В закон "Об ОСАГО" снова будут внесены поправки. Министерство Финансов готовит законопроект, который, по мнению как страховщиков, так и автовладельцев приведет к увеличению стоимости полиса более чем на 50%.
Корректировке подвергнется не только базовый тариф, остававшийся без изменения в течение 8 лет, но и максимальные суммы выплат по имуществу, жизни и здоровью. Позднее будет введено понятие "тарифного коридора", предусматривающего увеличение верхней планки стоимости полиса. Однако, по словам самих чиновников, законопроект вступит в силу не ранее, чем через год.
Куда ведет "тарифный коридор"
Согласно новому законопроекту, максимальные суммы выплат по имуществу увеличатся со 120 тысяч до 400 тысяч рублей, а по жизни и здоровью - со 160 тысяч до 500 тысяч рублей. После утверждения этого вопроса чиновники примутся за пересмотр базового тарифа, составляющего на сегодняшний день 1 980 рублей. Затем будет введено понятие "тарифного коридора", которое даст возможность страховщикам увеличить максимальную планку стоимости полиса. По подсчетам экспертов, все эти новшества приведут к увеличению базовой ставки тарифа в среднем на 50%. Страховщики же считают, что необходимо поднять ставку на 60%.
Еще одним нововведением грядущих поправок к закону "Об ОСАГО" станет безальтернативная система урегулирования в рамках прямого возмещения убытков. Что это значит? Напомним, что сейчас, если в ДТП пострадали лишь автотранспортные средства, то потерпевший может обратиться за возмещением к страховщику виновника. Теперь, согласно поправкам, при сложившейся ситуации пострадавший имеет право обратиться только к своей страховой компании.
Кроме того, законопроект предусматривает ответственность станций техобслуживания. Здесь имеется в виду, что если ДТП произошло по причине неисправности автомобиля, то страховая компания, представляющая интересы пострадавшего, имеет полное право взыскать возмещение с фирмы, которая выдала талон техосмотра на автомобиль виновной в происшествии стороне. Это делается для того, чтобы пресечь деятельность нелегальных организаций, продающих недействительные талоны ТО.
Информация о будущем росте лимита выплат по ОСАГО просочилась в СМИ в конце лета, после того, как было подписано распоряжение об изменении порядка расчета стоимости страховки. Напомним, что согласно этому распоряжению стоимость полиса стала рассчитываться путем умножения базовой ставки на целый ряд коэффициентов, привязанных к месту жительства водителя, его возрасту и стажу вождения, мощности двигателя, срока действия страховки, а также количества доверенных лиц, которые могут им управлять.
Страховщики называют эту процедуру жизненно-важной в условиях убыточности подобного рода компаний. Они ссылаются на то, что из-за нерентабельности многие страховые компании вынуждены покинуть этот рынок. Также известны факты, касающиеся кризисного периода, когда на рынке автострахования было зафиксировано множество недобросовестных страховых компаний, которые после получения прибыли от своих клиентов благополучно скрылись. Общий объем ущерба от подобного рода действий составил порядка 500 миллионов рублей.
Однако, страховщики не вполне согласны с некоторыми положениями нового законопроекта. Так, пункт поправок гласит, что пострадавший должен получать деньги от своей страховой компании даже в том случае, если его лечат бесплатно, то есть за счет обязательного медицинского страхования. Выплаты же по смерти смогут получить не только оставшиеся без кормильца члены семьи, но и родственники погибшего в ДТП.
Страховщики же считают, что подобного рода выплаты должны осуществляться только иждивенцам. В противном случае они требуют повышения тарифа на 60%. Для урегулирования всех встречных вопросов и споров у Минфина есть достаточное количество времени, ведь законопроект вступит в силу лишь через год. За это время чиновники надеются детально поработать над установлением порядка минимальных и максимальных лимитов выплат, а также установления границ "тарифного коридора". Кроме того, по словам министров, за это время сложится определенная ситуация на рынке автострахования. Они имеют в виду повышение требований к уставному капиталу. Таким образом, они пытаются обезопасить автовладельцев от потенциальных банкротов, которые после получения прибыли могут уйти от ответственности перед застрахованным лицом, как это бывало раньше.
Так или иначе, но для простых автовладельцев это означает, что полисы ОСАГО подорожают. На сколько, пока не известно. Предположительно увеличение стоимости полиса будет варьироваться от 10 до 70%, в зависимости от стажа водителя, его возраста, места проживания, мощности двигателя автомобиля и прочих показателей.
Нужно ли повышать автогражданку?
Таким вопросом, прежде всего, задаются простые водители. И, действительно, нужно ли? Полисы ОСАГО и в настоящее время не отличаются дешевизной, так к чему вешать на шею конечных пользователей такое бремя? Тем более, что по подсчетам Федерации Автовладельцев России, тарифы на ОСАГО завышены в среднем на 30%. Жалобы страховщиков на убыточность бизнеса - не более чем ложь. Эти слова подкрепляются фактами. За 6 лет существования автогражданки страховые компании в целом по стране собрали 489,7 миллиардов рублей, а выплатили лишь 268,6 миллиардов. Нехитрая арифметика показывает, что средняя доля выплат не достигает даже 55% страховой премии, что является нарушением положений закона об ОСАГО, так как согласно закону, доля выплат не должна быть менее 80%.
Только в прошлом году страховщики получили 92,6 миллиарда рублей, а выплатили по компенсациям всего лишь 53,8 миллиарда. Это свидетельствует об обогащении страховых компаний за счет своих клиентов. Ведь ни для кого не секрет, что страховщики всеми правдами и неправдами пытаются снизить сумму страховых выплат, а в идеале свести ее к нулю. Вот и получается, что данная реформа опять сыграет на руку недобросовестным страховщикам.
А чем же новый законопроект обернется для автовладельцев? Во-первых, пятидесятипроцентным подорожанием полисов. Во-вторых, отчаянной борьбой отстоять возмещение ущерба. Интересная ситуация складывается и для регионов страны. В некоторых областях стоимость полисов останется неизменной, а в остальных будет зависеть от региональных коэффициентов. С чем это вязано? Как объясняют сами чиновники, все дело в убыточности региональных страховых компаний. Как оказалось, в 40% регионов нерентабельность страховых компаний достигла 80%. Поэтому остальные 60% регионов будут служить донорами.
Министры уверяют, что новые поправки призваны помочь, прежде всего, автовладельцам. В качестве примера они приводят быстрое разрешение конфликтов между участниками мелких ДТП без вызова сотрудников ГИБДД на место происшествия. Здесь имеется в виду европейский протокол. Но не стоит забывать, что страховые компании не станут разговаривать с вами без предоставления справки от инспектора ГИБДД. Очередная ловушка?
Сами эксперты опасаются, что рынок автострахования выйдет из-под контроля. За предыдущие несколько лет с рынка ушли около 30 компаний, в результате выплаты за них пришлось осуществлять союзу. По их мнению, с введением "тарифного коридора" новый законопроект только усугубит ситуацию. Но тяжелее всех придется простым автовладельцам, которые уже сейчас хватаются за голову.
В итоге получается, что эксперты не видят необходимости в увеличении стоимости автогражданки. Такого же мнения придерживаются и автовладельцы. Не совсем довольны предстоящими изменениями и страховые компании. Так, если нет необходимости и объективных причин к принятию такого законопроекта, то для чего это делается?