авторитет может несколько снизиться, у вас могут возникнуть определенные сложности, если появится необходимость сделать замечание или уволить кого-нибудь из сотрудников, а также обойти кого-то увеличением зарплаты или повышением в должности. Если же вы принадлежите к числу рядовых сотрудников и часто общаетесь с руководителем, в неофициальной обстановке это может вызвать недовольство и зависть со стороны ваших коллег, которые станут вас обвинять в том, что вы стремитесь выслужиться перед начальством. Регулярное общение домами уместно, когда имеешь дело с людьми, равными по положению, или с клиентами, отношения с которыми переросли в дружеские. Что же касается случайных приглашений, они могут распространяться на любого сотрудника вашего учреждения.