«Основные постулаты в моей работе – польза, прочность, красота»
Современные материалы и строительные технологии уже давно доступны в нашей стране, но передачи о ремонте, дизайне интерьеров и домов многими людьми, даже располагающими средствами, все равно еще воспринимаются как нечто невероятное в Бердянске и чуть ли не фантастичное. Немало заказчиков по сей день выступает одновременно и в роли прораба, и в роли дизайнера. Некоторые доверяются «вескому» мнению самодеятельных мастеров-самоучек, как обычно уверяющих, что они «делают все» и в дизайне тоже разбираются.
Архитектор Александр Прокопенко и его супруга и деловой партнер, юрист Татьяна Прокопенко
В результате тратятся большие деньги, а получается далеко не то, о чем мечталось и чего хотелось. И это еще в лучшем случае. Хуже, когда ремонт или стройка заканчиваются полным разочарованием от полученного результата. Именно потому все большее количество горожан приходит к пониманию того, что в деле ремонта и строительства без профессионала-дизайнера и архитектора не обойтись. Поэтому наш разговор сегодня со специалистом в этих областях Александром Прокопенко
– Александр Павлович, насколько сложно работать дизайнером в Бердянске? Особенно в нынешнее непростое в экономическом плане время? Многие ведь по-прежнему считают, что траты на архитектора и дизайнера – это лишние траты…
– Я думаю, такой подход уже в прошлом. Жизнь доказала, что специалист, который сопровождает проект, который предлагает оптимальные варианты дизайна – это не лишние траты, а экономия средств, сил и нервов заказчика. Это также гарантированный результат всех усилий и материальных расходов. Например, мало кто из строителей и по совместительству дизайнеров, уделяет достаточное внимание созданию грамотной подсветки комнат, как основной так и декоративной. Для того чтобы освещение помещений было грамотным и гармоничным, не достаточно просто Купить Дизайнерские Люстры с доставкой и развесить их по стенам и потолкам, нужно еще продумать их расположение относительно дверей и окон, учесть размеры последних и предполагаемые места для размещения мебели. Очень часто случается так, что на месте где оптимальнее всего поставить шкаф, красуется декоративный светильник или настенный выключатель.
– У Вас есть специальное образование? Как Вы пришли в строительство?
– Моя карьера в строительстве и архитектуре началась с принятия меня учеником каменщика в один из строительных кооперативов города. Спустя год, в 1992 году, поступил в Днепропетровский инженерно-строительный институт (ныне Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры), где прошел хорошую архитектурную школу. Получил диплом архитектора в 1998 году. Казалось бы, нужно подкрепить его проектной практикой в проектном институте, а меня влекла начавшаяся практика выполнения «евроремонтов». И я со старшими товарищами по академии на несколько лет ушел в непосредственное воплощение замыслов коллег. Мы с инженерами продумывали технологичность выполнения сложных сводчатых форм потолков и сами же их собирали, идеально выводя линии сопряжений (стыковок). Выполнив определенное количество объектов и получив достаточно опыта и знаний, я вернулся в наш город, где, к счастью, был быстро принят в архитектурную среду и включился в рабочий процесс проектирования архитектором в коммунальном предприятии «Архитектурно-планировочное бюро».
Познав изначально практику строительства, а затем, подкрепив его теорией и опять окунувшись в практику, на сегодняшний день мне легко организовать пространство, начав с проектирования объекта и закончив дизайном его интерьера.
Работы по дизайну
– То есть Вы делаете все в комплексе: и проект, и дизайн интерьера?
– Да, над разработкой дизайна интерьеров я начал работать с 2005 года. Эта ниша в городе была совсем нетронута. В Бердянске на тот момент (и по сей день) работали несколько бригад с довольно талантливыми дизайнерами. Но это было исключением. В основном бригады ремонтников работали по схеме «вот как тут в журнале». Что приводило к частичному, а иногда и полному непониманию между заказчиком и воплощающим его идеи рабочим. А когда есть концепция, которая сопровождена альбомом изображений и чертежей с пояснениями и описанием технологичности работ, то процесс и окончание работ будут прогнозируемы.
– Хорошо, человек хочет построить дом. У него есть участок, деньги и желание, с чего ему нужно начинать?
– С обращения к специалисту, которому в первую очередь нужны правоустанавливающие документы. Потому что ряд трудностей может возникнуть уже на начальном этапе. Например, во многих случаях выясняется, что на земельный участок отсутствуют правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности или пользования. А значит, нет возможности для проектирования. В такой ситуации необходима квалифицированная помощь юриста, которую, кстати, мне оказывает партнер в работе и жизни – моя супруга.
Помимо юридических услуг, спектр которых разносторонний: работа в отраслях гражданского, семейного, трудового, хозяйственного права, супруга занимается работой по сопровождению текущей инвентаризации домовладений (получение технического паспорта в БТИ), получением технических условий, оформлением правоустанавливающих документов на земельные участки, а также в случаях необходимости предоставляет услуги по представительству в суде по разрешению конфликтных ситуаций между совладельцами или владельцами (пользователями) смежных земельных участков.
