Экономические аргументы в пользу открытой системы торговли, базирующейся
на международных согласованных правилах, достаточно просты, а в их основе
лежит главным образом коммерческий здравый смысл.
Все страны, включая наибеднейшие, обладают ресурсами - людскими, промышленными,
природными, финансовыми, которые они могут использовать для выпуска товаров
и услуг для потребления на внутреннем рынке или выхода с ними на международные
рынки, где их ждет конкуренция с другими поставщиками. Термин "сравнительное
преимущество" означает, что процветание стран зависит от того, как
они воспользуются своими ресурсами для концентрации усилий на производстве
тех товаров или услуг, которые они могут производить лучше других. Такая
ситуация возникает естественным образом для фирм, действующих на внутреннем
рынке, но это лишь часть общей картины. Есть еще и мировой рынок. Большинство
фирм признают, что, чем обширней рынок, тем больше их потенциал с точки
зрения достижения наиболее эффективных масштабов производства и получения
доступа к наибольшему числу клиентов. Другими словами, меры по либерализации
торговли, которые обеспечивают беспрепятственные потоки товаров, услуг,
а также факторов производства приумножают те выгоды, которые они получают
от выпуска продукции наивысшего качества, наилучшей конструкции и по наилучшим
ценам.
Однако успехи в торговле не являются чем-то статичным. Конкурентоспособность по отдельным видам продукции может варьироваться от компании к компании, когда изменения на рынке или внедрение новых технологий делает возможным выпуск более дешевых изделий улучшенного качества. История и опыт свидетельствуют,
что целые страны, обладающие определенными преимуществами, скажем, в стоимости
трудовых или природных ресурсов, могут утратить конкурентоспособность некоторых
своих товаров или услуг по мере своего экономического развития. При наличии
стимулов, которые предоставляет открытая экономика, однако, они быстро
приобретают конкурентоспособность в каких-нибудь других областях. Этот
процесс, как правило. является постепенным, так как в той мере, в какой
системе торговли дозволено функционировать без каких-либо сдерживающих
факторов протекционизма, фирмы заинтересованы в адаптации своей деятельности
к новым условиям, причем это происходит достаточно целенаправленно и относительно
безболезненно. Фирмы нацеливают свои усилия на выпуске новой продукции,
стараются найти новую "нишу" в той области, в которой они работают,
или расширить производство за счет выпуска новых изделий.
Альтернативный вариант, который заключается в защите от импорта или предоставлении
правительственных субсидий, ведет к тому, что неэффективные и громоздкие
компании заваливают потребителя устаревшими и непривлекательными изделиями.
В конечном итоге заводы закрываются, а работники теряют свои рабочие места,
несмотря на протекционизм и субсидии. Если правительства стремятся осуществлять
такую же политику в своей внешней торговле, происходит сжатие рынка, а
мировая экономическая активность сокращается. Одна из целей ВТО как раз
и заключается в том, чтобы предотвратить такой бесперспективный и саморазрушительный