Прежде чем говорить о нововведениях, которые обсуждаются, но еще не проголосованы и не вступили в силу, приведем немного статистики и экономических данных.
Пенсионная реформа в Украине назрела давно. Уровень пенсий не выдерживает критики. Подавляющее большинство пенсионеров вместо того, чтобы наслаждаться последними годами жизни, едва сводят концы с концами. Однако финансовая ситуация в Украине такова, что даже этот уровень пенсий выплачивать уже проблематично. Именно по этой причине страна стоит на пороге пенсионной реформы. Нововведения сейчас активно обсуждаются. И хотя есть мнения, что ожидаемые изменения в пенсионном законодательстве – это не реформы, а просто существенная корректировка существовавших норм, тем не менее, перемены грядут, и затронут они абсолютно всех ныне работающих граждан страны.
Чего же ждать и как нововведения коснутся каждого из нас?
Об этом шла речь на заседании «круглого стола», организованном в стенах бердянской мэрии руководством бердянского управления Пенсионного фонда.
В США, Норвегии и Германии на пенсию уходят в 67 лет
енсионного фонда Украины составил 27 млрд грн. Для того чтобы выплатить пенсионерам пенсии, существующую разницу между реально собираемыми деньгами и тем, что необходимо выплатить, пришлось перекрывать из государственного бюджета. Это яркое свидетельство тому, что собираемых с работающего населения взносов в Пенсионный фонд, которые и идут на выплату пенсий, явно не хватает. А поскольку количество пенсионеров растет, с каждым годом не хватать будет все больше.
Происходит это по многим причинам. Во-первых, уже сегодня в стране на 100 работающих приходится 88 пенсионеров. По прогнозам, к 2025 году в Украине на одного работающего уже будет приходиться один пенсионер. А к 2050 году на 100 работающих будет 125 пенсионеров. Представьте, какими должны быть отчисления с заработных плат, чтобы работающие могли обес-печить пенсионеров пенсиями даже на сегодняшнем уровне, не говоря уже о выплате более достойных пенсий. А отсюда вытекает вторая причина проблем – отчисления с заработных плат. Не секрет, что в стране процветает теневая экономика. Поскольку экономического бума не наблюдается, то выживать приходится и работающим. Доходы в экономической сфере таковы, что приходится экономить каждую копейку. Именно по этой причине массовое распространение получила выплата заработной платы в конвертах. И заметьте, подавляющее большинство работающих даже не возмущаются по этому поводу. Не возмущаются, потому что на их место сразу найдут других – это раз. А два – сами работники заинтересованы получить больше сегодня и мало думают о будущей пенсии, до которой еще нужно дожить. Именно потому треть официально трудоустроенных в стране по документам получает минимальную заработную плату. А то, что сверху, – в конвертах – неофициально. Этим можно и нужно возмущаться, но если с одной гривни зарплаты предприятие платит в пенсионный фонд почти 40 коп. (да плюс работающий – еще порядка 10 копеек), то это не менее возмутительно. И в таком налогообложении тоже кроется причина многих бед экономики. Для сравнения, если в Украине те же отчисления в Пенсионный фонд составляют почти 37% от зарплаты, то, к примеру, во Франции – 24%, а в Швеции так вообще менее 19%.
В итоге получается, что соотношение пенсионных выплат в Украине к валовому внутреннему продукту в 2010 году превысило 16%. А, к примеру, в России, где пенсия в 2-3 раза выше, этот показатель чуть более 9%. А в США – менее 6%.
В последние десятилетия мы много говорим о европейском выборе, мечтаем жить, как в развитых странах. Но, к примеру, в Канаде и мужчины, и женщины выходят на пенсию в 65 лет. В Германии, Норвегии, США – в странах с одними из самых развитых экономик в мире – и мужчины, и женщины идут на пенсию в 67 лет. Даже в небогатой Молдове, чьи проблемы схожи с проблемами Украины, женщины идут на пенсию в 57 лет, а мужчины – в 62 года.
Нравится нам это или нет, но все эти цифры говорят о том, что если мы хотим жить, как в Европе, то и работать мы должны, как в Европе. А если мы хотим жить, как в Африке, чтобы можно было сколько угодно полежать помечтать под пальмой, то у нас этого не получится. Не получится, потому что там в одной майке можно ходить круглый год, там не нужно отапливать квартиры и еще много чего не нужно делать того, что жизненно необходимо в Украине.
По информации начальника управления Пенсионного фонда Украины в Бердянске Андрея Белоусова, сегодня в нашей стране две трети пенсионеров получают пенсии менее тысячи грн. При этом у женщин пенсии в среднем в 2 раза ниже, чем у мужчин.
