Объектив является окном камеры во внешний мир. Именно проходя через объектив свет формирует изображение на матрице или на пленке фотоаппарата. Поэтому от качества линз, от фокусного расстояния и прочих параметров и будет зависеть качество получаемой фотографии.
Для каждого типа камер требуется свой объектив. Многие производители делают свои камеры несовместимыми с объективами других производителей. Это происходит из-за различий в способе крепежа объективов к камерам. Во многих старых пленочных аппаратах объектив крепился на резьбовом соединении, что делало смену объектива длительного и трудоемкой процедурой. Более удобное байонетное соединение позволяет менять объективы за несколько секунд. Однако у каждой фирмы свой тип байонета. У Canon — Canon EF, у Nikon — Nikon AF, у Olympus — Zuiko Digital (формата 4/3). Есть однако фирмы (например, Sigma), которые, разработав объектив, выпускают его в модификациях для разных типов байонетных креплений. Также существуют переходники, позволяющие присоединить объектив к камере с другим типом байонета или резьбы. Однако такие переходники удается возможны не для всех сочетаний объективов и камер.
Назначение объектива во многом определяется фокусным расстоянием. В таблице приведены примерные диапазоны фокусных расстояний для разных целей использования.
Разновидности объективов и сферы их применения Фокусное расстояние, мм
Краткое название
Область применения
8-28
Широкоугольный
Съемка пейзажей, съемка архитектуры и сооружений. Съемка интерьера, особенно в тесных помещениях.
28-80
Обычный
Съемка репортажей, спортивных мероприятий.
80-200
Длиннофокусный
Репортажная, и портретная съемка (при таком фокусном расстоянии исчезают перспективные искажения лица и других частей тела).
200 и более
Телеобъектив
Съемка удаленных объектов, дикой природы, спортивных мероприятий.
Итак, если нужно фотографировать дикую природу, нужен телевик, если нужно снять пейзажи или городскую архитектуру — широкоугольник. Для получения более четких снимков лучше использовать объектив с фиксированным фокусным расстоянием (фикс), т. к. благодаря более простой конструкции он меньше страдает от хроматической аберрации и виньентирования. Если характер съемки заранее неизвестен, может пригодиться универсальный объектив, например, с переменным фокусным расстоянием 18-200 мм. Однако такие объективы являются своего рода компромиссом между удобством и качеством картинки.
При покупке объектива необходимо учитывать то, что на цифровых зеркальных фотоаппаратах имеет место быть кроп-фактор. Например, у фотоаппаратов Nikon кроп-фактор равен 1, 5, это означает что объектив с фокусным расстоянием 28-105 мм превращается в объектив 42-157, 5 мм (это связано с тем, что на всех объективах фокусные расстояния указываются в 35 мм эквиваленте). Иногда это играет на руку — например, когда нужно иметь большее увеличение, но иногда и минус — когда вам нужен широкий угол.
Следующий пункт, на который стоит обращать внимание при покупке объектива, это его светосила. Чем больше светосила, тем лучше. Рассмотрим два объектива от Canon с одинаковыми фокусными расстояниями EF 50 f/1. 8 II и EF 50 f/1. 4 USM. У последнего значение светосилы указано 1/1. 4 - очевидно это больше, чем 1/1. 8, а значит объектив EF 50 f/1. 4 USM более светосильный чем EF 50 f/1. 8 II. Чем больше светосила, тем меньше можно ставить выдержку, а соответственно появляется возможность снимать с рук в условиях плохой освещенности, например в кафе или театре.
Для макросъемки есть как специальные макро-объективы, например Canon EF-S 60 f/2. 8 Macro USM, Nikon 105mm f/2. 8D AF Micro-Nikkor, так и универсальные объективы, у которых просто есть дополнительная функция "макро". Последние вследствие универсальности дают масштаб картинки макро 1: 2, а того меньше.
И при покупке объектива с рук, и при покупке в магазине важно обращать внимание на следующие детали: При рассмотрении объектива на просвет не должно наблюдаться соринок или пылинок внутри, потому как извлечь их оттуда невозможно, а пыль делает фотографии более мутными. Если есть возможность сделать несколько кадров и посмотреть снимке на компьютере, то наличие такого мусора в объективе можно легко определить сделав снимки с закрытой диафрагмой — F/9 и меньше — если видите темные пятна на фотографии — значит мусор есть и возможно объектив эксплуатировался в плохих условиях;
Кольцо зума и кольцо диафрагмы должны двигаться плавно, без рывков и заеданий. Если при вращении колец наблюдается заедание, нарушается плавность хода и слышен скрежет, то очень вероятно, что объектив роняли и от покупки лучше отказаться;
Передняя и задняя линза объектива должны быть чистыми от разводов, пятен от рук и прочих следов эксплуатации, особенно если объектив новый;
Наличие царапин на корпусе объектива также может говорить о неаккуратном обращении с ним;
Рекомендуется установить объектив на фотоаппарат и проверить работу автофокуса. При хорошем освещении (дневной солнечный свет) у объектива не должно быть проблем с фокусировкой;
Эксплуатировать объектив рекомендуется с защитным нейтральным фильтром, который обычно устанавливается сразу после покупки и защищает переднюю линзу от мусора, пыли, воды и царапин — фильтр испортить не жалко, куда более печально будет если испортится объектив.