21-го апреля 2011 года Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым подписан новый Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Закон вносит существенные изменения в сложившийся в России порядок работы служб такси.
А теперь представьте: вы вызвали такси. На видном месте в машине водителя стоит таксометр, прайс-лист и личная карточка, где написано, в какой службе работает, ФИО и прочие данные.
После того как вас доставили на место, водитель выдает вам чек или отчитывается БСО (бланк строгой отчетности). По первому требованию водитель предъявит вам договор фрахтования. Кроме этого, водитель должен быть официально зарегистрирован, оформлен как ИП, перед рейсом он прошел технический и медицинский осмотры, у него, конечно же, есть все соответствующие документы. Еще таксисты будут обязаны проходить ТО два раза в год.
Это не фантастика и не рассказ про заграницу. Это инициатива федеральных чиновников. Именно все эти пункты прописаны в новом законе о такси, который уже вызвал бурю критики и полярных мнений. Часть закона вступит в силу первого сентября, другая с первого января 2012 года. Чиновники в Москве решили навести порядок в пассажирских перевозках. Такие меры, как считают власти, позволят выдворить с рынка перевозок нелегалов. Однако все эти меры хороши для городов федерального значения, где необходимость в официальном такси есть, а так называемые "бомбилы" просто отнимают хлеб у честных таксистов и не обеспечивают должной безопасности пассажиров при езде. Средняя стоимость поездки на такси в Москве и Петербурге 400-500 рублей, в Архангельске 100-200. Получается, что стоимость лицензии и прочих вещей будет одинакова, но окупаемость в регионах в разы ниже. Наши таксисты привыкли работать по договору. Платить процент за использования рации и приеме заказов. Да и чтобы заработать 1500-2000 тысячи рублей, архангельским таксистам придется целый день крутить баранку.
Форумы Интернета пестрят сообщениями с опасениями таксистов. Для многих автомобилистов работа в такси была лишь дополнительным доходом, и они не готовы оформлять свидетельство ИП и оборудовать свой автомобиль по последним требованиям. Это просто нерентабельно. Также благая инициатива чиновников бьет и по бизнесу, и по клиентам такси.
Не успели водители оправиться от новых правил ТО, как им тут же выдают еще одни закон. Толком нигде ничего не объяснено. Таксистам сложно понять, как действовать дальше. Политические силы не дремлют и стараются защитить водителей, в Москве уже прошел первый Всероссийский съезд таксистов, под эгидой Народного фронта Путина. Акцию протеста "Похороны легального такси" организованную в столице поддержали более чем в десяти регионах России. Что будет дальше, пока не ясно. Кто-то говорит, что после первого сентября ничего не изменится, кто-то считает, что изменится и в лучшую сторону. Здесь все расставить по местам может только время. Мы будем держать руку на пульсе событий, и информировать наших читателей обо всех изменениях на страницах еженедельника "АВТОгазета".
Александр Кошелев, генеральный директор ООО Такси "Белые ночи":
- В связи с новым законом о такси могу сказать, что цены однозначно повысятся. 40 процентов водителей у меня просто уйдет. Это те люди, для которых такси - подработка. Если у человека есть основная работа, ему вряд ли захочется оформлять все бумаги, оснащать автомобиль, платить за лицензию и проходить ТО два раза в год. Для пассажиров, помимо повышения стоимости проезда, увеличится и время ожидания. Если сейчас клиент ждет такси пять-шесть минут, то теперь машина приедет только минут через пятнадцать.
Антонина Лобанова, генеральный директор такси "Олимп":
- В данный момент в связи с новым законом я практически, готова закрыть фирму. Водители не хотят оформлять свидетельство ИП и прочие бумаги, которые необходимы. Отток водителей начался уже с июля, когда обо всем этом заговорили. Поэтому сейчас у нас есть заказы, но водителей не хватает.
Небольшим фирмам такси будет несладко, это факт. Им придется либо объединяться, либо закупать собственные автомобили и серьезно вкладываться в бизнес. Но есть вариант, что на рынке останутся только крупные игроки, у которых есть возможность принять новые правила федеральной игры.
Руководство такси "Снежок" прокомментировало ситуацию так:
- В ожидании вступления в силу нового закона мы уже начали необходимую подготовку, закупаем оборудование: таксометры, наклейки, пластиковые четырехугольники. Мы готовим специальные пакеты для водителей. Рассчитываем, что в такси останутся профессионалы. Часть функций компания возьмет на себя, например, медицинский и технический осмотр перед выходом на линию. Мы понимаем, что претворить решения нового закона в жизнь самостоятельно для водителей будет очень затратно. Можно спрогнозировать, что стоимость вырастет. Рынок сузится, но спрос меньше не станет, на такси он устойчиво растет. Даже в годы недавнего кризиса на такси люди не экономили. Большинство водителей - это люди, работающие по договору, их количество снижается, а количество клиентов растет.