Есть, правда, и показатель, которым мы можем гордиться. Если верить официальным данным, украинские женщины после выхода на пенсию живут дольше всех женщин Европы – 25 лет. В то время как женщины в Германии, Словакии, Венгрии живут на пенсии около 20 лет. Кстати, в Бердянске женщин-пенсионеров в три раза больше пенсионеров-мужчин.
Здоровье наших дам радует. Но радует ли их самих четвертьвековое пенсионное существование на гроши, которые они получают в нашей стране? Не хочу ничего утверждать, просто предположу: быть может, лучше работать, как в той же Германии или США, до 67 лет, но при этом получать достойную зарплату? Тем более, давно доказано, что Здоровье и красоту, как у женщин, так и у мужчин, забирает не столько работа, сколько неустроенность жизни, плохое медицинское обслуживание, отсутствие возможности следить за собой.
Но перейдем от рассуждений и статистики к тому, что же предлагает пенсионная реформа.
Минимальный стаж увеличили для всех
Итак, главные нововведения.
Пенсионный возраст для мужчин не изменяется. 60 лет – как было, так и остается. Единственное исключение – для госслужащих. Если на сегодня по достижении 60 лет мужчина-госслужащий должен уходить на пенсию либо просить разрешение на продление срока его работы (и такое «добро» получить вполне реально), то по новому порядку предлагается сделать так, что если мужчине-госслужащему исполняется 60 лет, он в принципе может уйти на пенсию, но если хочет работать дальше, он может это делать, однако не более двух лет. По исполнении 62-х – все, пенсия. И уже никто не вправе давать разрешение на продолжение работы в должности госслужащего.
Пенсионный возраст женщин увеличат до 60 лет и фактически уравняют с мужским. Но сделают это не единым махом, а поэтапно. Срок выхода на пенсию будет увеличиваться на протяжении 10 лет – на полгода за один год.
В то же время разница в минимальном стаже для начисления пенсий при достижении пенсионного возраста сохранится. Для женщин минимальный стаж предлагается сделать 30 лет. Для мужчин – 35 лет (на сегодня это 20 и 25 лет). Такой стаж даст право на оформление пенсии в случае достижения пенсионного возраста.
Важное нововведение – это назначение пенсий только по персонифицированному учету. Этот учет введен с июля 2000 года. Именно с этого времени в Пенсионном фонде есть база данных по каждому плательщику персонально (отсюда и название – персонифицированный учет). То есть, если изменения примут, теперь уже нельзя будет брать для начисления пенсий наиболее выгодную по оплате пятилетку из своего стажа. Начисление пенсий будет производиться со всего периода персонифицированного учета.
Уточним также, что пенсионеры, отработавшие два года после пенсии, могут рассчитывать на перерасчет пенсий по стажу. Эта норма была и остается.
Далее… Урезаются привилегии госслужащих и других категорий спецпенсионеров, получающих специальные пенсии. При принятии нововведений максимальный размер пенсии в Украине будет ограничен 12 прожиточными минимумами (на декабрь 2010 года – это 734 грн, соответственно размер максимальной пенсии составит 8808). Но это нововведение касается только тех, кто будет уходить на пенсию. Все, кто вышел на пенсию ранее, будут получать прежние большие суммы, так как закон обратной силы не имеет.
Кроме того, если раньше госслужащие получали пенсию в размере 90% от заработной платы, то сегодня этот процент собираются сократить до 80%. Более того, если человек вышел на пенсию с госслужбы, а потом устроился на работу куда-либо, то в таком случае ему будет выплачиваться уже не специальная, а обычная трудовая пенсия. И так будет до тех пор, пока он будет работать. Как только уволится, ему снова начнут выплачивать спецпенсию.
Остальных категорий пенсионеров данное нововведение не касается. Человек, вышедший на пенсию, сможет и работать дальше, и получать свою пенсию.
Данное нововведение в отношении госслужащих уже подвергается критике, и вполне здравой. Урезание прав госслужащих бьет по престижу этой работы. Ведь высокие заработные платы чиновникам выплачиваются, пожалуй, только в столичных министерствах. Зарплаты городских служащих невысокие. Да и экономический эффект от такого ново-введения незначительный. Судите сами: по данным управления труда и социальной защиты населения, в Бердянске на 37 тысяч пенсионеров приходится всего 185 пенсионеров-бывших чиновников. Их средняя пенсия составляет 2400 грн. Минимальная – 1071 грн.
На сегодня острой проблемой органов власти является нехватка специалистов. Предлагаемые пенсионные ограничения еще больше снизят престиж работы госслужащего. А что такое отсутствие специалистов на уровне городской власти, кто-кто, а бердянцы хорошо прочувствовали в период каденции мэра Евгения Шаповалова.
