Каждый раз с приходом лета часть жителей нашего города задается вопросом о целесообразности двуставочного тарифа оплаты за тепло. Действительно, вопрос интересный: за какое теплообеспечение мы платим летом? И хотя ответ на этот вопрос звучал уже неоднократно, он вновь был поднят на встрече председателей ОСМД с народным депутатом Украины Валерием Барановым, которая состоялась 12 июня в ДК Софит. По просьбе нардепа мы обратились за разъяснениями к председателю правления ЗАО «Бердянская теплосеть» Николаю Омельченко.
– Николай Тимофеевич, расскажите, почему введен двуставочный тариф?
– Для начала хотелось бы немного вспомнить историю данного вопроса. В советское время оплата за теплообеспечение была круглогодичная, хоть и небольшая. То есть, люди постоянно платили одну и ту же сумму: и зимой, и летом – и никто не возмущался, никто не спрашивал: «За какое теплообеспечение мы платим летом?». Убытки, возникающие по причине низких тарифов, компенсировались из государственного бюджета. Но после развала Союза государственные дотации прекратились, и все предприятия тепловых сетей, как и все предприятия ЖКХ, утонули в долгах. В результате возникла необходимость приведения тарифов в соответствие с затратами. Тогда же возникла идея введения сезонного тарифа. То есть, люди платили бы только в отопительный сезон, но в 2 раза больше, чем при круглогодичном тарифе. Ведь в тариф входит не только цена за газ, но и ремонт сетей, и затраты на электричество, и зарплата работникам – все эти затраты предприятие несет круглый год. Мы тогда предоставили бердянцам выбор, и большинство осталось на круглогодичном тарифе – людям было выгоднее постоянно платить одну и ту же сумму, чем летом не платить ничего, а в отопительный сезон тратить огромные суммы. Однако нам указали на незаконность предоставления подобного выбора и потребовали перевода всех абонентов «Теплосети» либо на сезонный, либо на круглогодичный тариф. А 10 июля 2006 года появилось Постановление Кабинета Министров Украины № 955 о введении двуставочного тарифа. Это некая смесь сезонного и круглогодичного тарифов. В отопительный сезон абоненты платят приблизительно 80% необходимой платы, а все остальное время – 20%. Это достаточно удобно и потребителям тепловой энергии, и предприятиям. Надо сказать, что мы не были первопроходцами в вопросе введения данного тарифа. Мы его приняли, когда в соседнем Мелитополе он действовал уже год, а в Запорожье – 2 года, и в целом по стране около 30% предприятий тепловых сетей к тому времени уже перешли на двуставочный тариф. К слову, сейчас эта цифра – более 60%, и есть все основания полагать, что в самом ближайшем будущем на него перейдут все теплопоставляющие предприятия страны.
– Николай Тимофеевич, а как быть с домами, где существуют счетчики тепловой энергии? Они потребляют определенное количество тепловой энергии, это фиксируется счетчиком. Каждая полученная гигакалория на счету. Она имеет свою цену. За что они платят летом?
– В домах с тепловыми счетчиками действует та же система: в отопительный сезон они платят 80% тарифа, летом – 20%. На нас некоторые ОСМД, имеющие тепловые счетчики, уже даже в суд подавали, но все суды мы выиграли. Никто ничего лишнего не платит. Эта система учитывается и при наших платежах за газ – в отопительный сезон 80% – летом 20%. Правда, до начала отопительного сезона мы еще вынуждены делать определенную предоплату. В частности, до 1 октября текущего года нам надо будет заплатить 6 миллионов гривень, чтобы вовремя начать отопительный сезон. Сейчас БПТС не имеет долгов, но полной уверенности в том, что к сроку мы соберем необходимую сумму, пока нет. К сожалению, в летний период платежи населения падают до 85%, то есть мы ежемесячно недополучаем 1,5 – 2 миллиона гривень. И речь здесь идет не столько о тех, кто не может платить (мы знаем таких абонентов – их долги составляют лишь шестую часть общих долгов), сколько о тех, кто в состоянии платить. Вот совсем недавно нам пришлось с помощью суда и ГАИ арестовать 2 автомобиля одной семьи, и ее долги были сразу же погашены, как и долги их знакомых – также людей небедных. Сразу хочу предупредить: мы будем продолжать эту практику, так что, уважаемые должники, не обижайтесь.