– Хорошо, разобрались с правоустанавливающими документами, что дальше?
– Дальше переходим к вопросам проектирования. И тут тоже могут быть свои подводные камни. Зачастую заказчик приходит с уже готовыми идеями или схемами, увиденными в журналах, что слегка облегчает общение и представление о том, что он хочет получить. Однако желаемые габариты здания и участка совпадают в редких случаях. Учитывая все нормативные отступы от существующих строений, иногда получается, что и строить негде, и, таким образом, имеющийся земельный участок приобретать не было никакого смысла. Из этого следует, что заказчику даже при покупке земельного участка желательно проконсультироваться с проектантом о возможной реализации своих замыслов в том или ином месте.
В случае, когда границы застройки позволяют беспрепятственно располагать здание согласно заданию на проектирование (заполненной заказчиком анкете), выполняется эскиз планировок здания совместно с концепцией и общей стилистики здания.
Архитектурные работы
– А на каком этапе стоит подумать об интерьере, о внутреннем дизайне?
– Сегодня все большую популярность приобретает комплексный подход. Это когда параллельно проектированию здания идет разработка дизайн-проекта. При таком подходе намного больше шансов функционально и полезно использовать площадь в проектируемом здании. Намного сложнее исправлять непродуманные решения в уже построенном доме или здании, которые никак не стыкуются один с другим или смотрятся случайно и негармонично. Это, естественно, влечет за собой дополнительные расходы по устранению нестыковок или полной реконструкции с частичным демонтажем уже возведенных конструкций.
Один из примеров, часто встречающийся в квартирах: установка двери, когда лутка примыкает к углу, и после ее установки наличник установить в угол нет возможности, и туда ставится штапик. И все это, как назло, на самом видном месте. «Красиво» – нет слов. А решение этой проблемы есть.
И подобных примеров масса. Вот почему намного выгоднее и экономически правильно обратиться за выполнением проектной документации к людям, имеющим опыт в проектировании и строительстве, чем «придумывать велосипед», теряя драгоценное время и средства, пытаясь сэкономить на изготовлении проектной документации.
Хорошо, когда заказчик грамотный и понимает, что, экономя средства на проектировании, он потеряет впоследствии во времени, а, соответственно, и в деньгах. Понимающий это заказчик просит выполнить полный дизайн-проект с рабочими чертежами и сметой, а не только трехмерные изображения, по которым рабочие не только не могут посчитать объемы работ, но и в ходе ремонта постоянно будут вынуждены тревожить заказчика вопросами: «А какой тут размер?», «А сколько тут отступать?» Такой заказчик, вникающий во все подробности и решающий текущие ремонтные вопросы, поневоле становится прорабом, и его ежедневное присутствие на объекте становится нормой.
А бывает так: заказчик заказал только трехмерные эскизы, мотивируя это тем, что у него бригада толковых мастеров и им не нужно размеров, они сами все сделают. Проходит не так много времени, и меня просят появиться на объекте или встретиться с рабочими, так как у них возникают вопросы. Это, несомненно, было ожидаемо, потому как вопросы у рабочих возникают даже по уже готовым чертежам, где все расписано. Потому что ремонт – это как операция у хирурга, с первым надрезом иногда меняется и ход операции.
– То есть Вы ведете речь об авторском надзоре за реализацией проекта. А что включает в себя эта услуга?
– Выезд дизайнера на объект не менее 2-х раз в неделю, внесение корректировок в рабочие чертежи при возникновении изменений, выезд для подбора отделочных материалов, заказ отделочных материалов, согласование счетов с заказчиком на материалы и оборудование, подбор отделочных материалов, мебели и предметов интерьера на основе каталогов и образцов в офисе, подготовка коммерческих предложений с указанием компаний-продавцов, производителей, выезд в магазины и салоны для консультаций и подбора предметов интерьера. То есть полный комплекс услуг.
– При всем разнообразии проектов, есть какие-то основополагающие принципы, которые архитектор старается заложить. Чем руководствуетесь Вы в своей работе?
– Польза, прочность, красота – это три постулата, на которых основана архитектура. Вот их я и использую в своей работе.
– А такой важный вопрос, как декорирование интерьера – Вы занимаетесь этим?
– Да, и это очень важный вопрос помимо самого ремонта. Сделанный качественно интерьер без таких деталей как шторы, скатерти, салфетки, ковры, картины и т.п. выглядит не совсем законченным. А хорошо подобранное убранство придает законченность и настроение интерьеру. Безусловно, мы готовы помочь и с этим. Я уже говорил, что предлагаю заказчику комплексный подход, как говорится, с нуля и вплоть до декорирования интерьера.