Для бюджетной сферы (учителя, медики, работники культуры) особых изменений нет. Все бюджетники, как и ранее, смогут выходить на пенсию по выслуге лет независимо от достижения пенсионного возраста. Приятная новость работникам этой категории – при выходе на пенсию им будет выплачиваться единоразовая денежная помощь в размере 10 назначенных месячных пенсий.
Коснутся нововведения и военных. Но только в сроке службы. Выслугу людям в форме предлагается увеличить с 20 до 25 лет. Но к финансовым потерям это не приведет. То есть, как сегодня им насчитывается 3% за каждый год выслуги после 20 лет, так и после введения новых норм им будут насчитывать эти 3% после 20 службы. Но выслуга должна составить 25 лет.
Газетная площадь не позволяет привести все нововведения. Мы даем лишь самые основные. Но сотрудники бердянского управления Пенсионного фонда готовы встречаться с трудовыми коллективами и подробно рассказывать обо всех предлагаемых нововведениях с учетом той или иной специфики труда.
Никакая реформа ничего не даст, пока не заработает экономика
Каков же ожидаемый экономический эффект?
Предполагается, что нововведения позволят сэкономить 1,7 млрд грн. Много это или мало? Возвращаясь к началу материала, напомним, что в 2010 году дефицит Пенсионного фонда страны составил 27 млрд грн.
То есть, как видим, нововведения не решают существующую проблему. Более того, аналитики прогнозируют ухудшение ситуации на рынке труда. Интересна и динамика величины трудового стажа. Так, по данным бердянского управления труда и социальной защиты населения, средний стаж у выходивших на пенсию в 2007 году мужчин в городе составлял 44 года, а у женщин 37 лет. Всего за три года эти показатели ощутимо снизились. В 2010 году средний стаж выходивших на пенсию мужчин составлял уже 40 лет, а у женщин – 35 лет. Объясняется это и безработицей, и тем, что многие работают без официального оформления. А пенсионный стаж, как известно, начисляется только в том случае, если в Пенсионный фонд вносятся соответствующие платежи. Если предприятие за вас не платит, то даже если вы там официально числитесь, стаж для получения пенсии вам не идет.
Одним словом, как ни крути, а все дело в работе экономики. В Японии уже сегодня из-за роста продолжительности жизни один пенсионер приходится на одного работающего. Но в этой стране нет таких острых проблем, как в Украине. Нет, потому что там эффективно работает экономика. И налоги там платить выгодно, потому что размер зарплат позволяет людям нормально жить.
Еще один принципиальный момент: наше государство не гарантирует своим гражданам безбедного существования на пенсию, даже если на пенсию они будут выходить в 65 лет. Речь идет скорее о кризисном выживании. В цивилизованном же мире пенсия позволяет не только питаться и одеваться, но еще и путешествовать.
Возможно это, потому что помимо государственной солидарной пенсионной системы, как в Украине, дающей пенсионерам минимум для выживания на пенсию, там есть еще и накопительные системы, а также страховые фонды Это когда человек за счет своих личных взносов на свой личный счет сам формирует себе свой собственный пенсионный фонд на будущее. А также обеспечивает себе образование и лечение. И этот, условно говоря, «фонд», не дай Бог что, может быть передан по наследству, может быть переложен из одной в другую компанию.
В Украине об этом тоже говорят и собираются такую систему вводить. Но вот в чем беда: работать такая система сможет опять же только в условиях сильной государственной экономики. В советские времена у каждого советского гражданина были такие свои пенсионные фонды на счетах Сбербанка СССР. Но ведь потом все «сгорело».
В нынешних условиях деньги сильно обесценивает инфляция. Ведь не секрет, что тысяча гривень в 2007 году и та же тысяча в 2010 – это совершенно разные вещи. А что за эту тысячу можно будет купить через 20-30 лет, пусть даже на нее все это время будут начисляться проценты? Так это еще умолчим о том, что финансовая структура, где вы накапливаете свои будущие пенсионные сбережения, за эти годы может вообще обанкротиться.
Даже в таких странах, как Греция, Испания, Португалия, Ирландия, сегодня с этим серьезные проблемы, и Евросоюз потому дает финансовую поддержку этим странам, чтобы поддержать банковскую систему, чтобы не рухнула в том числе и пенсионная накопительная система этих стран.
В общем, как ни крути, а все упирается в экономику. В экономику, основанную на производстве. Ведь туризм и отдых, за счет которых во многом и держалась экономика той же Греции или Испании, – дело тоже не очень надежное.
Сколько в области пенсионеров и работающих
Как видим, в сельских районах сплошь преобладают пенсионеры над работающими. Из городов только в Запорожье и Энергодаре работающих больше, чем пенсионеров.
13 лет назад, в 1997, на одну тысячу работающих в области приходилось 677 пенсионеров.