В отличие от заморских ралли, драга и дрифта, автослалом – это «наше всё». Соревнования по фигурному скоростному маневрированию выросли из курсов повышения квалификации водителей и стали популярными еще лет 40 назад в Советском Союзе, а затем возродились уже под «жовто-блакитним» флагом усилиями энтузиастов из Ивано-Франковска.
Востребованность этого вида автоспорта в Украине стабильно идет в гору и на то есть ряд веских причин. Судите сами. Во-первых, автослалом имеет чисто практическое значение. Крутые повороты, элегантный, но быстрый объезд змейкой стоек, развороты на 180 и более градусов – все это фактически воспроизводит сложные ситуации, с которыми в городских условиях сталкивается каждый водитель. Во-вторых, украинский вариант автослалома (в отличие от его экстремальной коллеги джимханы) – один самых спокойных видов автоспорта, не требующий каких-либо специальных мер безопасности. В машинах нет силовых каркасов, гонщик пристегнут обычным трехточечным ремнем и максимум, что может понадобиться, – использование защитного шлема. Вдобавок, здесь нет суперскоростей, на трассе во время заезда обычно находится одна машина, а сами соревнования проводятся на закрытых автодромах размером с футбольное поле, где риск для участников и зрителей сведен к минимуму. В-третьих, участие в соревнованиях доступно практически каждому и не требует сильных капиталовложений, поскольку в автослаломе используются обычные серийные автомобили без каких-либо модификаций. До оптимального режима доводится лишь штатная система ручного тормоза. Единственная проблема – это покрышки («уходят» за две тренировки, не говоря уже о состязаниях), проезд и проживание на месте соревнований. Но по сравнению с затратами на подготовку спортсменов к любым оффроуд-рейдам – это практически ничто.
В Виннице число поклонников автослалома растет из года в год. И хотя профессионалов высокого класса немного – винницкое отделение Федерации автомобильного слалома Украины (ФАСУ) насчитывает около семи гонщиков – результаты наших спортсменов на всеукраинских соревнованиях выглядят весьма впечатляющие. Главное достояние винницкого автослалома – гонщики Сергей Трефилов и Сергей Остапенко.
Первый на Honda CRX штурмует трассы в классе переднего привода, второй – пробует силы в обоих классах, но значительных успехов добился именно на заднеприводном ВАЗе 2101. Сергей Трефилов в 2008-м привез в Винницу Кубок Украины, Остапенко – в том же году взял третье место, но уже в 2009-м продвинулся до чемпионского титула. Недавно ребята вернулись из Ужгорода, где проходил 3-й этап Чемпионата Украины 2010.
Сергей Трефилов:
Трасса в Ужгороде была не то чтобы сложная, но очень интересная, достаточно скоростная и не такая, как всегда. Это было что-то новое. Впервые поэкспериментировали: сделали ее длинной, и было 4 или 5 движений задним ходом. Вообще, в автослаломе все трассы соревнований интересны, они никогда не повторяются.
Пока Трефилов по результатам трех этапов держится на стабильном третьем месте, а Остапенко, взяв вначале первое место, передвинулся на второе. Впереди еще пять этапов сезона и есть надежда, что ребята снова привезут в Винницу награды. Кстати, четвертый этап чемпионата должен был проходить в нашем городе, но из-за организационных нестыковок был перенесен в Хмельницкий. Возможно, к осени ситуация как-то улучшится и предпоследний заезд чемпионата, как и планируется, все-таки пройдет 25 сентября в Виннице. Но организационный вопрос – не единственное, на что нарекают местные слаломисты.
Сергей Трефилов:
Городские власти нам не помогают, более того, даже мешают – арестовывают наши машины на штрафплощадки и тому подобное. Нужен еще автодром, у нас его нет. До этого соревнования проходили на улице Щорса на стадионе ДОСААФ. Площадка эта старая, хотя мы пока еще катаемся на ней. В этом году она в ужасном состоянии, ее уже не отремонтировать, нужно полностью менять покрытие.
Между тем популяризация автомобильного слалома идет полным ходом, чему, кроме всеукраинских, способствуют региональные соревнования, а также показательные выступления спортсменов на крупнейших автомобильных мероприятиях города. Вдобавок, 4 июля впервые в Виннице состоится параллельная гонка на грунтовой трассе «Вихола» в рамках всеукраинской School Racing Series 2010 – серии состязаний, включающих в себя параллельный спринт-слалом, параллельку на грунте, кольцевые гонки и другие виды автослалома.