Хочу сразу отметить, что трудовой коллектив Горводоканала прекрасно понимал и изначально осознавал, что так называемая «концессия» – это масштабная афера по уничтожению Бердянского водоканала как действующей структуры жизне-обеспечения. Причем идеология такого уничтожения очень простая: все развалить, хорошо заработать на развале, а дальше – хоть трава не расти. Господа концессионеры уедут к себе в Киев, а «расхлебывать» последствия придется нам – жителям Бердянска (собственно говоря, именно так все и произошло).
Людмила Юрьевна Мисива, председатель профсоюзного комитета КП « Бердянскводоканал». Людмила Юрьевна изначально была против концессии и много сделала по защите законных прав работников предприятия, которые массово нарушались руководством ООО «Чистая вода». Ее взгляд на ситуацию – это точка зрения профсоюзного лидера и рядового члена трудового коллектива предприятия «изнутри». Кстати, первого июня 2011 года руководство ООО «Чистая вода» подало заявление в Генеральную прокуратуру с требованием привлечь Людмилу Мисиву к уголовной ответственности. Этой красивой и изящной женщине инкриминируется нанесение ООО «Чистая вода» материального ущерба на сумму 330 000 гривень. А именно: не пускала работников на территорию предприятия, угрожала им увольнением, блокировала работу аварийно-диспетчерской службы, развалила работу абонентской службы и – вершина коварства – отключила на предприятии Интернет. При этом следует добавить, что решением профсоюзной конференции КП «Бердянскводоканал» от 30.06.11 года Людмила Юрьевна была вновь единогласно избрана председателем профсоюзного комитета предприятия.
Работники горводоканала это понимали, были активно против концессии, да вот только нашим мнением никто не интересовался. Люди, проработавшие на предприятии десятки лет, ощущали себя обычным имуществом, которое сдают в аренду недобросовестным арендаторам.
Правда, в какой-то момент появилась все же надежда. Я имею в виду выборы городского головы в 2008 году. Тогда Евгений Шаповалов клялся избирателям и бил себя в грудь, что он не допустит в городе такого безобразия и не позволит сдать горводоканал в концессию. Мы поверили. Думаю, что подавляющее большинство работников горводоканала, члены наших семей, наши друзья и знакомые голосовали за Шаповалова, именно поверив в его «антиконцессионные» обещания. И он стал мэром. И обманул нас всех.
Помню, как в начале марта 2009 года, когда уже было широко известно, что Шаповалов «передумал» и «принял политическое решение – сдать горводоканал в концессию», я добилась личного приема у городского головы. Я пыталась убедить его не делать этой трагической ошибки и не участвовать в этой афере. Не получилось. Евгений Иванович говорил о каких-то международных финансовых организациях. О миллионных инвестициях. О том, что уже через пару лет наш водоканал будет самым процветающим в Украине. Сегодня все его обещания того времени воспринимаются полным, извините, «бредом». Первого апреля горводоканал сдали в концессию. И началась затяжная война профсоюзного комитета предприятия с новыми хозяевами.
Собственно говоря, война эта началась еще раньше. Еще до подписания концессии мне показали проект будущего конценсионного договора. В договоре практически полностью отсутствовали пункты по социальной защите работников предприятия. Тогда от лица профкома предприятия мы написали соответствующие письма в Бердянский городской совет, городскому голове, в обком профсоюзов, и учредители были вынуждены включить в договор раздел по социальной защите. Но лишь «для вида», поскольку пункты эти все равно не выполнялись.
Как только новые хозяева встали «у руля», то сразу стало понятно, что их истинная цель не имеет ничего общего ни с развитием предприятия, ни с благополучием Бердянска.
Горводоканал превратился в мощный насос по перекачке финансов из Бердянска в Киев. Главный бухгалтер предприятия Татьяна Рябикова отказалась осуществлять эти перечисления, и ее уволили. Одновременно уволили начальника отдела кадров. Тогда же хотели уничтожить на предприятии профком и создать свой «ручной» профсоюз. Не вышло. С помощью областной прокуратуры и обкома профсоюзов нам удалось отстоять профсоюзную организацию на предприятии. На «Чистой воде» поменялась структура руководства – теперь, помимо директора и главного инженера, на предприятии появились еще два заместителя директора (с неясными должностными обязанностями). Кроме того, ввели должность директора по безопасности. А вообще, за два года концессии на «Чистой воде» поменялось четыре директора. По два директора в год!
Понятно, что поскольку «львиная» часть денег уходила в Киев, то на поддержание минимальной работоспособности предприятия средств уже не оставалось. Раньше на заработанные в течение летнего периода средства мы имели возможность закупить материалы, запасные части, решить какие-то социальные вопросы (летний Отдых детей наших сотрудников), проводить текущие и капитальные ремонты оборудования. После 2009 года это стало невозможным. И тот факт, что вся инфраструктура горводоканала продолжала работать, – это исключительно благодаря профессиональному мастерству и добросовестности наших работников. Все видели, что приближается крах, но старались оттянуть этот момент как можно дальше.
К счастью, когда городским головой стал Алексей Бакай, то ситуацию удалось «переломить». Бакай вместе с Бердянским городским советом смогли расторг-нуть концессионный договор и отстояли свою позицию в суде. Мы все помним, как, несмотря на вступление решения суда в законную силу, «Чистая вода» пыталась захватить предприятие рейдерским способом по сценарию силового варианта. Сегодня уже понятно, что концессионеры заранее знали о том, что Бердянску откажут в лицензии, и руководство города окажется в «безвыходном тупике». Однако Алексей Анатольевич смог решить и этот вопрос. Город получил лицензию.
Конечно, положение остается очень тяжелым. «Благодаря» деятельности концессионеров, горводоканал отброшен лет на десять назад. Автотранспортный парк предприятия в полном упадке, коммуникации и оборудование на самой-самой последней грани работоспособности, и денег на восстановление пока нет. Все держится на людях, а люди не получили зарплату за май месяц и обращаются в суд. Работникам не отдавали трудовые книжки и не подписывали заявления. Проблему удалось решить, действуя адекватными методами. Когда руководство «Чистой воды» захотело вывезти свою документацию, то работники предприятия заблокировали кабинеты и не пускали туда никого. До тех пор, пока директор «Чистой воды» не подписал приказ на увольнение и не выдал трудовые книжки, мы держали кабинеты «в осаде».
Сегодня ситуация продолжает оставаться очень тяжелой, но зато появилась надежда. Предприятие еще можно восстановить и вывести на уровень нормальной работоспособности (сегодня водоканал работает на уровне «аварийной» работоспособности и занят латанием дыр). Главное – удалось сохранить наш коллектив. Если есть специалисты-профессионалы, хорошо знающие свое дело, если есть работающая инфраструктура, то все остальные вопросы решаемы. И мы их решим.
В заключение хотелось бы от лица трудового коллектива нашего предприятия еще раз поблагодарить Бердянский городской совет, исполнительный комитет городского совета и нашего мэра Алексея Бакая за успешное решение главной проблемы – расторжение концессионного договора и изгнание «Чистой воды». Бердянск стоял на грани экологической катастрофы и социального взрыва. Заявляю это совершенно ответственно. И пусть ситуация с «Чистой водой» послужит всем нам хорошим уроком.
Добрые дяди со стороны никогда не придут к нам решать наши проблемы. Поэтому надо больше надеяться на себя. И решать свои проблемы самим.