Наверное, каждый задумывался над вопросом: что такое счастье? Возможно ли осчастливить всех (или хотя бы подавляющее большинство человеков)? Уж слишком это индивидуально, слишком расплывчато и слишком неопределенно!
Задавались этим вопросом и писатели-фантасты, рисуя утопические картины, выстраивая новое устройство общества, в котором всем было бы хорошо жить. Увы, при ближайшем рассмотрении некоторые Города Солнца разваливаются, как карточные домики, некоторые весьма уютные построения оказываются недостижимыми, некоторые довольно разумные предложения упираются в чудовищную сложность их осуществления.
Даже если предположить, что вы стали всемогущим, рискнете ли вы попытаться удовлетворить желания всех? Ведь понятие счастья у многих обязательно включает несчастье для других. А еще существует творческая неудовлетворенность, когда никто не может помочь творцу, он сам, обязательно сам должен выковать свои ключи к счастью.
О сложности этой проблемы хорошо сказал недавно в оффлайн-интервью мудрый Борис Натанович Стругацкий: "Эти сомнения, это незнание практических методик, это немое признание нашего сегодняшнего бессилия, – все это очевидно, наглядно, тривиально, "лежит на поверхности". Воистину: "широк человек, – сузить бы!". Но сужать нельзя. Достаточно вспомнить Лема с его "Возвращением со звезд". Наверное, психолог-профессионал знает, существуют ли в "психоме" человека абсолютные "плюсы" (которые надлежит всемерно поощрять и развивать) и абсолютные "минусы" (требующие беспощадного искоренения). Клубок сплетен слишком плотно и сложно, и нет ниточки, за которую, – мы знаем точно, – надобно потянуть. Мы полагаем чуть ли не основной задачей Высокой Теории Воспитания – найти и развить в человеке его Главный талант. Мы видим здесь путь к максимально достижимому уровню счастья, понимаемого как наслаждение успешным творческим трудом. У нас есть основание предполагать, что этот путь способен также минимизировать уровень "несчастья", понимаемого, главным образом, как страдание от ощущения своей неполноценности. Но что мы знаем о "побочных" эффектах этой системы? А если творческая успешность породит равнодушие, эгоизм, высокомерие? А отсутствие необходимости бороться с собой (со своими комплексами) сделает человека слабым, вялым, беззащитным перед возможной бедой? Слишком много неучитываемых вариантов. Слишком мало знания, и слишком много незнания..."