Вчера Кабмин утвердил «Об акционерных обществах». Новый Закон запретит создавать ЗАО. Кроме того, существующие ЗАО должны перерегистрироваться в ОАО на протяжении 10 лет. Проект также предлагает снизить кворум для проведения собрания акционеров с 60% до 50%, а также срок подачи официальной публикации о таком собрании с 45 дней до 30 дней.
С одной стороны законопроект сенсацией не является. В начале января Рада приняла новый законопроект №1129 «О внесении изменений в закон о хозяйственных обществах», предусматривавший снижение кворума акционеров для проведения повторных собраний с 60 до 50%, который был ветирован Президентом. «proUA» уже писал об этом . Поэтому на первый взгляд новый законопроект призван «протащить» выгодную антикризисной коалиции норму о снижении кворума после президентского вето.
И все же некоторые нюансы существуют. Имеем ввиду постепенное запрещение ЗАО. Еще в конце 2006 года Верховная Рада запретила функционирование банков в форме ЗАО, обязав их перейти на форму открытых акционерных обществ.
Такой шаг направлен на обеспечение прозрачности национального рынка. Европейская практика не знакома с делением акционерных обществ на закрытые и открытые, поэтому ликвидация формы ЗАО может рассматриваться как прямой шаг к введению европейских стандартов в экономике страны. Форма ЗАО изначально была направлена на максимальную защиту акционеров от вмешательства третьих лиц, осложняя процесс отчуждения акций неучастникам обществ. Однако она же позволяла делать коммерческие структуры максимально закрытыми с точки зрения транспарентности работы.
Сенсацией здесь, пожалуй, можно назвать то, что Кабинет министров лоббирует ликвидацию ЗАО, в то время как большинство донецких активов функционирует именно в этой форме хозяйственных обществ. Например, закрытыми акционерными обществами являются СКМ, АРС, Донгорбанк, Гефест, Люкс-сервис, ТД Азовсталь, ТРК Украина, ИГ Сегодня, DCC, ПУМБ и др.
Инициатива КМУ выглядит скорее самостоятельным шагом, направленным на увеличение прозрачности связанного с ним бизнеса. В действительности такой шаг может быть предпринят в том случае, если донецкая ФПГ планирует мощный экономический бросок на Запад. Обычно, повышение прозрачности компаний предшествует выходу на IPO и зарубежный фондовый рынок.
Таким образом, принимая во внимание концентрацию властных полномочий, донецкая ФПГ может на законодательном уровне закрепить повышение прозрачности субъектов хозяйствования через запрет ЗАО.
Это с одной стороны скроет массовую смену формы собственности компаний, а с другой продемонстрирует европейский манер экономической политики правительства.